/*?>
По мнению экспертов, в течение трёх месяцев подорожавшие автозапчати могут быть заменены более дешёвыми, сделанными в Китае
Из-за санкций, колебаний курса рубля и нарушения логистических цепочек ценник на автозапчасти вырос в разы, также как на машинное масло и автомобильную резину.
Особенно это ощутимо для владельцев иномарок. Но и отечественный автопром не отстаёт.
Эксперты наперебой дают свои сценарии развития событий. Наиболее вероятные из них – уход в гаражные автосервисы и рост числа автоугонов. Корреспондент «Курской правды» проанализировал ситуацию на собственном опыте.
Техобслуживание – на вес золота
За две недели с начала марта летние шины подорожали вдвое – с 2 до 4 тысяч рублей. Стоимость 4-литровой баклажки моторного масла от известного бренда с 1500 рублей подскочила на торговых интернет-площадках до 3 тысяч, а в автосервисах – до 3600 рублей. Но добили меня крылья. Для моей малолитражки нашли переднее левое крыло по «божеской цене» – аж за 6250 рублей. И это не оригинальная запчасть, а аналог – правда, иностранного производства.
Что же касается оригинальных деталей, то цены на всё подскочили в 2-2,5 раза. По мнению экспертов, скоро их станет ещё меньше, а ценники – ещё выше. И причина не только в санкциях и курсе рубля. Все логистические цепочки с Европой оказались разорваны. А грузы из тех стран, откуда они ещё поступают, испытывают проблемы на границе.
Не меньшую роль в росте цен играет ажиотажный спрос – некоторые россияне, оказывается, закупают впрок не только сахар, но и автозапчасти и даже новую автотехнику. Очевидцы рассказывали, что в одном из курских мотосалонов люди в марте покупали сразу по три мотоцикла.
Журнал «За рулём» сообщает, что техобслуживание автомобилей «Лада» из-за расходников у официальных дилеров подорожало примерно на 20-30 процентов. Простые ТО стали дороже на пару-тройку тысяч рублей, а более сложные, при пробегах 60 тысяч километров и больше, – на 6-8 тысяч рублей (для Lada Largus – на 12 тысяч).
– По иностранным брендам большинство поставщиков сейчас либо полностью прекратили отгрузки, либо задрали цены от 40 до 200 процентов и даже более по некоторым позициям, – говорит директор торгового дома «За рулём» Олег Земцов. – Например, автомасло сейчас стало дороже на 80 процентов. Что касается отечественных компаний, то и они повышают цены. У любого нашего производителя в цены заложены импортные материалы.
Китай нам поможет?
У курянина Евгения – свой автосервис в гараже. И своя клиентская база. Поэтому недостатка в заказах он не испытывает.
– Конечно, люди в шоке от цен на запчасти, – говорит он. – Тормозные диски на «Хонду», например, стоили в районе 11 тысяч рублей, теперь дешевле 20 тысяч не найдёшь… Хорошо ещё, что есть возможность купить запчасти в интернете на разборке бэушных авто. Думаю, у кого есть деньги, поедет на автосервисы к «официалам», у кого нет – в гаражи… А насчёт запчастей – китайцы нас спасут. Они же не ушли с рынка. Ушли только официальные автодиллеры, большинство же деталей для автомобилей делается в Китае. И цены снизятся – надо только подождать какое-то время.
Эксперты считают, что ждать придётся не менее трёх месяцев – в Россию сейчас практически не поставляются автокомпоненты, авиа- и автомобильное сообщение закрыто, а поставки морем из Китая занимают как раз три месяца. Поэтому в ближайшие недели ожидать поставок каких-то дешёвых запчастей точно не стоит.
Оптимистичный прогноз таков: через три месяца рост цен прекратится. Без комплектующих российский авторынок точно не останется, вопрос лишь в их стоимости. Она же влияет и на работу страховых компаний, которые уже продумывают варианты сокращения издержек. Один из таких вариантов – вместо ремонта по невыгодному курсу просто выплачивать клиентам денежные средства.
Совет автомобилистам: если у вас есть задача провести в ближайшее время какое-то плановое обслуживание машины, то, совершенно точно, затягивать не стоит. Более того, хорошо бы держать в запасе расходники на ещё один цикл: масло, фильтры, свечи.
ОСАГО может подорожать
Подорожание автозапчастей, по мнению экспертов, неминуемо приведёт к росту цен на полисы ОСАГО.
– В условиях ценовой нестабильности Центробанку необходимо иметь возможность производить корректировку параметров в сегменте ОСАГО, – считает член общественного совета ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. – В условиях стабильной экономической ситуации и отсутствия столь резких скачков курса доллара, инфляции, не превышающей 4-8 процентов, подобные решения могли считаться безосновательными, однако сегодня мы живём в несколько иной реальности, требующей серьёзных корректив.
С 19 марта 2022 года вступила в действие новая редакция справочника РСА, в котором отражена стоимость запасных частей, материалов и работ для восстановления автомобиля. Именно этим справочником руководствуются страховые компании при оценке ущерба. В случае денежного возмещения стоимость деталей снижается на величину износа (максимум на 50 процентов).
Но мартовская корректировка справочника разрабатывалась ещё зимой 2021/22 годов, поэтому не отражает весеннего подорожания. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что это даёт повод пересмотреть справочник ещё раз.
Автомобилистам выгодно увеличение справочной стоимости запчастей, вопрос лишь в том, насколько оно будет соответствовать возросшим ценам на детали и материалы. Поскольку натуральная компенсация ОСАГО, и без того не особо популярная среди автовладельцев, рискует встать на паузу, основной формой возмещения будет денежная.
С 1 апреля в силу вступают новые значения КБМ – коэффициента «бонус-малус», который учитывается в стоимости полиса ОСАГО. Для «безаварийных» водителей значение коэффициента снизилось – было 0,5, стало 0,46. А вот автомобилистов, регулярно попадающих в ДТП, КБМ вырос до 3,92 против 2,45. То есть с апреля стоимость страховки для автовладельцев при прочих равных может отличаться в разы…
Подготовила Татьяна ЛАСТОЧКИНА