Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Ищем цыган в цыганский ансамбль!

Газетный выпуск № 2022_097
12 августа 2022 16:29 Культура

Как профессиональный музыкант и корреспондент «КП» искали таланты и чем это закончилось

Цыганская песня – один из любимых народом жанров. Но поющих на сцене цыган найти в Курске оказалось непросто. После нескольких неудачных звонков (обычно ансамбли оказывались универсальными – исполняющими и цыганские, и казачьи, и русские песни) помогли советы знакомых и фильм о цыганах, размещённый в сети
его создателем, руководителем театра цыганской песни «Шатёр» Александром Горбачом.

«Создать атмосферу свободы»

– В России 92 процента русских, а остальные жители нашей страны – это около двадцати национальностей, – констатирует Горбач. – В Курской области на втором месте по численности украинцы, на третьем – армяне, а на четвёртом – цыгане! Их тысячи, а мы так или иначе соприкасаемся с ними практически каждый день.
На создание ансамбля Александра вдохновил советский музыкальный коллектив «Орэра», исполнявший песни народов мира. Изначально идея заключалась в том, чтобы создать ансамбль песен народов России. Но в результате музыкант решил сосредоточиться на цыганской культуре. Сам он не цыган, но в роду были представители этого народа.

– Мне очень близка эта музыка, в нашей семье все застолья заканчивались танцами под цыганскую музыку, это было что-то само собой разумеющееся, я рос в такой атмосфере, – вспоминает он. – Мой отец был очень талантливый гитарист-самоучка, играл на семиструнной цыганской гитаре. А научил его играть отчим-цыган. И я пошёл по его стопам, у меня аж два музыкальных образования – эстрадное отделение по гитаре Донецкого музыкального училища, а здесь, в Курске, окончил факультет искусств КГУ.

Музыкант сетует, что сейчас семиструнной гитары не найти днём с огнём – не выпускают. Играет теперь на шестиструнной. Да и собрать ансамбль из цыган, как оказалось, задача совсем не простая.

– До сих пор формирую коллектив, – вздыхает Горбач. – Начинал в начале нулевых с Льговского районного ДК, где и создал этот коллектив. Но, что и говорить, не хватает в нём цыганской крови, поэтому цыганским ансамблем нас назвать нельзя – мы театр цыганской песни, но хотим, чтобы ядром его стали этнические цыгане и носители языка.

В Курске ансамбль «Шатёр» появился в 2006 году. Выступали тогда в основном в ресторанах, а потом артисты разъехались кто куда, пришлось собирать коллектив заново.

– На сцене мы играем роли неких цыган, – рассказывает руководитель творческого объединения. – Мы стараемся прежде всего создать атмосферу свободы и раскрепощения. То, чего так мало в нашей обыденной жизни, но многие интуитивно стремятся почувствовать это.

Цыганские песни с русским акцентом

На вопрос, знает ли руководитель театра цыганской песни цыганский язык, Александр честно отвечает:
– Знаю «бахталэ» (здравствуйте), «сарэ патря» (карты новые) и ещё несколько слов. Если бы были в ансамбле реальные цыгане, я бы уже вплотную занялся изучением языка. Но пока не было возможности.

Сейчас помимо основателя на сцене выступают три человека – вокалисты Владимир Маклаков, Анора Зияева и скрипач Бахтиёр Джумаев.

– В моём репертуаре есть песни на разных языках: французском, итальянском, португальском, молдавском, румынском, украинском, армянском, – говорит Владимир. – Хочется исполнить песню на цыганском языке, но пока пою цыганские песни на русском. Мне импонирует, насколько это эмоционально насыщенные композиции, сколько в них всего намешано – русские мелодии, и латинские, испанские ритмы – очень разноплановая музыка.

Костюмы музыканты шьют сами, впрочем, стараясь не столько досконально скопировать цыганские наряды, сколько впечатлить ярким сценическим образом. Аранжировки создаёт руководитель творческого объединения. Работая с цыганскими песнями, говорит Александр Горбач, важно подчеркнуть партию скрипки. Это – нерв всей мелодии.

– Скрипка помогает голосу держать тональность и проживает вместе с ним мелодию, – говорит Бахтиёр Джумаев. – Когда цыганскую музыку играют не этнические носители языка, эффект тот же, как когда русский человек выучит английский – акцент всё равно остаётся. Так и у нас – цыганская музыка с русским акцентом.

– Я, конечно, слушаю много цыганской музыки и стараюсь перенимать эту манеру, – говорит Александр Горбач. – Слежу за творчеством Леонсии Эрденко, она, кстати, происходит из курской знаменитой цыганской династии, но родилась в Москве. Знаю в Курске ещё один цыганский ансамбль, но они люди не публичные.
Горбач ищет цыганских музыкантов для своего театра песни. Без носителей языка, без цыганской крови тяжеловато, признаёт он. И мы решили провести эксперимент – проверить, легко ли будет найти артистов сходу, проехавшись по местам, где живут ассимилировавшиеся с русской культурой цыгане.

Тьявен бахтале!

«У них здесь свой отдельный городок», – говорит одна из жительниц улицы Магистральной, когда мы поинтересовались, как проехать к месту, где живут цыгане.

Долго искать не пришлось.

– У нас многие поют, я и сама пою немного, – обнадёживает молодая женщина цыганской наружности, встретившаяся нам на дороге.

Но «немного» для амбициозного проекта «цыганский ансамбль» не совсем то. И мы едем дальше искать самородков.

– Таланты ищете? Талантов у нас много, – смеривает нас быстрым оценивающим взглядом цыганка в ярко-зелёном наряде и через минуту дружелюбно улыбается, видимо, решив, что мы нагрянули в гости хоть и нежданно, но без злого умысла.
Тамара (так зовут новую знакомую) приводит нас в дом дочери.
– У нас здесь все поют, танцуют, – говорит эффектная женщина в бирюзовом платье. – Вот у нас певец, – представляет крепкого мальчика-подростка в очках.
– Я тоже могу петь на сцене, – улыбается хорошенькая девушка по имени Марта с толстой каштановой косой. – Только я больше русские песни пою…
– А сколько тебе лет? – интересуется Александр Горбач.
– Семнадцать, – отвечает цыганочка.
– Муж разрешит на сцене выступать?
– Я не замужем, – парирует девушка. – Все подруги замужем, а я своим сказала – выйду в восемнадцать – не раньше.
– Тогда тебе прямая дорога на сцену! – радуемся мы.

Марта тоже довольна возможностью показать себя. Остаётся получить разрешение отца. Узнав, что мы хотим, он без лишних слов указывает нам на дверь и посылает к Арсену – тому самому талантливому мальчику в очках.

– Девушка или женщина, конечно, смотреться будет на сцене колоритнее, – не теряет надежды Горбач, – чтобы и «Цыганочку» могла станцевать. Парень всё-таки не так колоритно…

И Тамара провожает нас в соседний двор. По дороге рассказывает, что цыгане цыганам рознь, есть, например, индийские цыгане, а есть греческие.

– Вот мы наполовину цыгане, наполовину греки, – объясняет она. – Наши потомки родом из Греции.
На улице собралось много девушек, девочек и женщин. Но и здесь нас ждёт разочарование.
– Никого из нас отцы и мужья петь на сцену не пустят, – хмуро качают они головами. – А в своём кругу, когда собираемся, поём и танцуем.
Что ж, получается, цыганское творчество только для цыган?
– Но мы можем научить нашему, цыганскому, искусству и наряды можем дать выступить на сцене, – говорит одна из собеседниц.
– Вот только, – лукаво улыбаясь, добавляет другая, – если вы попробуете станцевать наш цыганский танец, он всё равно получится у вас похожим на кадриль.
– Почему же? – принимаю вызов. – Я тоже умею трясти плечами.
И немедленно подтверждаю слова делом. Но не тут-то было!
– Тряска у вас турецкая, – выносит приговор «эксперт». – По-цыгански трясут плечами вот так – ходят одни только плечи.
Пробую повторить, и это, кажется, удаётся.
– Вот так, теперь правильно, по-нашему… – одобрительно кивают головами зрители. – А если вы ещё скажете при встрече и уходя «Тьявен бахтале!», то вам в любом таборе будут рады. Эти слова означают «Будьте здоровы!».
Этими словами мы и прощаемся с гостеприимными хозяевами. День заканчивается – пора ехать домой. А что до поиска музыкантов…
– Придётся, наверное, всё же пойти длинным путём, – разводит руками Горбач. – Пригласить в ансамбль парня. Когда он женится, приведёт на сцену жену. Так и станет наш ансамбль этническим цыганским!

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора, Лилии Балахниной
и из архива творческого объединения «Шатёр»

В ТЕМУ

Курские артисты и музыканты о цыганской музыке

Анна Татаринова, певица:
– Цыганский романс – это особый жанр, чувственный, страстный, здесь нет полутонов, только самые яркие краски. Исполняя романс, ты всегда глубоко переживаешь ту историю, которая в нём заложена. В моём репертуаре есть несколько как старинных, так и современных цыганских романсов, но самый любимый для меня, пожалуй, «Отойди, не гляди», более чем со столетней историей. Безмерно благодарна артисту курской филармонии пианисту Константину Маркелову за то, что он смог сделать переложение для фортепиано. А ещё, когда изучала спектакли театра «Ромэн», мне полюбился романс «Не смущай». Ах, как звучит эта цыганская песня, на разрыв души! Надеюсь, что когда-нибудь исполню и её.

Дмитрий Балахнин, композитор:
– Цыганские мотивы – красивые и страстные, наполненные огнём и любовью к людям, природе, лошадям… Мы не раз с мамой – Лилией Балахниной исполняли песни про цыган, написанные мною на стихи Анатолия Поперечного и на мои собственные. Мы даже выступали с цыганскими коллективами на одних и тех же сценах. Перед и после выступлений мы тепло общались и фотографировались вместе на память. Цыгане в своих ярких нарядах сами попросили нас об этом. Мы были одними из немногих, кто им понравился.

Лилия Балахнина, певица:
– Как-то несколько часов провела в Омске с цыганским театром «Ромэн», ожидая поезд. Было интересно наблюдать за ними. Все женщины были очень красивые и хорошо, нарядно одетые. Культурные и обходительные. Покорил своей красотой, конечно же, народный артист СССР Николай Сличенко. Он выделялся из всех мужчин-артистов шикарной шевелюрой, красивым голосом и обворожительной улыбкой. Все в зале ожидания не сводили с него глаз…



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также