/*?>
На счету у известного инженера и авиастроителя Виктора Шишкова не меньше двух десятков изобретений.
Виктор Шишков родился 16 декабря 1952 года в селе Алябьево Курского района Курской области.
Он работал над изобретением первых опытных образцов самолетов Ан-72, Ан-32, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя» и других машин, пишет «Комсомольская правда».
В 1982 году был ведущим конструктором на Ульяновском авиапромышленном комплексе. После стал начальником конструкторского отдела, заместителя главного конструктора по самолету Ан-140 и главного конструктора ульяновского ОКБ (опытно-конструкторское бюро).
С 1985 года в Киеве был заместителем генерального конструктора АНТК (Авиационный научно-технический комплекс) имени Антонова.
В девятом классе сконструировал аэросани
Старшая сестра Виктора, Галина Полетаева, рассказала «Комсомольской правде», что брат решил связать свою жизнь с авиацией еще в юности. У них дома была целая коллекция самолетов. Какие-то Вите дарили, какие-то покупал сам.
— А однажды в школе на уроке труда из фольги и других подручных материалов сделал большую копию самолета. В девятом классе уже смог сконструировать и построить аэросани, — делится Галина Владимировна.
Особое отношение Виктора к самолетам замечали и в его родной школе.
— Особенно хорошо ему давались точные науки: физика, математика. Иногда учителя даже просили его подменить их на занятиях, когда отлучались, — вспоминает бывший директор Глебовской школы Николай Алымов, в которой учился будущий авиастроитель. – Конструкторская «жилка» проявлялась у него еще в школьные годы, когда он в старших классах сам придумывал модели самолетов, некоторые даже пробовал создавать вместе с другими ребятами.
После вуза «забрали» в известное в СССР ОКБ-153
В 1970 году Виктор с золотой медалью окончил Глебовскую сельскую школу и поступил в Харьковский авиационный институт. Там он учился также отлично, был старостой группы. Трудился в студенческом конструкторском бюро, проектировал самолеты. Вместе с другими студентами он построил небольшой двухместный гидросамолет ХАИ-30, за создание которого был награжден медалью ВДНХ СССР. Этот самолет потом долгие годы использовался для обучения летчиков.
Во время учебы Виктора в Харьковском авиационном институте кафедрой самолетостроения руководил главный конструктор ОКБ-153 (опытно-конструкторское бюро Киева) Олег Антонов.
— Среди прочих студентов он отметил именно Витю. И когда брат с «отличием» окончил вуз, Антонов сразу пригласи его работать в свое Киевское бюро, — рассказывает Галина Владимировна. — У Вити тогда уже были жена и маленькая дочь, поэтому возникли проблемы с переездом. Однако Антонов так сильно хотел, чтобы брат работал в его компании, что даже предоставил ему квартиру в Киеве.
В итоге по окончании института авиастроитель получил распределение в бюро Антонова.
Трагедия Ан-140
В конце 1990-х годов в Иране в городе Исфахан авиастроители из Харьковского авиационного института и ОКБ Антонова строили авиационный завод. Курировал строительство курянин Виктор Шишков.
23 декабря 2002 года Виктор Владимирович вместе с ведущими специалистами авиационной промышленности России и Украины летел на самолете Ан-140 на открытие завода. При подлете к аэропорту Исфахан в горах самолет потерпел катастрофу. Погибло 44 человека, в их числе и Виктор Шишков.
По предварительным данным иранских следователей, причиной трагедии стал сильный туман над городом Исфахан в центре Ирана. В связи с плохой видимостью экипаж не справился с управлением, и самолет врезался в горную гряду, после чего рухнул на землю.
— Самолет, на котором в тот день Виктор полетел в Иран, был одним из первых серийных образцов, предназначенных для замены устаревших Ан-24. Помню, Витя показывал нам его еще на чертеже, когда только придумал, это было задолго до трагедии, — рассказывает приятель Виктора Александр Шелепов. – Смерть Вити стала для меня настоящей трагедией. У нас с ним было много планов, столько всего впереди… Последние годы его жизни мы хотели открыть авиазавод в Курске на площадке одного предприятия. Обращались в различные инстанции с этим вопросом, нам сказали немного подождать, а потом Витя погиб, и эта идея так и осталась лишь в планах.

Виктор Шишков похоронен в Киеве. На его могиле установили склеп и памятник, а в горах, где случилась катастрофа, находится стела.
«Решили повременить с присвоением школе имени Виктора Шишкова, пока идет спецоперация»
Особенно чтут память авиастроителя на его родине. Так, на здании Глебовской школы Курского района 1 сентября 2011 года установили мемориальную доску с его именем.

Фото: Кристина ГОРБАТЕНКО
Полтора года назад у приятелей Виктора Шишкова появилась идея присвоить Глебовской школе имя авиастроителя. Однако путем голосования выяснилось, что большая часть педагогического коллектива против такого предложения.
— Конечно, такая реакция меня очень удивляет и расстраивает. Я считаю, что такими людьми, как Витя нужно гордиться. Как мы будем проводить патриотическое воспитание молодежи, если подобные идеи не поддерживаются? — говорит Александр.
— Мы этот вопрос поднимали, приезжал в школу глава района и дал поручение провести собрание родителей и коллектива, обсудить этот вопрос. В итоге учителя приняли решения повременить с присвоением нашей школе имени Виктора Шишкова, пока идет военная спецоперация и в Украине неспокойная обстановка, — комментирует ситуацию директор Глебовской школы Ирина Ниникина.
Сейчас товарищи Виктора Шишкова хотят заняться реализацией еще одной идеей в память об авиастроителе.
— Мы хотим во дворе Глебовской школы поставить самолет, созданный Витей. Только нужно где-то найти хотя бы одну из моделей его изобретений, может быть, получится договориться с военными, — говорит Александр Шелепов.
По материалам «Комсомольской правды»