Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Наши «Бэнкси» лиц не прячут

Газетный выпуск № 2022_103
26 августа 2022 08:49 Наши интервью

Кто такие уличные художники и почему они занялись украшением стен домов.

На асфальте баллоны с красками, на лице – защитный респиратор, стены домов и заборы вместо холста. Так рождается уличный шедевр! И с ним пасмурный день становится ярче. Стрит-арт растёт. Когда-то моду на него задал англичанин по кличке Бэнкси – уличный художник, о котором до сих пор практически ничего неизвестно – ни настоящего имени, ни возраста, ни лица.

Его последователи не так таинственны. В Курске уличные картины – муралы и граффити – стали популярны в последние два-три года. В этом виде искусства проявляют себя и профессионалы, и любители. Но почему одна картина на стене дома вызывает восхищение, а за другую назначают штраф? Об этом наш корреспондент поговорил с самими художниками.

 

Повстречался с граффити в Москве

Профессия Матвея – дизайнер. Вот уже шесть лет он занимается стрит-артом. Многие знают его под творческим псевдонимом Ан Ненужный. Не хочется увлекаться каламбурами, но искусство Ненужного на самом деле оказалось нужным очень многим курянам.

– Я рисую граффити почти шесть лет, – рассказывает парень. – Тогда это было ещё не так популярно, как сегодня. Уличных художников было тогда совсем мало. Рисовать я люблю с детства. А началось с того, что однажды, подъезжая к Москве, из окна поезда увидел гаражи. Они были полностью разрисованы цветными буквами, персонажами. Я решил, что было бы неплохо, если бы и в нашем городе появилось что-то подобное. Многие считают, что граффити – это какое-то маргинальное занятие. Вовсе не признают его как искусство. Но ведь большинство художников не рисуют в многолюдных местах, не портят витрины и фасады исторических зданий! Сам я рисую на заброшенных домах, заборах или местах, которые никому не нужны. Так у людей будет меньше претензий, а у меня – больше времени, чтобы сделать качественную работу. Если место непросматриваемое и прохожих совсем нет, рисую для себя. Никто не скажет: «Зачем ты разрисовал этот убогий серый забор?». Рисуешь и наслаждаешься! Сейчас я много времени уделяю своему стилю – индивидуальности, тому, что меня отличает от других художников.

– Как ты выбираешь места для рисунков?

– Иногда вижу на стенах запрещённые символы, рекламу сайтов с запрещёнными веществами. Я понимаю: если это закрасят коммунальщики – будет некрасиво. Прихожу, рисую поверх этих надписей свои работы. Рисую на заброшенных зданиях, которые скоро снесут. Хочу, чтобы люди пришли и увидели не просто серое здание, а мою картинку. Есть у меня и коммерческие заказы, например, кто-то хочет оформить помещение. Интересно рисовать из головы, но также интересно подстраиваться, создать эскизы, композицию. Работать приходится в различных условиях: и в снег, и под дождём. Бывает, что стены влажные, краска плохо впитывается. Но сложнее не погодные условия, а то, что в городе сейчас более жёсткие правила: то есть просто чей-то гараж разукрасить без разрешения администрации я не могу. К сожалению, нет стены, где художники могли бы прийти и нарисовать то, что хотели бы без согласования, тренировались. Было бы хорошо, если бы такое место появилось и чтобы за это не штрафовали. Многие говорят, что будут плохие надписи, но это не так. Будет конкуренция, и на стене останутся только лучшие рисунки.

 

Не путать с муралами!

«Паровоз» на круглом строении, что на улице Сонина, портреты известных курян на трансформаторных будках, «Звездолёт» на улице Орловской, портреты Сергея Бодрова, Цоя, Гагарина – известные арт-объекты на улицах Курска. Автор – заместитель директора детской художественной школы искусств № 2 Сергей Гребеньков. Он занимается граффити уже двадцать два года.

– Мне было четырнадцать лет, я учился в художественной школе, – говорит Сергей. – Дети очень удивляются, когда узнают об этом: для них это культурный шок.

К граффити он пришёл, побывав на первом фестивале стрит-арта в Курске: 27 мая 2000 года он состоялся в здании нынешнего КЦ «Звездный».

– Это было грандиозное событие: собрались художники из Белгорода, Воронежа, – вспоминает мастер. – Курск представлял Слава Слэм. Некоторые его работы можно найти до сих пор. Тогда я влюбился в граффити. Кстати, граффити и муралы – совершенно разные направления. Граффити – часть хип-хоп культуры, а муралы – это уже стрит-арт.

– Специфическая техника граффити требует определённой выносливости: краска опасная, вредная для дыхания. Защиту надевать обязательно или можно без неё?

– Если нет возможности, на улице можно обойтись и без защиты. Но вообще надо лучше всегда заботиться о своём здоровье: всем рекомендую. Частицы краски могут попадать в лёгкие. Краска для стрит-арта отличается не только по цветовой гамме, но и по составу: ведь предназначена для улицы, для стен.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Художник должен учиться

– Для того чтобы рисовать, у человека должно быть фундаментальное базовое образование, – говорит член Союза художников России, профессор кафедры рисунка и живописи КГУ, профессор кафедры архитектуры, градостроительства и графики ЮЗГУ Владимир Соколинский. – А где он будет работать, – это не так важно. Какое он выберет направление – это уже дело времени. Я не против всякого рода направлений и течений. Если мы даже берём художников прошлого – Сезана, Ван Гога, тем не менее они все учились, брали уроки. А по поводу рисунков на улицах – главное, чтобы это всё не отвлекало народ, водителей. И это должно быть на высоком профессиональном уровне. То, что видел я в Курске, мне не очень нравится. Нет вкуса, нет чего-то такого, что взбудоражило бы зрителей. Художник должен себя выражать. Это должно вписываться в городскую среду и не вызывать отторжения.

Известность роли не играет

Минувшей осенью в Курске на пересечении улиц Почтовой и Димитрова открыли новый мурал. Работа посвящена Казимиру Малевичу. Автор – признанный дизайнер Екатерина Ребежа. Картина стала первым объектом на новом экскурсионном маршруте «Тропа Малевича», который пройдёт по локациям, связанным с курским периодом жизни художника.

– Екатерина, вы известный художник. Почем решили проявить себя в искусстве стрит-арт?

– Художник способен продвинуться по пути творческого поиска лишь тогда, когда выходит за границы уже пройденного пути. Не топчась на «знакомом месте», а следуя неведомому опыту, где с художником будет проявляться непрерывная трансформация. Вот ради такой трансформации меня влекут новые амбициозные проекты. Иногда, чтобы разглядеть, нужно отойти – большое видится на расстоянии. Вот так и с художественными полотнами. Показывать каждому свою работу вблизи порой бывает очень затруднительно и неэффективно. А мурал увидят все, кто проходит мимо, независимо от степени известности художника. В стрит-арте можно мыслить шире, объёмней, с размахом, не сковывая себя тесными рамками узкого полотна. Мурал побуждает зрителей включиться в калейдоскоп сюжетов и найти ключ к их разгадке, может предоставить ему редкий шанс – почувствовать синергию с пространством и стать единым целым – нужно только научиться видеть. Ведь сложно пройти мимо красочной стены и не зацепить её взглядом.

– С какими трудностями пришлось столкнуться, работая в этом направлении?

– Нанесение изображения на крупногофрированный металл. Листовой оцинкованный гофрированный профиль нашёл повсеместное успешное применение в строительстве при обшивке стен ларьков, магазинов, домов и других строений. Но он с трудом подходит для нанесения художественного изображения. Технически будет очень сложно провести прямую горизонтальную линию из-за глубины «гармошки». Мне пришлось «бороться» с поверхностью и придумывать различные способы нанесения изображения. Благодаря такой сложной поверхности родилась крутая идея, совершенно альтернативная аэрографии и кистевому мазку.

С большой долей вероятности скажу, что мы стали свидетелями нового художественного явления в уличном искусстве! Я дала ему название STREET DECOUPAGE, или «карамельная корка», так как в основе лежат принципы коллажа, покрытого слоем прочного лака. Совмещение бумажной глянцевой мозаики с живописью и аэрографией в монументальном произведении стало логичным продолжением жизнедеятельности городской среды.

Этот метод рушит привычные стереотипы о сформировавшемся понятии граффити. Ведь с жанровой точки зрения здесь не применяется аэрография в чистом виде. Использование вырезок страниц журналов в определённой тональности, клея и лака прибавили необходимую «резкость» изображению. Элементы, отрывки, части, кусочки сливаются и в больших формах дарят плоскости свежий вид. В итоге можно даже и «почитать» штаны как передовицу газеты).

– Только ли профессионалы могут создавать новые арт-объекты?

– Думаю, что не только профессионалы, но и люди, не лишённые креативного мышления. У уличного искусства нет границ, а значит, и нет диктаторства. Это не академическое искусство, а стихийное необузданное торнадо творчества и способов это творчество проявить.

– Что вы посоветуете тем, кто хочет стать уличным художником?

– Мой совет будет простым: какой бы способ вы ни выбрали, пусть ваш художественный след будет мотивирующим, не пустым звуком. Он может тихо нашёптывать вместо громогласного ора. Но обязательно не «промолчит».

Елена Гамова
Фото предоставлены
героями публикации


Пишет Вячеслав Жидких | 30 Авг 2022 17:24
Спасибо Елене Гамовой за интересный и содержательный рассказ о художниках, творящих на объектах улиц! Особая благодарность Сергею Гребенькову за паровоз, нарисованный на круглом (в плане) здании насосной канализационной станции. Здание это ведь не уберёшь, - оно технически необходимо именно в данном месте. Вот и пришла в голову художнику прекрасная мысль: "Задекорировать" это строение и вместе с тем отдать должное истории нашего областного центра! Ведь почти рядом здесь когда-то находился городской вокзал и именно сюда подходила ветка железной дороги! А ещё я благодарен неизвестному мне автору за прекрасный рисунок танка Т-34-76 на здании трансформаторной будки, что стоит в парке имени Дзержинского (рядом с троллейбусной линией). Именно подобные модификации наших тридцатьчетвёрок участвовали в Курской битве, в том числе и под Прохоровкой. Но к концу войны многие из них уже сгорели, поэтому ныне чаще всего на постаментах мы видим следующую (более позднюю, уже 1944 года) модификацию танков Т-34-85, которые на Курской дуге в сражениях не принимали участие... Так что я очень благодарен художнику за танк, нарисованный на этой трансформаторной подстанции. А ещё хочу отметить грандиозную картину (копию старинной фотокарточки), изображённую на торце жилого здания у Дома книги! С уважением к труду художников наших улиц, парков и промзон, Вячеслав Степанович Жидких, город Курск, 30 августа 2022 года.

Обсуждение ( 1 комментарий )

Читайте также