Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Сделаны в Курске

Газетный выпуск № 2022_097
12 августа 2022 16:06 Взгляд назад

Вспоминаем знаменитых земляков, о курском происхождении которых знают далеко не все

Хрущёв, Лещенко, Поветкин, Клыков… Перечень известных курян, имена которых знает почти каждый, не так уж велик. На самом же деле всё куда интереснее. Биографии сотен замечательных людей, оставивших след в науке, искусстве, спорте, начинаются с простого предложения: «Родился в Курске».

Ну а где пригодился – это уже у каждого отдельная история. Допустим, многие ли из нас знают, что именно курянина посылал Ленин с письмом к Эйнштейну для установления связей с зарубежными учёными?

Шёл на грозу

Учебник Владимира Оболенского по метеорологии

Начнём с напоминания о человеке, профессию которого этим летом куряне поминают как никогда активно. Владимир Николаевич Оболенский – метеоролог. Стоял у истоков разработки методов активного воздействия на облака и туманы. Создатель и глава Института экспериментальной метеорологии.

После окончания в 1895 году Курской мужской гимназии поступил на физмат Московского университета. В начале двадцатых – директор Главной физической обсерватории.

Под руководством Оболенского были сконструированы сложнейшие экспериментальные установки, измерительная аппаратура для испытания различных электрических, химических, акустических и механических воздействий на изменение погоды. Была сооружена грандиозная как по размерам, так и по самому замыслу камера искусственного тумана («башня тумана»).

Для выполнения экспериментов в атмосфере была организована оснащённая уникальной аппаратурой самолётная метеорологическая лаборатория. Популярная в своё время книга Даниила Гранина (опять же имеющего курские корни) «Иду на грозу» – как раз о таких экспериментах, хотя и не конкретно о работе Оболенского.

Метеоролог умер в Кирове, после эвакуации из блокадного Ленинграда. Но сегодняшняя возможность ранних предупреждений о непогоде является в немалой степени заслугой нашего земляка.

Кибернетик с кирпичом

Если вам когда-нибудь попадёт в руки книга «Архитектура вычислительных сетей», изданная в Москве в 1980 году, обратите внимание на автора. Он – отнюдь не обитатель Кремниевой долины.

Кибернетик Эдуард Якубайтис. Не исключено, что он сотрудничал с курским «Счётмашем»

Это Эдуард Якубайтис, родившийся в Курске в 1924 году, один из основоположников создания теории асинхронных конечных автоматов, основатель рижской научной школы технической кибернетики.

Фамилия Якубайтис для Курска нехарактерна. А всё просто (и в то же время сложно): Эдуард Александрович – сын латышского стрелка, после революции и гражданской войны осевшего в Черноземье. Участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен.

В 1949 году он с отличием окончил Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного транспорта. В том же году стал младшим научным сотрудником Института энергетики и электротехники Академии наук Латвийской ССР.

Далее – успешная карьера учёного. С 1960 по 1992 год руководил лабораторией логических систем Института электроники и вычислительной техники.
Эдуард Якубайтис – заслуженный деятель науки и техники Латвии, лауреат Государственной премии, один из разработчиков прообраза современного интернета – советской компьютерной сети Академсеть. Его книги изданы во Франции, в США, Китае, большинстве стран Восточной Европы.

Характер у Эдуарда Александровича был крепкий. На войне, как уже было сказано, он был ранен, несколько лет ходил с помощью костылей (нога не разгибалась, был перебит нерв). Вылечил себя сам, ежедневно привязывая на несколько часов кирпич к ноге. Сила воли позволила ему с достоинством пережить и крушение СССР, и все связанные с этим последствия.

Высокое служебное и общественное положение Якубайтиса рухнуло в один миг в начале 1992 года, когда Латвия объявила государственную независимость. Он разом лишился всех своих постов, а его многочисленные почётные звания стали отнюдь не почётными. Учёный стал работать рядовым научным сотрудником в библиотеке Академии наук Латвии. В той самой, работу которой в советские годы он курировал как вице-президент Академии наук. Умер в Риге в июле 2006 года.

Русский художник-эмигрант Андрей Биценко наносит последние штрихи на алтарную фреску в церкви Святого Феодосия, 1954 год

Его запомнила Америка

А теперь поговорим о курском живописце, фото которого нашлось на сайте «Энциклопедии Кливленда» (см. иллюстрацию).

Жизнь Андрея Биценко развивалась согласно выбранной стезе: дипломированный художник (родился в Курске в 1886 году) начал выигрывать конкурсы живописи, но случилась революция и в советской России он себе места не нашёл.

Как и многие русские деятели искусства, Андрей Васильевич оказался в Сербии, там он преподавал живопись в гимназии. С 1924 по 1941 год писал фрески в церквях Белграда.

Затем – США: Филадельфия, Кливленд, Нью-Йорк… Он продолжал писать фрески и там, многие православные церкви украшены его работами.

Кстати, не стоит путать Андрея Биценко с Романом Биценко. Роман Викторович – ныне здравствующий курский художник, выпускник художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института.

Золотые прыжки

Казалось бы, где мог родиться человек, под руководством которого были завоёваны все первые высшие олимпийские и европейские награды прыгунов в воду нашей страны? Напрашивается ответ: там, где много бассейнов и широко развиты водные виды спорта.

С 2009 года в Москве проходят всероссийские соревнования по прыжкам в воду памяти курянки Татьяны Петрухиной

Но Татьяна Максимовна Петрухина (участница двух Олимпиад, чемпионка Европы, многократная чемпионка СССР, заслуженный тренер СССР) родилась в нашем городе в 1925 году. И её первым спортивным увлечением стала спортивная гимнастика (добилась звания мастера спорта).

А прыжками в воду (вышка – 10 метров) начала заниматься в Москве. И в итоге в 1954 году на дебютном для спортсменов СССР чемпионате Европы по водным видам спорта в Турине выиграла золотую медаль и вошла в историю как первая советская спортсменка, ставшая чемпионкой Европы в этой дисциплине.

Закончив спортивную карьеру в 1957 году, Татьяна Максимовна перешла на тренерскую работу, и уже в 1960 году её подопечная Нинель Крутова завоевала первую в истории отечественных прыжков в воду олимпийскую медаль.

В 1957 году открывается детско-юношеская спортивная школа в Москве, и Петрухина начинает параллельно со сборной работать с молодыми спортсменами.
В число её первых воспитанников вошли Наталия Кузнецова, Владимир Васин, которые стали чемпионами Европы, чемпионами Олимпийских игр.

Но главным достижением тренера-педагога Татьяны Максимовны является способность не только готовить чемпионов, но и воспитывать достойных людей.

Практически все её ученики получили высшее образование, стали кандидатами и докторами наук, врачами, известными тренерами и журналистами.

С коня на самолёт: лётчик-гусар

Какие только зигзаги порой не выписывает судьба человека. Вот, например, Анатолий Тимофеев – курский дворянин, сын подполковника, после окончания кавалерийского училища был зачислен в гусарский полк, а прославился… как лётчик.

Анатолий Тимофеев «мужественно под огнём неприятельских пулемётов корректировал стрельбу наших батарей» (коллаж Н. Руцкого)

Ушёл он на войну в 1914 году, был ранен. А через год стал лётчиком-наблюдателем авиационного отряда, а потом и наблюдателем-пулемётчиком.

Анатолий Константинович был лихим гусаром и стал таким же лётчиком. Он награждён множеством орденов, но главный – орден Святого Георгия 4-й степени.

«За то, что производя ряд полётов мужественно, с опасностью для жизни, под огнём неприятельских зенитных орудий и пулемётов корректировал стрельбу наших батарей и помог пристрелять три неприятельской батареи, произвёл фотографирование неприятельских позиций в районе верхнего течения ручья Барат – притока р. Путна, чем и способствовал овладению высотой 1292 войсками 36-го армейского корпуса», – говорится в документах.

Дальнейшая судьба лётчика-гусара типична для дворянина того времени. В 1918 году он вступил в Добровольческую армию. После гражданской войны и эмигрантских скитаний нашёл пристанище вблизи границ Румынии, на территории современной Сербии, в провинциальном городке Белая Церковь, где прожил ещё полвека.

Скончался Анатолий Константинович в 1985 году и похоронен на православном кадетском кладбище.

Из некролога в журнале «Кадетская перекличка»: «17-го августа 1985 года в г. Бела-Црква в Югославии на 98 году жизни, скончался Анатолий Константинович Тимофеев, гусар и военный лётчик. Судьба его заставила жить в Югославии при Тито, но он умел так себя поставить, что даже «титовцы» его уважали».

Отец курских краеведов

Многие известные куряне сыскали себе славу за пределами родной губернии. Но, разумеется, было немало и таких, кто и на родине сумел, как раньше говорили, составить себе имя.

Один из них – Анатолий Алексеевич Танков (1856 – 1930). Журналист, краевед, педагог. Из семьи священников.

Аттестат, полученный Анатолием Танковым после окончания историко-филологического курса Московского университета

С отличием окончил Курскую классическую гимназию и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В своих студенческих курсовых работах Танков старался показывать фрагменты истории родного края, например, им было написано исследование на тему «Слово о полку Игореве».

В Курске он несколько лет он редактировал «Курские губернские ведомости» – первую курскую газету, совмещая это с преподавательской деятельностью учителя русской словесности курской Мариинской женской гимназии.

А начал он печататься в местной прессе с 1888 года. Первой публикацией было историческое исследование «Училищная летопись Курской губернии». В том же году появилась работа «Курские декабристы».

Почти все его заметки и статьи – об истории края. Печатался Анатолий Алексеевич и в исторических журналах. В октябрьской книжке «Исторического вестника» за 1888 год опубликована его статья о Курской губернии «К истории взяточничества в Курской губернии».

В ней исследован период 1728 – 1761 годов, когда высшие чиновники края во главе с воеводами Салтыковым и Толстым брали громадные взятки за незаконное винокурение (производство водки).

А в 1913 году вышел первый том «Исторической летописи Курского дворянства» Анатолия Танкова (выпустить второй том не дала разразившаяся война). Это была книга на заказ для курского дворянского собрания. Она писалась по первоисточникам, архивам и рассказывала о судьбах высшего сословия губернии, начиная от Древней Руси.

Доктор исторических наук (КГМУ), составитель и ответственный редактор биографического словаря «Историки Курского края» Сергей Щавелёв в статье о Танкове пишет: «Предположениями и фактами из этого труда беззастенчиво пользовались несколько поколений курских историков, включая нынешних, как правило, не ссылавшихся на авторство соответствующих – танковских идей».

После революции 1917 года Танков учительствовал в Курске, но от краеведческой работы предусмотрительно отошёл. Поэтому, по мнению Щавелёва, и не попал в число репрессированных здешних краеведов (была и такая страничка в нашей истории – краеведы попали «под раздачу» за связь с контрреволюционными академиками).

Умер Анатолий Алексеевич в 1930 году, похоронен в Курске на Херсонском кладбище. Но могила, к сожалению, не сохранилась.

Охотник за камнями

Ну и закончим тем, с чего начали. А точнее – с кого начали. С краткого рассказа о человеке, которому Ленин доверил отвезти письмо к великому Эйнштейну. Речь идёт о Николае Михайловиче Федоровском (ударение на втором «о»), основоположнике прикладной минералогии.
Родился он в 1886 году Курске в семье потомственного почётного гражданина. Но уже с 1902 года становится активным участником революционного движения (член РСДРП с 1904 года).

«Федоровский» – минерал, открытый в 1975 году в Бурятии и названный в честь курянина Федоровского

Есть сведения, что стать студентом Московского университета Федоровского пригласил сам знаменитый академик Вернадский, которого курянин сопровождал в экспедициях по поиску радиоактивных руд

Федоровский – один из основателей Московской горной академии, организатор и первый директор НИИ минерального сырья. Под его руководством был разработан Горный устав – основа советского законодательства о недрах.

После Октябрьской революции глава советского государства Владимир Ленин был заинтересован в установлении научных контактов с зарубежными учёными, сочувственно относившимися к СССР.

В начале 20-х годов Федоровского назначают руководителем Бюро иностранной науки и техники (БИНТ) в Берлине, которое было создано для получения зарубежной научно-технической информации. Тогда произошла памятная встреча русского учёного с Альбертом Эйнштейном, которому Федоровский передал письмо вождя. В ответ Эйнштейн попросил передать своё приветственное письмо «русским товарищам»:

«От наших товарищей я узнал, что русские даже при настоящих условиях заняты усиленной научной работой. Я вполне убеждён, что пойти навстречу русским коллегам – приятный и святой долг всех учёных, поставленных в более благоприятные условия, и что последними будет сделано всё, что в их силах, чтобы восстановить международную связь. Приветствую сердечно русских товарищей и обещаю сделать всё от меня зависящее для организации и сохранения связи между здешними и русскими работниками науки.
А. Эйнштейн».

Инициатива Эйнштейна способствовала развитию контактов с Россией зарубежных учёных. Но Федоровского заслуги в науке не спасли.

В 1937 году Николай Михайлович был арестован «за участие в антисоветской организации». Знакомство с Лениным не помогло. Итог – 15 лет с последующей бессрочной ссылкой.

Наказание отбывал в Воркуте, затем в 1942 году был переведён в Москву, где, будучи заключённым, работал в Институте удобрений. Потом Красноярск, Норильск. В Норильске Федоровский преподавал минералогию в геологическом техникуме, работал на местном комбинате.

В 1954 году Николай Михайлович был реабилитирован, однако, узнав об этом, получил инсульт. Дочь перевезла тяжелобольного Федоровского в Москву, подсуетились коллеги-академики (восстановили в академических правах, чтобы мог получать хорошее лечение), но было поздно – учёный так и не оправился после инсульта.

А сейчас Норильск гордится своим Заполярным государственным университетом имени Н.М. Федоровского (такая вот ирония судьбы). Что показательно, несмотря на «лагеря», Федоровский оставил после себя 150 научных работ, а также научно-популярные книги: «Апатиты», «Охотники за камнями», «В стране алмазов и золота», «По Уралу».

Вот такие они – интересные и крепкие характером люди, биографии которых начинаются со слов «Родился в Курске». И таких людей – сотни…

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также