/*?>
Что можно и нельзя найти в курских военторгах для мобилизованных.
В связи с частичной мобилизацией в России резко вырос спрос на военную и околовоенную амуницию. Минобороны много раз заявляло, что располагает всем необходимым для экипировки вновь призванных солдат.
Однако практика показывает: из-за резко выросшего количества военнослужащих снаряжение может поступать с задержкой. Поэтому и руководство регионов, и родственники, и волонтёры стараются самостоятельно снабдить мобилизованных всем, что может понадобиться в армии.
По интернету сейчас гуляют ролики и посты о том, что взять с собой военнослужащему. Одновременно появляется информация, что многие позиции из этого списка исчезли с полок магазинов, остальные же сильно подорожали. Наш корреспондент прошёлся по специализированным магазинам, чтобы выяснить, чем можно помочь курянам, отправляющимся в армию.
«Сейчас серьёзное время»
В «Звёздочке» – самом известном в Курске магазине военторга – с утра спокойно. Один-единственный покупатель – сурового вида мужчина – выбирает зимний комплект формы.
– Сейчас уже нет того ажиотажа, как в первые дни объявления частичной мобилизации, – рассказывает старший продавец Ирина Припачкина. – Люди, получившие повестки, уже в основном купили всё, что нужно. В пиковые дни приходили по тридцать покупателей. Теперь примерно в два раза меньше.
При этом ассортимент магазина небогат. Не все товары, на которые большой спрос и в столице, доходят до провинции. Зато на полках можно увидеть товары совсем не военного назначения: маску Бэтмена, весёленькие футболки с картинками, городские рюкзачки, вмещающие разве что ноутбук или казачьи фуражки (в армии такие уже давно не носят).
Покупатели же спрашивают тактические перчатки, наколенники, налокотники, коврики, туристические седушки (в просторечье – подпопники), чтобы не садиться на холодную землю или камни.
– Всего этого уже нет, – разводит руками продавец. – Но сделали соответствующие заказы в Москве. Заказали рюкзаки на 100 литров. Ждём. Цены удерживаем.
Камуфляжный костюм «Горка», например, в магазине можно купить за 4500 рублей, балаклавы – за 550, головные уборы – за 280-350, зимние ботинки-берцы с натуральным мехом – за 5000, ремни – за 650 рублей. Почти разобрали походные столовые наборы, цена которых варьируется от 450 до 800 рублей. Многие спрашивают спальные мешки. Но сложнее всего в Курске отыскать бронежилет. Зато в магазине неплохой выбор компасов – от 100 до 450 рублей. Правда, рассказывает продавец, здешние модели всё равно имеют свою специфику и пригодятся, скорее, грибникам, чем солдатам.
Как видим: экипировка своими силами обойдётся недёшево. На чём можно сэкономить – вопрос непростой.
– Нет необходимости приобретать уставные вещи, например, хлопчатобумажную форму, берцы – их и так обязательно выдадут, – говорит Ирина Припачкина. – Зато разгрузочные жилеты, которые являются частью уставной формы, многие мобилизованные предпочитают приобретать сами. «Казённый» жилет может не подойти под особенности фигуры. Одно дело – небольшое неудобство в мирной обстановке, и совсем другое – если с этой «разгрузкой» идти в бой.
А вот на сувенирную продукцию для военнослужащих спрос предсказуемо упал. Например, банные шапки с надписью «Настоящему полковнику» попросту пылятся на прилавке.
– Сейчас серьёзное время, – вздыхает продавец. – Может быть, к 23 Февраля такого вида товары и будут снова востребованы, но сейчас мужчинам в армии нужно совсем другое.
Перчатки подвезли, спальники разобрали
Помимо военторгов, что-то можно поискать и в интернете. Например, в сети предлагают компактное термоодеяло всего за 250 рублей. Некоторые вещи можно приобрести в магазинах для рыбалки, охоты, туризма и спорта. В одном из таких в центре города нас встретила надпись «Переоценка».
Однако специалист поспешил успокоить, что на товары для мобилизации, например, такие как термобельё, она не распространяется, и обратил внимание, что некоторые позиции даже несколько подешевели. Например, фонарик можно купить за тысячу и даже 800 рублей, дождевик – за 350.
Перчатки и спальники здесь попросту исчезли из продажи, так как резко взлетела их закупочная стоимость в Москве. Спальные мешки по удвоившейся цене закупать магазину стало невыгодно.
– Есть дельцы, наживающиеся на здоровье и жизни солдат, а есть цивилизованный бизнес, – говорит продавец. – Мы не наживаемся.
На двери военторга на улице Карла Маркса красуются офисные листы с надписями: «В продаже имеются туристические палатки» и «В продаже имеются рюкзаки до 90 л». В душноватом зале много мужчин в военной форме.
– Как вам цены в этом магазине? – обращаюсь к пареньку и женщине средних лет, похожих друг на друга.
– Мы здесь в первый раз, – растерянно отвечает женщина и протягивает продавцу выбранный рюкзак.
Интересуется спальным мешком. Их в наличии нет, но обещают, что, возможно, подвезут.
– Вот так вот, захочешь Родине долг отдать и не найдёшь, что нужно, – громко выражает недовольство коренастый покупатель лет тридцати пяти.
– А чего именно нет в продаже? – интересуемся мы.
– Зимней одежды подходящих размеров. И спальных мешков не найти.
– И в туристических магазинах?
– Ха! Розовых? Нет уж, спасибо…
И всё же в военторг мужчина пришёл не зря, как раз подвезли тактические перчатки, за которыми он гонялся.
– Спальники только что были у нас. Их забрали оптом, – добавляет консультант, представившаяся Ириной. – Объяснили, что на гуманитарную помощь.
– А рюкзаки? На двери написано, есть 90-литровые…
– Нет. Самые большие – на 45 литров. Были на 70 – разобрали. Вот, скажите, а зачем нужно именно на 90 литров? У меня муж военный, знаю, что достоинство такого большого рюкзака в том, что в него можно положить всё сразу. Но вы же не пойдёте с ним на боевое задание? Здесь нужно покомпактнее.
Впрочем, у непосредственно служивших в армии несколько иное мнение на этот счёт: рюкзак нужен не один, а как минимум два: большой походный и штурмовой, который находится в походном.
– А одежда? Что с размерами?
Продавец отвечает, что шьют у нас с основном на высоких мужчин «классического» телосложения. Если же мужчина худощав, есть большая вероятность, что одежда будет «ездить» на нём, и придётся думать, как её ушить.
Совесть не та
По дороге в очередной специализированный магазин заглядываем в неприметный дворик с надписью «Спецодежда». И здесь выбор одежды для мобилизованных гораздо больше, чем в крупных магазинах. В том числе и «дефицитные» небольшие размеры.
– Но всё-таки крупных мужчин у нас много, – говорит хозяйка магазина Татьяна Немыкина. – Как-то один попросил форму 70 размера и обувь 54-го. Таких берцев у меня не нашлось. Так что большие размеры разобрали, а маленьких в наличии немного есть. Цены не поднимаю, потому что совесть не та.
Рядом, уже на более видном месте, находится ещё один магазин спецодежды, где тоже можно кое-что купить для обмундирования – влагозащитный плащ за 1300, нательное бельё (не термо) за 1200, термоноски за 100 рублей и за 50 – термостельки. Шапки на флисе здесь стоят 200 рублей.
В магазине «Блокпост» по соседству сразу привлекает внимание высокая стоимость термобелья – 5600 – 9900, выбор его, правда, тоже велик. Даже обычное нательное – почти 2000. Закупочные цены здесь, говорят, были высокими всегда. Последнее время цены в магазине ещё подросли.
Зимние форменные костюмы здесь представлены разных размеров, начиная от 44, но цена уже приближается к 7000. Спальники мы здесь нашли, но радость оказалась преждевременной, так как рассчитаны они, как нам объяснили, на плюсовые температуры, а для поздней осени придётся искать дальше.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Цены проверяет антимонопольная служба
ФАС России поручила территориальным управлениям усилить контроль за ценами на спецодежду, обмундирование и снаряжение. Речь идёт об амуниции, тактической одежде, спальных мешках, термобелье, рюкзаках, трекинговой обуви, походных аксессуарах и т.п. Курское УФАС России проводит анализ обоснованности изменения стоимости этой продукции.
Как сообщает ведомство, «при обнаружении в ходе анализа признаков недобросовестного поведения – злоупотребления доминирующим положением, заключения антиконкурентных соглашений либо осуществления антиконкурентных действий и установления экономически необоснованных цен отдельными продавцами – Курским УФАС России незамедлительно будут приняты меры антимонопольного реагирования и пресечены выявленные нарушения».
По данным «Российской газеты», с 25 сентября практически все околоармейские и туристические товары выросли в цене в разы. Например, на одном из маркетплейсов спальный мешок туристический фирмы Saimaa (Россия) подорожал с 966 рублей до 2401 рубля, цена на спальный мешок фирмы VE (Россия) вырос в цене с 946 рублей до 3900 рублей. Туристический рюкзак Mamont (Россия) ещё несколько дней назад стоил 2006 рублей, а теперь – 7921 рубль. Рюкзак для охоты и туризма Hobbyxit (Россия) подорожал с 3882 до 6885 рублей.
Вероника ТУТЕНКО
Фото с официальной страницы «Промышленность, торговля, бизнес Курской области» в VK