Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Господа, будьте сдержанны!

Газетный выпуск № 2022_154
27 декабря 2022 10:58 История

Как праздновали Новый год 170 лет назад

В будущее заглянуть сложно, в прошлое – можно. Нам позволит сделать это газета «Курские губернские ведомости» – первый и единственный в то время периодический печатный орган в Курской губернии.

«Проникнуться мыслею в будущее»

Первый номер газеты датирован субботой, 3 января 1853 года. Начинался он с большой редакционной статьи, посвящённой … нет-нет – не празднику, а размышлениям о том, чего ждать от предстоящего года. Заметим, что в то время любимый нами Новый год являлся естественным продолжением святок, начало которым было положено в ночь под Рождество Христово – 25 декабря.

Итак, первый номер газеты 1853 г. открывался весьма тривиальной по нашим временам фразой: «Новый Год изглаживает всегда воспоминания прошлого, и люди, стремясь проникнуться мыслею в будущее, ожидают от него всего самого лучшего …». Действительно, кто ж не ожидает? «Поздравления раздаются со всех сторон, и от нас читатель тоже, может быть, ждёт поздравления. Мы в большом затруднении: вкусы так различны, что, желая угодить одним, мы провинились перед другими – и так не желая ни кому в особенности ничего, мы от души представляем каждому исполнения его желаний, впрочем:

«Soyez, Messieurs, contens.
Ayez beaucoup d,argent.
Toujours une bonne santé,
Partout aimés, fétés –
Soyez en tout heureux».

Понимая, что с французским нынче не то, что прежде, даю свой вольный перевод:

«Будьте, господа, сдержанны.
Имейте много денег.
Всегда хорошего здоровья,
везде любви, праздника –
будьте во всём счастливы».

 

Не купить, так полюбоваться

Итак, за несколько дней до праздников (напомним, что всё начиналось с 25 декабря) в городе наступало особое движение. Магазины, прежде всего с дамскими уборами, лавки, кондитерские – все были полны покупателями! Вести о модных товарах из Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, самого Парижа быстро расходились среди курской публики. И все стремились если не приобрести что-нибудь, так хотя бы полюбоваться новинками. В магазине M-me Голькер покупались хорошенькие новомодные шляпки, галантерейная мелочёвка, золотые браслеты, бриллиантовые серьги и … бронзовые канделябры. У г-жи Мильниковой – наколки, искусственные цветы и ленты, у гг. Гладковых и Иванова – шёлковые и шерстяные материи, платки, платочки, сукно и трико. Левашкевич, наш лучший кондитер, предлагал бонбоньерки, «конфекты и шеколад» и т.п. сладости, а г. Пригожеву заказывались новые визитные карточки со всевозможными шрифтами, начиная от более употребительных итальянского и готического, до золотых тиснений и выпуклых букв. С гербами и без гербов. С орнаментом и без орнамента.

 

Визиты – обязанность света

Визитные карточки были нужны не только для знакомства: они ещё выполняли своеобразную ритуальную роль. По высокоторжественным дням, к коим относились Рождество, Новый год и Пасха, начинались визиты. Прислуга с утра дежурила на парадном, то и дело открывая дверь «визитёрам», которые из-за большого количества обязательных для посещения адресов даже не отпускали собственную лошадь или нанятого на весь день извозчика.

Вот что писал о тех временах сын одного из курских купцов Пузанов: «Облачённый в парадный фрак или сюртук, надушенный визитёр часто сталкивался нос к носу со своим предшественником, являясь в гостиную, расшаркивается перед хозяйкой и, присаживаясь на край стула, поздравляет с праздничным днём, говорит несколько банальностей относительно погоды или здоровья и, оставив на подносе визитную карточку, поспешно вскакивает, чтобы опрометью бежать в следующий дом. Больше всего довольны визитёр и хозяева, когда он не встречает последних дома – тогда дело ограничивается визитной карточкой, которых за несколько лет скапливается на целые корзины».

Несмотря на то что вместо таких визитов была открыта подписка на сбор средств для бедных – все ездили с поздравлениями: кто выразить своё почтение, а кто, в особенности дамы, показать только что купленные обновки.

Приготовления окончились, и наступили праздники. С 26 декабря начались балы, катанья, ёлки и театральные представления: иногда в один и тот же день, но, разумеется, в разное время, чтобы всякий желающий не пропустил ни одного праздничного удовольствия. Единственно что, так это то, что не могли развести балы: они бывали по два в вечер, и, поверьте, это очень разделяло общество!

Зимою с 1852 на 1853 год кроме балов в первый раз в Дворянском собрании были затеяны так называемые «семейные вечера»: все запросто собирались вместе, и каждый, заплативши 1 рубль серебром, мог приятно про­вести несколько часов в кругу знакомых. Конечно, заплатить мог не каждый… На этих вечерах кроме танцев предлагалось и музицировать, что позволяло многим любителям показать свои таланты и способствовать развитию вкуса «к этому высокому наслаждению».

 

Театр уж полон

Своей труппы в Курске в то время не было, но к нам на гастроли приезжали антрепренёры. Любимцы курской публики г-жи Гусевы, прекрасный комик г. Быстров, а отчасти и г. Максимов, в особенности хороший в ролях простаков, – все они приятно развлекали посетителей, которые со своей стороны награждали артистов бурными аплодисментами и вызовами «на бис».

Актёр Егор Иванович Быстров, полуграмотный крепостной графа С.М. Каменского, начинал свою сценическую карьеру в комедиях и водевилях, где изрядно потешил публику, но впоследствии стал неплохим драматическим актёром, игравшим в пьесах бытового характера во многих провинциальных театрах.

Нельзя не сказать несколько слов о театре графа Каменского, нашего орловского соседа. Вот что о нём писал историк и мемуарист М.Д. Бутурлин: «Театр с домом, где жил граф, и все службы занимали огромный четырёхугольник, чуть ли не целый квартал на Соборной площади. Строения были все одноэтажные и деревянные, с колоннами… Внутренняя отделка была изрядная, с бенуарами, двумя ярусами лож и с райком; креслы под номерами, передние ряды дороже остальных. В этом театре могла помещаться столь же почти многочисленная публика, как в московском Апраксинском театре».

Граф Каменский во время спектакля, сидя в ложе, записывал все ошибки, которые он замечал по ходу действия, затем в антракте брал плётку и отправлялся за кулисы наказывать забывчивых актёров. Зрители слышали из-за закрытого занавеса вопли наказуемых. Каменский не жалел денег на декорации, а его артисты жили впроголодь и ходили побираться в город. Ещё граф не спускал глаз с молодых актрис. Он лично каждый вечер запирал их комнаты и держал ключ всегда при себе, запрещал им смотреть в зал (когда по пьесе требовалось обратиться в зал, они должны были зажмуриваться) и жестоко наказывал за малейшие проступки. Театр в итоге разорил Каменского. В 1835 году не осталось денег даже на похороны графа.

А вот что писал о тех временах автор публикации под псевдонимом «Курский старожил»: «Переменялись актёры и актрисы, как и везде это бывает на провинциальных театрах… На иных любовались, других порицала наша публика, но постоянная примадонна нашего театра г-жа Гусева–2-я, имея большой репертуар и обладающая прекрасным голосом и разнообразной неподдельной игрой, остаётся в продолжении двух лет постоянной мобилизацией курской публики, занимая первые роли во всех водевилях, комедиях и опереттах… Публика всегда восхищается ею. В бенефисы её театр всегда полон и билетом надо запасаться за неделю».

 

Заходите в погреба

В церемониале празднования Нового года уже присутствовали знакомые нынешнему поколению «брызги шампанского». Известный курский купец-виноторговец Фёдор Иванович Мальцов, обращаясь к горожанам, писал: «Честь имею довести до сведения почтеннейшей публики, что при усовершенствовании в моём заведении разливки пенистых вин, по иностранной методе, на манер шампанского, продающихся под моею фирмою «Ф. Мальцовъ», которые уже приняты во многих губерниях с отличным уважением и одобрением как господами потребителями, так и торговым классом купечества. Кроме отпуска оптовым количеством, продаются на месте и в розницу, во многих погребах, трёх сортов: высшее, под названием «Кометное», за большую бутылку 1 руб., под № 1 – 75 коп., под № 2-м – 60 коп. серебром. В настоящее же время вновь поступил в продажу приятнейший напиток под названием «Десерт пенистый», могущий доставить полное удовольствие для самого изысканного вкуса, цена его за двойную бутылку 43 коп., а за полубутылку 23 коп. серебром. Продажа означенных вин производится в трёх моих погребах, находящихся в Курске: в первом – в доме генеральши Монтрезор, во втором – в доме купца Тихонова и в третьем – в доме купца Морозова».

 

И о погоде

На основании метеорологических наблюдений, производимых в г. Курске Ф.А. Семёновым три раза в сутки (в 7 часов утра; в 2 часа пополудни и в 9 часов вечера), температура последнего дня уходящего года, 31 декабря 1852 г. составляла соответственно 3,2о, 2,7о и 2,6о по Цельсию, с облачностью и снегом при умеренном северо-восточном ветре.

P. S. И снова наш взор обращён к «Курским губернским ведомостям»: «Сколько радостного и грустного в одном слове «прошедшее». Одни, наслаждавшиеся в прошлом году всеми удовольствиями жизни и видевшие в судьбе исполнительницу своих желаний, радуются, что были счастливы, и грустят при мысли, будет ли настоящее продолжением прошедшего; другие же, убитые горем и претерпевшие много бед, вспоминая перенесённое, радуются, что несчастливый для них год кончился, и грустят, боясь возобновления прошлых страданий».

Ну что тут скажешь – весьма злободневно.

 

В ТЕМУ

Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) – в Рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) – Новый год и 6 января (19 января) – Крещение. Новый год оставался в тени Рождества, выступая скорее как приятное дополнение и лишний повод ещё раз собраться после бурных рождественских гуляний.

Виктор РАКОВ,
кандидат исторических наук

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять