Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

От императрицы до прислуги

Газетный выпуск № 2022_144
02 декабря 2022 13:51 Культура

Актриса Курского областного драматического театра имени Пушкина Любовь Башкевич отмечает 75-летие

Любовь Башкевич – ветеран и один из символов курского театра. Про таких актёров говорят: им подвластны все роли и все жанры. В разные годы зал рукоплескал её красавице Карле в «Проснись и пой», императрице Юлии в «Ромуле Великом», Флоренс Снайдер в «Примадоннах». А обожаемая публикой «Ханума» прошла через всю жизнь актрисы: сначала Любовь Николаевна сыграла юную Сону, а в зрелом возрасте – её бабушку.

Всего же в актёрской биографии Башкевич около 400 ролей. Первые она исполнила ещё в школьные годы в Киевском театре юношеского творчества. И по сей день актриса регулярно выходит на сцену театра. В свой юбилей Любовь Николаевна полна творческих сил, энергии и неизменно вызывает восхищение зрителей и нашего корреспондента, побеседовавшего с юбиляршей.

 

Актёрская династия началась в Сибири

– Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Как вы пришли на сцену?

– Я выросла в театре и всегда мечтала об актёрской профессии. Бабушка работала в киевском ТЮЗе, сначала актрисой, потом заведовала костюмерным цехом. Я представляла себя в костюмах героинь Островского и Чехова, мечтала выйти в них на сцену. Было непросто: в семье трое детей. Но я очень хотела стать актрисой и делала всё, чтобы осуществить свою мечту. Сама пришла на экзамены в музыкальную школу, поступила и начала заниматься вокалом. Играла в театре юношеского творчества. Позже педагог мне сказала: всегда знала, что ты станешь актрисой!

Мне не исполнилось и 17 лет, когда после школы я поступила в студию при Киевском драматическом театре имени Ивана Франко. Конкурс был огромный. Я сама искала материал для поступления, всё время копалась в библиотеке. И вдруг мне на глаза попался маленький рассказ на украинском языке. Это был проникновенный рассказ о солдате. Он произвёл огромное впечатление на представителей экзаменационной комиссии. Позже, когда я готовила к поступлению одну из будущих актрис, мы перевели этот рассказ на русский. И он вновь покорил всех.

– Людмила Гурченко в своих воспоминаниях рассказывала, что ей пришлось много работать над речью, чтобы убрать украинский говор. У вас были такие проблемы?

– Да, позже я много занималась речью. В Курском драматическом театре мне очень помог Юрий Валерьевич Бурэ. Ведь я закончила украинское музыкально-драматическое отделение: преподавание шло на украинской языке. Потом, по распределению, начала работать в Ивано-Франковске, где спектакли тоже шли на украинском.

– Как началась ваша творческая карьера?

– Вернувшись из Ивано-Франковска в Киев, я проходила стажировку на телевидении.

Дело в том, что в моём родном театре имени Ивана Франко вакантных мест не было. Ожидая вакансии, я пробовала себя в качестве диктора. Однажды на гастроли в Киев приехал Омский ТЮЗ. Это был театр, известный всей стране. Я не только побывала на всех спектаклях, но и познакомилась с артистами, рассказала, что я их коллега, но вот места в нашем театре пока нет. Режиссер пригласил меня в труппу. Сказал: «Поехали в Омск. У меня Нину Заречную (героиню пьесы Чехова «Чайка» – «КП») играть некому». Я подумала: «А что! В Сибири я не была! Поеду». Забегая вперед, скажу: Заречную я так и не сыграла. Зато было много других интересных ролей. Кроме того, в Омске я встретила свою судьбу, вышла замуж, родила сына.

Любовь началась с неприятия

– Любовь Николаевна, вы и ваш супруг Валерий Дощечкин долгое время играли на одной сцене. Когда в семье два талантливых человека, это сложно? Дух соперничества не одолевал?

– Соперничества – нет. В нашей семье была другая история. Валера был талантливый, очень глубокий актёр, прекрасно образованный, эрудированный, начитанный и необыкновенно скромный. Никогда не мог ответить на какую-то грубость, колкость, хамство. За него это делала я! Никогда не давала его в обиду. Всегда переживала за Валерия сильнее, чем за себя.

– Какой была ваша первая встреча?

– Я приехала в Омск и, конечно, сразу пошла в театр. У проходной возле курилки стояли актёры. Признаюсь, выглядела я эффектно. Мама работала в доме моделей модельером-закройщиком. С детства мои наряды отличались изысканностью. В тот день на мне был красный кожаный костюм, высокие сапоги того же цвета и платок в народном стиле. Говорят, мужчины тогда просто ахнули, а Валерий сказал им всем: «Я на ней женюсь!» И выполнил обещание.

– А вы сразу обратили на него внимание?

– Признаться, нет. Вообще к самому имени Валера у меня тогда было предубеждение. В моем киевском детстве так звали мальчика, который жил по соседству. Несколько раз за вечер мама очень громко, не обращая внимания ни на что, звала его, высунувшись по пояс из окна: «Вулера, домой!» Именно так – через У. Вот это «Вулера» я слышать не могла!

Кроме того, мой будущий избранник ходил в валенках. В этом был особый шик, стильный «прикид», протест, – что хотите. Внешне он был хорош собой и почти все женщины были в него влюблены. Потом выяснилось, что мы живём в одной квартире – мне дали комнату в «многосемейке». Чтобы не встречаться с ним, я перестала выходить на кухню. Может быть, это была любовь с первого взгляда, но проявилось это чувство вот так необычно. Однажды мы разговорились, встали встречаться чаще, а потом уже просто не могли друг без друга.

– Как судьба забросила вас в Курск?

– Мне, южанке, так и не удалось привыкнуть к сибирским морозам. Наш дом стоял на берегу Иртыша. Помню пронизывающий ветер, который подхватывает тебя и просто несёт по берегу. Я уговорила мужа переехать. Курск стал моей второй родиной. А вот Валерию так и не удалось полностью адаптироваться и стать курским жителем – он скучал по Омску. Здесь Юрий Валерьевич Бурэ пригласил нас в труппу Курского драматического театра, здесь я работаю уже 50 лет, в этом театре вся моя жизнь.

– Моя первая роль здесь – Галя в спектакле «В степях Украины», потом сыграла Карлу – «Проснись и пой». А потом был замечательный спектакль «Лев ушёл из дома». Валерий играл Льва, а я – Зебру. Спектакль имел огромный успех! Потом играла Герду в «Снежной королеве»… Это была очень счастливая жизнь. В театре нас замечательно приняли. Все мы очень много работали – в то время было по 200 выездных спектаклей.

Сын был совсем маленьким, мы брали его с собой. В автобусе, рядом с водителем, была маленькая перина, на которой спал Денис. Наша труппа была очень дружной. В свободное время, а его было очень мало, мы собирались вместе, и любой разговор всё равно сводился в работе, к спектаклям. Были и споры, и ссоры, но всё это был театр, и это было главным в нашей жизни.

– Какая роль далась труднее всего?

– Роль императрицы Юлии в спектакле «Ромул Великий». Ромула играл Валерий Ломако. Нелегко далась и Таня в «Неугомонной Софье». Но спектакль тогда произвёл фурор!

– Случались курьезы?

– Конечно! Например, во время спектакля «Инкогнито». Роль у меня там не главная, но я её очень люблю: в паре с Андреем Светловым мы играли слуг. У нас там вокальный и хореографический номер. Вдруг я полностью забываю слова. Что делать? Я спокойно, в танце, иду за кулисы. Помощника режиссера нет – спросить не у кого! Начинаю лихорадочно думать! Тут же надо выйти на сцену – танец-то продолжается. После того, как несколько раз я вернулась за сцену, слова тоже «вернулись».

– У вашего сына, Дениса Дощечкина, рано проявились актёрские способности?

– На сцену он вышел примерно в десять лет. В «Леди Макбет Мценского уезда» играл Фёдора. Участвовал и в спектакле «Усвятские шлемоносцы». Но мы с супругом сначала были против того, чтобы он стал актёром. Особенно – муж. Потому поступать в театральный вуз сын поехал в то время, когда папа был на гастролях. Денис к тому времени уже закончил первый курс политехнического института и сказал: «Я должен попробовать».

– Ваша внучка Глафира – будущая актриса. Глафира учится в актёрской мастерской заслуженного артиста России, артиста московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Карэна Бадалова. Кто повлиял на её выбор?

– В глубине души мы, вся семья, этого хотели. Глафира очень хорошо училась, могла поступить в любой вуз, и все мы думали, что у неё будет «нормальная профессия». Но она поступила в театральный вуз. Моя младшая внучка, Маруся, пока не решила кем хочет быть. Нашла себя в другой сфере и дочь Елизавета. Хотя мне кажется, она могла бы быть хорошей актрисой.

 

Любимые зрители

– Трудно ли выйти из образа после спектакля?

– В спектакле «Дожди» моя героиня курила. Я же была некурящая. В то время моей младшей дочери было три месяца, – я кормящая мать.

Я выходила на сцену, курила, и даже получала удовольствие, затягиваясь сигаретой. Но уже за кулисами я чувствовала отвращение к табаку. Не могла сделать ни одной затяжки. Даже мне самой было странно. Я «проверяла» себя и на втором, и на третьем спектакле. Всё: выходишь за кулисы, и это уже другая жизнь.

– Ваши героини заставляют зрителей смеяться и плакать? А вам какие роли ближе?

– Больше мне нравится, когда люди смеются, когда удаётся зарядить их положительными эмоциями. Может быть, зритель забудет сам спектакль! Но он получил радость.

– Каких зрителей больше любите, маленьких или взрослых?

– Конечно, я очень люблю детей. 30 лет я играла бабушку кота Леопольда. Играла Фрекен Розенблюм в спектакле «Пеппи Длинный чулок», Бабу Ягу в спектакле «Анфиса-краса и сказочные чудеса». Дети очень искренние, реагируют эмоционально. Они хорошие, благодарные зрители, непосредственные и шумные. Иногда доходит до того, что говорить со сцены нет смысла: слова уже не слышны. Потому всё же больше я люблю взрослых!

– Есть ли у вас любимчики среди зрителей?

– Да, конечно! Много лет подряд одна зрительница дарила мне цветы после каждого спектакля. Позже я узнала, что она преподаёт в школе литературу. Со многими любимыми зрителями я знакома. Одна из них, Ирина, после каждого спектакля «Примадонна» дарит цветы всем актёрам.

– Не хотелось бы выйти на сцену всей семьей?

– Всей семьей, пожалуй, это невозможно. С Валерием мы не раз были вместе на сцене, с невесткой – Натальей Комардиной – мы и сейчас играем в спектакле «Восемь любящих женщин». Играли мы с ней и в спектакле «Не все коту Масленица», играли и маму с дочкой. Хотелось бы сыграть и вместе с Глафирой? Но пока она учится.

 

Звёздные роли Любови Башкевич:
Пани Дындальская в спектакле «Дамы и гусары» А.Фредро, Таня в «Неугомонной Софье» Н. Птушкиной, Женовьева – «Деревья умирают стоя» и Матильда в «Дикаре» А. Касоны, Эмилия в «Зимней сказке» У. Шекспира, Бурыкина в «Шуте Балакиреве» Г. Горина, Элизабетта – «Завещание по-итальянски» А.Кампаниле, Майя Ивановна – «Браво, Лауренсия!» Н. Птушкиной, Нина Максимовна – «Романсы в старом доме» С. Буранова, Гостья – «Комната невесты» В. Красногорова, Федосья «Отец» М. Горького, Настасья Петровна «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева, Сергеевна «В день свадьбы» В. Розова и многие другие.

Беседовала Елена Гамова
Фото Александра Малахова
и из архива героини публикации



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также