Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Битва за покупателя

Газетный выпуск № 2022_130
28 октября 2022 09:51 Общество

«Чёрная пятница» в Курске началась на месяц раньше.

Российский Совет Торговых центров (РСТЦ) бьёт тревогу – посещаемость крупных магазинов падает год от года. А число свободных для аренды площадей, напротив, растёт. Недалёк тот час, когда ТЦ начнут работать себе в убыток, если их не поддержит государство. Как себя чувствуют в непростых условиях курские продавцы, выясняла наш корреспондент.

Вьетнамцы уехали на родину

Для шопоголика со стажем задание проехаться по торговым центрам не из простых – требуется изрядная выдержка. Особенно когда вокруг много скидочных предложений, а некоторые павильоны и вовсе уже объявили «чёрную пятницу», хотя традиционно она бывает в конце ноября. Но тут жёстких правил нет, каждый привлекает покупателя как может.

Одно из самых бюджетных мест в городе – ТЦ «Покровский». Обилие пуховиков недвусмысленно намекает на приближение зимы.

Расположенный здесь «вьетнамский рынок» издревле сыскал известность как место, где можно выторговать большую скидку, если делать это с азартом и с душой.

Вьетнамцы уступают щедро. Правда, половину их, рассказывают продавцы, вернулись на родину: боятся близости военных действий.

Оставшиеся продолжают битву за покупателя, дружно и громко зазывая со всех сторон, так что вырваться без покупки задача непростая, но и куряне не лыком шиты.

Вдоль павильонов бродят несколько покупателей, один закупается основательно, другие так и уходят ни с чем.

– Пять лет назад по сорок единиц товара в день продавала, а сейчас одна-две вещи в день. Разве это уровень? – сетует продавец «Покровского». – А качество товаров высокое – фабричное.

Основной причиной оттока курян из торговых центров многие продавцы называют снижение покупательской способности. А кто-то ещё в пандемию перешёл на интернет-покупки.

– Всякие «одевайки-раздевайки» создали нам конкуренцию, – делится мыслями другой работник прилавка. – Люди думают, там цены ниже, но сейчас у них ещё дороже одеться, чем у нас.

 

«Садовод» на смену «Черкизону»

Ещё одно место, где неуловимо витает атмосфера девяностых – ТЦ «Центральный».

Продавцы говорят, что вещи у них на порядок выше, чем на «Покровском». Закупки между тем и те, и другие делают в одном и том же месте – московском «Садоводе».

Моё появление среди павильонов могло бы вызвать настоящий ажиотаж, но корочка журналиста несколько умерила энтузиазм продавцов. Желающих продать товар всё-таки гораздо больше, чем желающих рассказать о своих проблемах, главная из которых – покупатель в ТЦ стал редким зверем.

Если лет этак пятнадцать назад среднестатистический курянин традиционно начинал поиск нужного товара с «Центрального», то сейчас многим проще заглянуть в ТЦ поближе к дому. Как гласит растиражированная шутка, Курску нет равных по числу торговых центров на душу населения.

– Девушка, подходите к нам! – зазывают три женщины, беседовавшие до этого о чём-то своём.

Оказалось, все они – хозяйки павильонов. Торгуют сами – на продавцов нет денег.

– Молодые могут ещё переучиться, – рассказывают женщины. – Самые предприимчивые уже ушли в «Магниты», «Пятёрочки», а куда тем, кому до пенсии осталось совсем немного?

– Так и разговариваете целыми днями?

– А что ещё делать, если нет покупателей? – разводит руками одна из хозяек. – Товар закупили, а как его теперь реализовать? Как платить аренду? При этом товары, посмотрите сами, у нас хорошего качества – Москва, Владимир, Реутов, Пенза, есть хороший фабричный Китай, размерный ряд от 42 до 76. Что покупателю надо?

– Пока что работаю не в убыток, но часть павильонов уже опустела, – говорит предприниматель Алла Рубинская.

– Иногда за неделю ни одной продажи, – сетует её коллега предприниматель Наталья Жиляева. – В 90-е годы проще было, хотя рынок располагался на улице. Местовое стоило копейки, закупались в «Черкизоне». Сейчас делаем скидки очень большие, лишь бы купили. Если вещь осталась последняя, можем отдать по себестоимости и иногда даже ниже.

– Тоже перешли на отечественные товары?

— Да, они ноские, ничуть не уступают по качеству импорту. Вот у меня, например, корейские, польские платья коктейльные всего за 2000 рублей, но российское сегодня абсолютно конкурентоспособно, – говорит Елена Манацкова. – Сама я распродаю сейчас остатки и закрываюсь. Буду заниматься огородом и внуками.

 

2+2=6

Перемещаюсь в более фешенебельный ТЦ. В бутике верхней одежды та же битва за покупателя.

Яркая вывеска предлагает отличные пальто в полцены. Правда, размер остался не мой.

– Не смотрите на размеры, это отечественные «полномерки», – убеждает консультант и, видя, что слова не действуют, одним решительным жестом сдёргивает пальто с вешалки, а уже через секунду с грацией топ-модели поворачивается в нём ко мне и так, и этак.

Впрочем, денег на пальто со скидкой у меня с собой всё равно нет, и я отправляюсь дальше изучать предложения.

Цены, сделав пике, красиво приземлились к «чёрной пятнице». К слову, на скидочной неделе в курских супермаркетах действительно можно выбрать вещи по очень симпатичным ценам: куртку на межсезонье от 1500 рублей, футболки – от 249 рублей, шорты – всего от 129. Высокие скидки в ювелирных отделах.

Яркие надписи «РАСПРОДАЖА» соседствуют с не менее яркими «SALE». Западных брендов слегка поубавилось, но одни павильоны закрываются, другие открываются, на смену пришли русские названия, часто почему-то в латинской транскрипции. Жизнь, в общем, не стоит на месте.

На вопрос, откуда товар, в магазине женских платьев слышу бодрое: Киргизия, Беларусь, Узбекистан, Китай. К слову «Китай» часто добавляют «фабричный».

Предложения со всех сторон наперебой противоречат классической арифметике.

Так, надпись на одном бутике утверждает, что 2+1=4, на другом, что 1+1=3 , а на третьем и вовсе – 2+2=6.

В общем, предложений разных много: от «50 процентов на вторую покупку» до «Сдай старую сумку и купи новую с 40-процентной скидкой».

– Не обязательно сумку, можно принести хоть старый поломанный зонт, условия те же, – уточняет консультант условия акции.

Во многих павильонах говорят, что за этими выгодными предложениями последуют новые выгодные предложения и горячие скидки. Так что «чёрная пятница», по-видимому, будет длиться долго.

В магазине для хобби, где я решила приобрести книгу, неожиданно собирается очередь. Хотя никаких распродаж здесь нет.

– На отсутствие покупателей не жалуемся, – сообщил консультант. – Хобби у людей разные, поэтому интересуются самыми разными категориями товара, люди всё чаще инвестируют в себя и свои интересы.

 

Пустует 2% площадей

По официальным данным, в регионе сегодня работают свыше полусотни торговых, торгово-развлекательных центров, большая часть из которых расположена в Курске. В настоящее время наблюдается некоторый спад (5-7%) посещаемости торговых центров, ещё не до конца восстановившихся после пандемийных ограничений. Плюс санкции преподнесли новое испытание на прочность – некоторые иностранные компании приостановили деятельность.

В целом в регионе, по данным комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области, количество вакантных площадей для аренды в торговых центрах в 2022 году остаётся на уровне прошлого года, а эффективность работы каждого ТЦ зависит от места его расположения, специфики, привлечения арендаторов и их популярности. По информации руководителей торговых центров, доля вакантных площадей составляет до 2% от арендопригодных на крупных объектах, то есть свыше 50 тыс. кв. м, до 4% – в других торговых центрах.

– Чтобы поддержать торговые центры, администрация Курской области проводила работу по заполнению пустующих площадей. В пандемию в трёх ТРЦ были организованы пункты вакцинации, – сказал председатель комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области Михаил Аксёнов. – Один до сих пор работает в «МегаГРИННе», там же действует «комната здоровья». Они занимают около 500 кв. м. Примерно столько же отведено в каждом из трёх крупных торговых центров под МФЦ, где клиенты получают государственные и муниципальные услуги. Отмечу, что это дополнительные точки притяжения клиентов. Они помогают наращивать трафик.

Кроме того, сообщили в комитете, в регионе объектам недвижимости, в том числе торговым центрам, в отношении которых налоговая база исчисляется от кадастровой стоимости земли, снижена ставка по налогу на имущество с 2% до 1,6% в 2021 году, до 1,8% в 2022 году.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Наблюдаем вершину айсберга

Доцент Курского филиала Финуниверситета, кандидат экономических наук Алексей Белостоцкий:

– Сейчас традиционно период затишья после лета, так как основные траты приходятся на период отпусков, а следующий всплеск покупательской активности ожидается ближе к следующему году, где-то с конца ноября. Пока же время накоплений на новогодние траты. Конечно, сыграли свою роль и снижение импорта, и тревога у населения в связи с возможным повышением цен. И хоть скачка цен не было, напротив, наблюдалась даже некоторая дефляция, особенно на непродовольственную группу товаров, кто-то успел сделать запасы. К тому же торговые центры не единственная торговая площадка. Не будем забывать о тех же ярмарках, где можно, например, купить хорошие белорусские товары – одежду и обувь. Сыграло свою роль и развитие интернет-продаж, удобство которых многие оценили в пик пандемии. Так что в торговых центрах мы наблюдаем только вершину айсберга, которая не отражает ситуацию в целом. Уровень покупательского спроса для государства важно поддерживать, так как он влияет на уровень ВВП. Прогнозировалось, что из-за санкций он уйдёт в минус 8-9%, но сейчас он составляет минус 3-4%. Сейчас время мобилизации экономики, когда меняется сама её структура и на первый план выходит импортозамещение. У нас есть опыт функционирования экономики как замкнутой системы, но если проводить аналогию с советским периодом, то сейчас мы в более выгодных условиях.

Вероника ТУТЕНКО



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также