Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

«Наши артисты сейчас на фронте»

Газетный выпуск № 2022_127
21 октября 2022 09:05 Культура

Луганский драматический театр показал курянам свои спектакли, несмотря на то, что часть труппы участвует в боевых действиях.

В Курске с аншлагом прошли гастроли Луганского академического русского драматического театра (ЛАРДТ) имени Павла Луспекаева. В основе репертуара русская классика. Луганчане показали «Лес» по пьесе Островского и «Левшу» Лескова – премьерный спектакль, который открыл в этом году в Луганске театральный сезон.

Зрители долго не хотели отпускать артистов со сцены, аплодировали стоя. Печальная судьба героя Лескова звучит в нашем веке по-новому, но, как и раньше, вызывает гордость за своих мастеров, за русские таланты. Особенно тронул зрителей его путь домой и страстное желание вернуться на Родину – какие бы блага ни сулила ему заграница.

Труппа приехала в Курск не в полном составе: многие артисты сейчас находятся на фронте. Указ о мобилизации граждан ДНР и ЛНР вышел ещё до начала российской специальной военной операции. В то время театр как раз готовил к сдаче «Левшу».

– Как все – учителя, шахтёры, металлурги и врачи, артисты пошли бороться с неофашистами, – рассказала директор и художественный руководитель ЛАРДТ Галина Михайлюк-Филиппова. – Конечно, пришлось спешно вводить на роль других актёров. Было трудно, но мы продолжали, зная, что наши ребята, игравшие в основном составе, сейчас с оружием в руках, на блокпостах. Сегодня артисты играют за тех ребят, которые нас там защищают.

 

«Лес» по пьесе Островского

Спектакль о нас

– Галина Николаевна, почему вы для постановки выбрали именно «Левшу»?

– Театр всегда отражает то, что происходит в мире. Нам хотелось бы ещё рассказать о русском характере, воздать хвалу простому русскому человеку, вспомнить всех, на ком стояла русская земля, кто её защищал. Мы начали репетиционный процесс ещё до отпуска и очень хотели, чтобы приехал основной состав. Но пока это невозможно – артисты на фронте.

Левша – настоящий русский человек! Он олицетворяет всех талантливых людей, которые живут по чести и говорят правду государям. Бывает, что их работы практически не видно, какой «мелкоскоп» ни подноси. И мы думаем о наших мальчишках, которые ушли на фронт добровольцами. Сегодня в театре играют три резервиста, которых могут призвать в любую минуту. Это ребята, которые в 2014 году первыми пошли в ополчение. У них была возможность выбора, и они его сделали – этот спектакль о них.

– Куряне в восторге и от спектакля «Лес». А как приняли его в Луганске?

– За годы существования нашего театра в репертуаре были почти все пьесы Островского. Но «Лес» поставлен впервые. В Луганске спектакль приобрёл особое звучание: герои пьесы продают и покупают лес, землю, на которой живут. А Украина начала продавать земли, и это самое страшное. Ведь на этой земле твой дом, на ней могилы твоих родителей, земля – наверное, самое главное, чем должен дорожить человек. Не изменив Островского, мы играли то, что происходило на Украине. Мы смеялись и плакали.

– «Левша» входит в школьную программу. Будет ли в Луганске, который теперь стал частью России, работать Пушкинская карта?

– С января следующего года мы начинаем интеграцию в законодательство Российской Федерации. Этот этап продлится до 2026 года, после чего мы будем в одной законодательной базе. Пока все проекты впереди, трудно строить большие планы. За прошедшие восемь лет для нас главным было не подпустить к границам врага. С каждым годом он становился всё вероломнее, а перед началом СВО, примерно за 10 дней, количество снарядов и ракет, выпущенных по мирным людям, увеличилось в десятки раз.

Всё это время мы старались сохранить то, что у нас есть. Сегодня у нас нет кассовых аппаратов, не работают банковские карты. Здание театра 70-го года постройки, режиссёрский пульт, осветительные приборы, рампа – всё родное. Театр практически не финансируется на какие-то приобретения, модернизацию, новые постановки. Мы лишь мечтаем об этом. Всё было ради выживания, для того, чтобы осуществить какие-то выплаты нашим пенсионерам, бюджетникам, платить зарплату.

Мы надеемся, что вскоре всё изменится к лучшему. И это уже происходит. В театре начался капитальный ремонт. Приводят в порядок ступени – их никто никогда не ремонтировал. Идёт ремонт крыши. 2 июня 2014 году ВСУ обстреляли с самолётов здание областной администрации в Луганске – это 700 метров от нашего театра. Была сброшена кассетная бомба. Крыша театра превратилась в песок.

Все эти годы наши парни, рабочие делали всё возможное: что-то латали, заливали, стелили, ухаживали как могли. Нас поддерживало Министерство культуры ЛНР. Сейчас – спасибо Министерству культуры РФ – идёт капитальный ремонт. Главное для нас – сделать так, чтобы зритель в нас снова поверил, приходил к нам, стал ближе. Ведь в каждой семье нашей республики было очень много горя, театр явился маленьким огоньком, который согревает сердца: люди уходят с надеждой, что всё будет хорошо.

 

Работали без воды и без света

– Театр был создан в 1939 году и радовал зрителей лишь один сезон. Потом началась война, эвакуация в Узбекистан. А во время трагических событий 2014 года труппа осталась в городе и театр работал. Вам было страшно?

– Да, в годы Великой Отечественной войны наш театр эвакуировался дважды. В Киеве было принято решение закрыть его, но руководство отстояло – театр продолжил свою работу. 14 февраля 1943 года город был освобождён, а спустя несколько месяцев наш театр вернулся уже из второй эвакуации. Сразу же был поставлен спектакль по пьесе Симонова «Всем смертям назло». Наверное, тогда не было ни одного театра, который бы не ставил это произведение.

1943 год – переломный в ходе Великой Отечественной войны, тем более – для Донбасса, который остался непокорённым. То же самое случилось и в 2014 году. Конечно, было страшно: когда вокруг города и в области начали организовываться блокпосты. Но ещё была надежда, что нас услышат. Её не стало 2 июня, когда ВСУ обстреляли с самолётов областную администрацию. Пострадали 36 мирных жителей. Восемь их них погибли. Вскоре из театра ушли 12 артистов во главе с главным режиссёром.

Но мы продолжали работать, ставили спектакли – «Цвета» по пьесе Павла Арье и «Зайка-зазнайка» по Михалкову. Налёты были всё чаще, слышались взрывы. Во время репетиции мы могли уйти со сцены, пойти в балетный зал или куда-нибудь этажом ниже. Нам перестали выплачивать зарплату, руководители уехали. Трудовые книжки сотрудников мы хранили то дома, то в подвале в сейфе.

А потом началась блокада. Нас взяли в полукольцо – почти три месяца не было света, воды, связи. Стояла 40-градусная жара. Это было время отпусков, но театр оставался центром притяжения. Пять этажей плюс два подвальных, есть более или менее безопасные места, где можно укрыться в случае попадания. Можно было выйти по вентиляционным каналам – мы ночевали в подвале. Запасались лопатами и кирками, свечами – вечером выходили и сидели на порожках подвала, смотрели, видели в небе самолёты. Это было ужасно. Но это была реальность, и в ней надо было жить, добывать еду, воду – она была страшным дефицитом.

До заключения первых Минских соглашений в городе люди передвигались лишь с 9 утра до 12 дня, прохожих было очень мало. Люди не ходили по улицам города – было страшно. Всё летало, взрывалось! Многие получили ранения – от стекла и осколков. Много было погибших. Мы завели тетрадь и просили – звоните, давайте о себе знать хотя бы раз в три дня, хотя бы через кого-то, зайдите в театр.

Всё равно все ходили в поисках какой-то добычи – хлеб нужно было найти, воду. В тетради мы договорились оставлять какую-то основную информацию – жив, здоров, есть ли повреждения, какая нужна помощь. Люди стали стекаться в театр – помогали чем могли, какое-то стекло, какие-то доски, где-то какие-то баннерные ткани, полиэтилен.

Потом уже в сентябре появились островочки, где можно было поймать связь, – это была центральная улица Коцубинского. Там каждое утро можно было увидеть тех, кто не уехал. Встречались со слезами на глазах. Мы поняли, что начинаем жить. Это была такая радость – мы снова вместе. Начали возвращаться в город и те, кто уехал.

– Как же удалось открыть театральный сезон?

– Когда собрался костяк труппы, мы стали думать, что делать. Открывать театральный сезон мы всё равно будем! Создали программу «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография!». С ней мы объездили очень много городов и районных центров, выступали на улицах, в клубах, во дворцах культуры.

В основе были сцены из спектаклей, стихи. Из музыкального сопровождения – только гитара. Мы тогда стали и вестовыми: привозили первые газеты – это были листы формата А4, отпечатанные на машинке какие-то сводки. Ведь у нас, жителей Луганска, было больше информации, чем в таких городах, как, например, Красный Луч.

А осенью нам дали свет. К этому времени мы уже восстановили некоторые спектакли, в том числе те, которые ставили несколько лет назад. Артисты очень сильно сплотились. У нас была единственная задача – снова полноценно работать. И это удалось! Мы начали ставить новые спектакли, а вскоре у нас появились и молодые артисты – студенты Луганской академии культуры и искусств имени Матусовского.

Первый курс набрала наша артистка Светлана Степкина. Занятия проходили и в театре. Почти все студенты выходили на сцену в новогодних сказках. Пусть в маленьких эпизодиках, в массовых сценах. Это был замечательный курс! Сейчас почти все выпускники – молодёжная основа нашей труппы. Мы счастливы, что Академия культуры и искусств продолжила работу, подарила нам таких талантливых артистов. Дай Бог, всё будет так продолжаться.

 

«Левша» Лескова – премьерный спектакль, который открыл в этом году в Луганске театральный сезон

Режиссёры со всей страны

– Сегодня труппа укомплектована?

– У нас есть артисты старшего поколения и очень много молодёжи. Случилось так, что восемь лет назад многие молодые артисты уехали. У нас появился незанятый островочек – люди в возрасте 35+. К счастью, артиста можно состарить гримом, а персонажа сделать молодым. Ведь почти никогда возраст героев у автора не прописан. Но, конечно, учитывая ситуацию, мы тщательно подбираем репертуар.

– Пополняют ли труппу артисты из других регионов?

– Артисты пока нет. Хотя мы общаемся по аудиосвязи, многие интересуются, можно ли приехать на прослушивание. А вот режиссёры приезжают из разных уголков России.

Мы им очень благодарны. Вот уже год в нашем театре работает Сергей Васин из Йошкар-Олы. И вообще удивительный коллектив Йошкар-олинского театра Дружбы народов! Впервые они приехали к нам в 2015 году, и мы друг в друга влюбились.

Они садились в машину и ехали к нам с небольшим спектаклем. Серёжа поставил у нас один спектакль, а затем я пригласила его, и он принял решение остаться в Луганске. Сергей Васин – читающий, сомневающийся, это не из серии «я художник, я так вижу». Вот уже год он работает в качестве главного режиссёра. Я понимаю, жить у нас сегодня непросто. Но для творчества, наоборот, это благо. Ведь трудности дают определённый опыт, знания, какую-то силу, возможность рассказать и приблизить всё к сегодняшнему дню.

 

В ТЕМУ

Памяти Сергея Пускепалиса

Большим другом театра был знаменитый актёр Сергей Пускепалис, недавно трагически погибший при транспортировке броневика в ЛНР. На гастролях в Луганске со своим театром он был в августе 2022 года. На сцене Луганского драматического театра при полных залах прошли спектакли «Предстоящее событие» и «Весы».

– Этот человек просто ворвался в нашу жизнь. Это был не первый его приезд в ДНР и ЛНР. Когда мы узнали, что Волковский театр приедет к нам в августе, да ещё с двумя спектаклями Сергея Пускепалиса, были счастливы, – рассказывает Галина Михайлюк-Филиппова. – Он был очень настоящий, честный. С гордостью рассказывал о своих друзьях, которые воюют. Мы знали, что он передавал им свои гонорары, покупал снаряжение. «Я бы пошёл воевать – меня не пускают», – сказал он тогда. Так случилось, что те гастроли были связаны с приходом в увольнение одного из наших молодых артистов Артёма Ключки. Он впервые за год на два дня пришёл домой в отпуск, чтобы жениться на нашей актрисе Лере Долголевой. На следующий день они поженились, все мы поехали в ЗАГС. Не было ни кринолинов, ни даже обручальных колец. Кроссовки, белая кофточка невесты, а жених просто переменил военную форму на гражданскую. Вечером был спектакль. В нашем архиве есть фотография – мы на сцене вместе с Сергеем Пускепалисом. После спектакля мы разговаривали всю ночь и не могли наговориться.

Елена ГАМОВА
Фото Александра МАЛАХОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также