/*?>
С 1 октября стартует пилотный проект по выпуску единого платёжного документа (ЕПД) на оплату ЖКХ.

Речь пока что идёт о пробном варианте платёжки – новую платёжку получат жильцы нескольких десятков многоквартирных домов в Курске и Щиграх. Занимаются отлаживанием процесса специалисты областного комитета ЖКХ и Информационно-аналитического центра развития жилищно-коммунального хозяйства – последний был специально создан, как указано на сайте Центра, для формирования в регионе единого информационного пространства, в которое как раз и входит единый платёжный документ.
Ещё один рывок, ещё одна попытка…
Почти 10 лет куряне платят за коммуналку по нескольким квитанциям – с 2013 года каждая ресурсоснабжающая организация и обслуживающая компания выставляет свой счёт и печатает свою платёжку.
Если вспомнить историю постсоветских взаимоотношений населения и коммунальных платежей, такое уже было. И не раз. Нечто подобное наблюдалось во времена существования ЖЭУ и ЖЭКов, которые отличались привычкой придерживать средства поставщиков коммунальных ресурсов. Потом в Курске появился Единый расчётно-кассовый центр (ЕРКЦ), благодаря которому многочисленные бумажки превратились в одну-единственную квитанцию, где были собраны все платежи. Как тогда радовались куряне и руководство города: первые по причине того, что не надо больше проводить время в очередях, вторые – оттого что уровень собираемости платежей за ЖКУ составил более 90 процентов.
Однако вышеупомянутая структура долго не продержалась – ресурсоснабжающие организации стали жаловаться, что деньги поступают к ним с задержкой. К тому же на горизонте замаячили управляющие компании, взявшие организацию платежей населения в свои руки и наступившие на те же грабли, что и предшественники. Их неуёмная тяга к чужим деньгам и привела к тому, что поставщики коммунальных услуг в прямом смысле слова взбунтовались и стали грозить всевозможными штрафными санкциями. Кроме того, управляющие компании, выделяя из общей адресной базы лицевые счета «своих» домов, назначали для приёма платежей определённый банк или кассу, где можно было заплатить за коммуналку в строго отведённое время.
В сентябре 2013 года первыми на прямые договоры перешли энергетики – у них даже появился свой расчётный центр. С установкой счётчиков на газ куряне стали получать отдельные квитанции и за этот ресурс. Про оплату за телефон, интернет, телевидение и говорить нечего. Потом о переходе на прямые платежи объявил и «Курскводоканал».
Для курян настало непростое время – с переходом на прямые расчёты с поставщиками коммунальных услуг существенно осложнился процесс оплаты этих услуг. Чтобы оплатить квитанции за ЖКУ, многим жителям Курска приходилось делать это в несколько этапов, поскольку где-то не принимали платежи за газ, где-то за воду, где-то брали слишком высокий процент за перечисления и т.д.
В результате люди всё-таки привыкли к вороху платёжек, и вот теперь, похоже, пришло время в очередной раз экономить бумагу, нервы и время…
В ТЕМУ
Единое информационное пространство ЖКХ состоит из уникального программного обеспечения, серверов и огромной работы по верификации данных и работы с более чем 1000 поставщиков одновременно.
В результате формируются актуальные и достоверные данные о всех начислениях и оплатах за ЖКУ, собственниках, потребителях и проживающих, жилом фонде, тарифах, поставщиках и т.д. Доступ к этим данным ограничен, сегментирован и защищён статьёй 152-ФЗ.
Принцип одного окна
Разговоры о введении в Курской области единого платёжного документа, так называемого ЕПД, начались в феврале 2020 года – на совещании в Доме Советов замгубернатора Алексей Смирнов сказал, что работа над ним подходит к концу и в ближайшее время начнут печатать платёжки. Однако из-за пандемии процесс затянулся на два года.
– Запуск пилотного проекта ранее планировался на 1 сентября, но был перенесён на месяц для совершенствования систем оплаты в дистанционных каналах и снижения размера комиссии, – говорит директор Информационно-аналитического центра развития жилищно-коммунального хозяйства Курской области Анатолий Акулов. – Кроме того, необходимо дополнительное время для проведения разъяснительной работы среди жителей.
В октябре первые единые квитанции получат жильцы многоквартирных домов управляющих компаний «Сейм», «Волокно» и «Парковая» в Курске, а также жители Щигров. В этот платёжный документ будут включены начисления МУП «Курскводоканал», АО «САБ по уборке г. Курска» и Регионального оператора фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области. Со временем, обещают разработчики, единый документ будет содержать данные о начислениях за все коммунальные и жилищные услуги.
В ЕПД указываются данные о начислениях, полученных от поставщиков жилищно-коммунальных услуг и позволяющих оплачивать эти услуги напрямую, без «приземления» средств на счета каких-либо организаций. Платёжка будет формироваться сразу с реквизитами счетов поставщиков ЖКУ – на них и поступят деньги при оплате квитанции потребителям. Произвести изменения по лицевому счёту при смене собственника, разделении счёта, уточнении площадей сразу у всех поставщиков ЖКУ по принципу одного окна теперь можно, обратившись в МФЦ по месту жительства. Такое централизованное обращение позволит значительно сэкономить время как самим курянам, так и жилищно-коммунальным организациям. Впрочем, новые возможности взаимодействия являются дополнительными и не заменяют уже существующие способы взаимодействия жильцов с коммунальщиками.
Формирование базы данных, печать и доставку единого платёжного документа потребителям обеспечивает Информационно-аналитический центр развития жилищно-коммунального хозяйства Курской области. Он же будет проверять достоверность начислений путём сопоставления и экспертизы данных, получаемых от поставщиков ЖКУ. На сайте Центра особо подчёркивается, что он не забирает у поставщиков жилищно-коммунальных услуг функции по начислению платежей и не ставит своей целью быть расчётным центром. Его задача – повысить достоверность данных и создать единую квитанцию, удобную для курян, а также развивать электронные услуги и сервисы, такие как оплата ЕПД с минимальной комиссией, передача показаний, направление и получение обращений онлайн всем поставщикам ЖКУ, изменения данных о собственниках.
В дальнейшем на единой платёжке планируется разместить QR-код на общую сумму, которая сразу же будет разбита и перечислена на расчётные счета поставщиков ЖКУ. Это должно избавить потребителей от избыточных комиссий.
Обратите внимание!
Оплатить квитанции можно будет в пунктах приёма платежей Сбербанка и «Почты России», через интернет-сервисы центра либо в личных кабинетах поставщиков ЖКУ за каждую услугу отдельно.
Татьяна Ласточкина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе