/*?>
Продолжаем знакомить читателей с публикациями газеты за её 105-летнюю историю.
Готовя новогодний номер «Курской правды» от 1 января 1938 года, редакция решила не мудрить и выпустила на первой полосе большой портрет Иосифа Сталина и лаконичное поздравление: «С новым, счастливым годом, товарищи!». Похожие полосы в этот день подготовили сотни других советских газет.
Но дальше начинаются отличия. Хотя в целом набор публикаций вполне типичен для тех лет.
Сахарный завод «Коммунар», если верить газете, встретил новый год на 15 дней раньше срока – как сообщает одноименная заметка, завод заблаговременно выполнил годовой производственный план:
«Сейчас среди рабочих завода небывалый производственный подъём. Смена инженера Кривушина В.В. задания по переработке сахарной свёклы перевыполняет на 130 процентов, по переработке сахара – на 130-135 процентов».
Борьба с «перегибами», новости культуры и техники
Трагический 1937 год миновал. Вал репрессий пошёл на небольшой спад, а значит, настало время признать «перегибы». В номере от 20 января – передовица по материалам Пленума ЦК компартии с длинным заголовком:
«Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП (б) и о мерах по устранению этих недостатков».
Немного о культурной жизни. 21 января в областном драмтеатре давали американскую трагедию под названием «Неизбежность». Тот случай, когда название говорит само за себя.
От заокеанской мрачности – к советскому оптимизму! В «Курской правде» от 10 апреля 1938 года заметка о завершении работы областного совещания художников. Его участники обсудили предстоящую областную выставку работ художников на тему «Курская область»:
«Эта выставка должна ярко и правдиво отобразить быт и культуру колхозной деревни, показать героическую борьбу стахановцев социалистического земледелия за сталинские урожаи»…
Ещё одна почти революционная новость. В феврале 1939 года «Курская правда» пишет о…холодильниках. В номере от 3 февраля сообщается, что курские гастрономы испытывают большие неудобства из-за отсутствия холодильной установки для скоропортящихся продуктов.
«В скором времени при магазине №1 по улице Ленина (Курск) начинается оборудование такого холодильника… – оптимистично сообщает газета. – Холодильник обслужит все магазины «Бакалея» в Курске, куда замороженные продукты будут доставляться в закрытом автомобиле».
«Держи, товарищ, порох сухим»
До войны еще два года. В 21-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота, 23 февраля 1939 года, «Курская правда» разместила на первой полосе статью «Клятва Красной Армии» и рисунок, на котором суровый красноармеец держит штык и знамя. На знамени написано:
«Я всегда готов по приказу рабоче-крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик».
Остальные полосы номера – документальное подтверждение тому, что не только военные, но и мирные люди страны Советов готовы ее защищать. «Держи, товарищ, порох сухим» – призывает слоган на четвёртой полосе.
В июне 1939 года в газете появляется информация о ходе «великого переселения» – переезда жителей центральной части страны в Сибирь и на Дальний Восток. В номере от 23 июня газета пишет:
«Задача организации переселения…, поставленная 18 партийным съездом, близка и понятна широким массам трудящихся…В ближайшие дни из Курской области на Восток двинутся новые эшелоны с переселенцами. Около тысячи колхозников готовы к отъезду».
8 Марта 1940 года первая полоса газеты была посвящена «Международному Коммунистическому Женскому дню» – о чём написано в статье с одноименным заголовком. И, разумеется, напоминаете о том, кто «освободил женщин от векового рабства»:
«Советская женщина знает, что всем, что она получила при Советской власти, она обязана партии Ленина — Сталина, родине. И наши женщины стремятся отплатить за это своей стране, показывая образцы трудового героизма и патриотизма».
В честь праздника в курском цирке – «разнообразная программа с участием женщины-иллюзиониста Софии Марчес со своими ассистентами и лилипутами».
Война сегодня
Номер газеты от 22 июня сдавался в печать накануне, и в нём о войне ни слова. На первой полосе большая статья с говорящим названием «Комсомольцы, закладывайте силос!». Разумеется, речь идёт о «битве за урожай». На второй полосе материал «Шесть сталинских условий победы». Но опять же – речь в ней совсем не о войне…
Первый «военный» номер «Курской правды» вышел 24 июня – с текстом сводки Главного командования:
«С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря…»
Газетный номер от 18 июля. Курск готовится воевать:
«Всю ночь на улицах города и площадях бодрствуют сотни граждан, добровольно и организованно охраняют свой город. На каждом дворе приготовлен противопожарный инвентарь. Установлены бочки с водой, завезён песок».
31 июля КП разъясняет, как отличить немецкие самолёты от советских, разместив снимки «Юнкерсов», «Мессершмидтов» и других моделей. Статьи по военной подготовке населения публикуются в каждом номере. При этом в курских кинотеатрах по-прежнему идёт кино и «Курская правда» продолжает публиковать афишу: в Щепкина показывают «Сокровища погибшего корабля», в «Октябре» – «Суворова», а в «Смене» – «Дубровского».
В номере от 12 октября появляется тревожное сообщение:
«Ценой огромных потерь немецкие фашисты прорвались в Орёл. Город Курск должен быть готов к обороне. Город принял боевой вид. Учатся стрелять, метать гранаты, бросать зажигательные бутылки бойцы народного ополчения».
Буквально через двенадцать дней в очередном номере «Курской правды» – информация о введении в городе осадного положения. А 2 ноября Курск был оставлен – город уже обстреливался фашистами, но последний номер газеты все же был напечатан. Правда, тиражом всего в тысячу экземпляров. Все они были разбросаны по улицам города, а редакция эвакуирована в Старый Оскол.
С того дня вплоть до 2 июля 1942 года «Курская правда» выпускалась за пределами Курска и распространялась через райкомы на территориях, которые не были оккупированы.
В номере от 10 мая 1942 года газета рассказывает о жизни курян на оккупированной территории:
«Коллектив совхоза «Расховец» Советского района энергично восстанавливает хозяйство, разрушенное немецкими захватчиками. Идут огородные работы. Засажены первые десятки гряд луком, огурцами, салатом и другими культурами».
6 июля «Курская правда публикует обращение к гражданам Курской области:
«Красная Армия, героически преодолевая сопротивление врага, наносит ему удар за ударом. Противник, отступая, бросает на поле боя большое количество вооружения, военное имущество и стрелянные гильзы. Все имущество, брошенное на поле боя, является достоянием Советского государства и должно быть собрано и вывезено на наши заводы. Чем больше соберём металла и гильз, тем ещё больше наши заводы дадут фронту танков, орудий, снарядов».
В июле 1942 года, когда немцы подошли вплотную к Старому Осколу, «Курская правда» временно прекратила выходить, и редакция была распущена. Но уже в сентябре по решению обкома партии часть работников была отозвана из эвакуации, и выпуск газеты возобновился – теперь уже в Ельце.
Как пишет в своей книге «Страницы и лица» Николай Ферапонтов, тираж доставляли на аэродром в городе Лебедянь Липецкой области и разбрасывали с самолёта – в том числе и под Курском. Газета предназначалась для населения оккупированных районов и партизанских бригад, действовавших в лесах в районе Дмитриева.
Татьяна ЛАСТОЧКИНА