/*?>
Отец Василий Негер вместе с десантниками построил храм в честь погибших воинов-курян
«Бывших десантников не бывает!» – так говорят все, кто когда-то носил голубой берет с эмблемой ВДВ.
И неважно, была ли это срочная служба или контрактная. Крепкое братство объединяет этих людей на всю жизнь. Иногда это выливается в удивительные истории, такие как строительство церкви и сохранение памяти о погибших защитниках.
К вере пришёл в армии
Со времён службы в ВДВ отец Василий неразлучен с тельняшкой – сейчас носит её под облачением.
В армию его призвали в 1988-м, вскоре после окончания агрономического техникума. Служил в 104-й воздушно-десантной дивизии Кировограда, в Азербайджанской Республике.
– Каждый советский парень считал почётным долгом службу в армии, и хотелось в войска «посерьёзнее», – рассказывает батюшка. – Так я оказался сначала в учебном подразделении Каунаса, потом в Кировобаде.
Два года службы пролетели быстро, но что-то поменялось в мировоззрении. Словно кто-то перенастроил внутреннюю оптику.
– Когда уходил в армию, представить не мог, что стану священнослужителем, – говорит отец Василий. – До армии я был скорее атеистом. Считаю, что к вере пришёл по молитвам отца, человека верующего. Он всегда переживал за меня, в детстве водил в церковь…
Именно в армии пришло понимание – что-то есть, и всё в жизни, как и сама жизнь, не случайно. Вместе с этим появилось желание больше слушать, чем говорить и спорить. Наступил переломный момент.
– После службы гражданская профессия агронома меня уже не привлекала, – признаётся священник. – Как-то неспокойно было на душе. Промыслом Божьим из Харьковской области попал в Курск, поступил в Епархиальное управление. К тому времени уже женился.
Очень сильно повлияла встреча с владыкой Ювеналием. Вскоре после рукоположения отец Василий был личным секретарём владыки.
– Владыка и читать меня по церковно-славянски научил, и вообще эти три года дали большой духовный рост, – признаётся наш собеседник.
На месте храма было поле
В 1993 году отца Василия направили в приход Черницыно Октябрьского района. Одновременно возник вопрос строительства храма.
С 1950-х годов храм находился в двухстах метрах в сторону от дороги. Точнее, это был молитвенный дом – обычное жилое строение, которое пожертвовал для нужд церкви один из местных жителей. В маленьком невысоком здании всегда собиралось много верующих, приезжали со всей округи.
– На месте нынешней церкви было поле, – продолжает отец Василий. – Когда вдоль дороги стали распределять участки, сразу же обратился к главе района с просьбой выделить приходу участок земли.
В то время мало кто верил, что здесь вырастет храм, времена были непростые, спонсоров никаких не предвиделось. Но через десять лет строительство всё-таки началось.
Отец Василий познакомился в своём приходе с людьми, служившими в воздушно-десантных войсках. Вместе проводили мероприятия, приуроченные к памятным датам.
1 марта 2000 года в Чечне погибла шестая рота парашютно-десантного полка Псковской дивизии. В неравном бою со значительно превосходящими по численности боевиками пали смертью храбрых 84 военнослужащих. Эта трагедия всколыхнула всю страну.
– Вечером того дня ко мне забежал один из друзей – Александр Николаевич Рогулин. Он майор милиции, тоже служил в ВДВ. Спрашивает: «Ты смотрел новости?» – Отвечаю: «Нет», – вспоминает отец Василий. – Включили телевизор. Конечно, слёзы из глаз полились. Мы встали, помолчали, и он говорит: «Слушай, а ты храм строить собираешься?» – «Да, – говорю, – строю». – «А помнишь, ты говорил, что купола голубые…» – «Конечно, это же храм Покрова Пресвятой Богородицы, они должны быть голубыми. И само здание должно быть светло-голубым» – «А если, – говорит, – этот храм в честь погибших десантников назвать»?
Отец Василий очень удивился сначала. Такая мысль казалась странной. Храмы называют, как правило, в честь святых.
Подумали и решили попытаться. Друг познакомил батюшку со своими приятелями-омоновцами. Один из них – Андрей Васильевич Дюмин – стал основной опорой батюшки в создании храма.
Храм полностью строился на пожертвования – по крупицам. Первый камень в основание был заложен 31 мая 2003 года.
Трудно было, конечно, признаётся батюшка. Были времена, когда охватывало уныние. Радовались каждому рублю, каждому маленькому и большому успеху.
Одним из самых памятных стал день, когда водрузили колокола.

Рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы установлена на постаменте боевая машина десанта
Но постепенно мемориальный храм Покрова Пресвятой Богородицы в честь воинов-курян, погибших в локальных войнах и военных конфликтах, обретал очертания. В прошлом году его освятили.
На средства благотворителей у храма сооружена небольшая детская площадка для детей прихожан. А рябиновая аллея рядом – дело рук омоновцев.
Иконостас возведён на средства семьи, живущей неподалёку от храма.
На территории стоит памятник воинам-курянам, погибшим в локальных войнах. На пожертвования воинов-десантников установили бюст Герою России майору Сергею Вячеславовичу Костину, погибшему в Чечне. В 2020 году был открыт бюст Андрею Хмелевскому. Матери обоих героев приезжают в этот храм помолиться о своих детях.
Работы ещё предстоит немало – реставрировать иконы, обустраивать прилегающую территорию.
Сыновья служат по контракту
В прежнем здании храма теперь находится военно-патриотический клуб «Юный десантник», где ребята изучают основы военного дела, учат устав, а по достижении 14 лет с разрешения родителей имеют возможность совершить прыжки с парашютом с самолёта АН-2. На каникулах юные десантники выезжают в детский лагерь, разбирают палатки, несколько дней живут в полевых условиях.
Самые увлечённые и выносливые воспитанники клуба после окончания школы поступают в военные училища.
Отца Василия часто приглашают проводить уроки мужества, он организует также патриотические мероприятия, приуроченные ко Дню вывода войск из Афганистана, Дню ВДВ и, конечно, ко дню памяти воинов 6-й роты – 1 марта.
– Служим панихиду, собираемся у памятника, проводится митинг, – рассказывает отец Василий. – Практически все мероприятия у нас проходят совместно с участниками боевых действий и с молодёжью, учащимися кадетских классов. Приходят бойцы, которым уже шестьдесят, семьдесят, и их дети, внуки.
Отец Василий по-прежнему общается со своими однополчанами – некоторые из тех, с кем он служил в далёком Кировобаде, живут в Курске.
Через интернет поддерживает связь с командирами взвода, роты.
– Считаю, хорошая, надёжная армия нужна всегда. У меня два сына служат по контракту – спортсмены, мастера спорта, – признаётся батюшка.
Вероника ТУТЕНКО