Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Продаётся кожа молодого дерматина

Газетный выпуск № 2023_052
28 апреля 2023 09:18 Ситуация

Что такое «финские» ярмарки и почему на них не стоит ходить

С отступлением коронавируса в Курскую область стали возвращаться допандемийные проблемы. Одна из них – так называемые «одноразовые» – они же «финские» ярмарки. Продаваемый там товар достоин стать иллюстрацией для учебника по контрафактной продукции: «кожаные» куртки из дерматина, обувь сомнительного производства, «фирменная» одежда, произведенная где-то в подвале. Разбираемся, нарушают ли продавцы закон и чем чреваты покупки на таких ярмарках.

 

Ориентир: воздушные шарики

Об одноразовых ярмарках почти ничего не было слышно последние три года. Неудивительно – ведь в пандемию они были под запретом. Но нынешней весной на столбах и заборах городов снова появились знакомые афиши, зазывающие на распродажу «финской одежды» и «белорусской обуви». Буквально в начале апреля сразу несколько таких ярмарок нагрянули в Курск.

Как правило, их организаторы действуют по одинаковому сценарию: арендуют торговые площади на один-два дня в центре города или спальных районах и заклеивают ближайшие столбы и подъезды многоэтажек рекламными объявлениями о «ценах ниже рыночных на 70 процентов». Текст не меняется уже несколько лет, за исключением одного абзаца, где объясняется происхождение товара.

Когда-то речь шла о «конфискате», якобы изъятом и реализуемом таможней, потом о «закрытии склада» с импортным товаром и последующей распродаже этого товара. Теперь же в центре внимания актуальная политическая повестка.

«В связи с прекращением торговых отношений с Евросоюзом… многие европейские магазины прекратили поставки товара в Россию. А так как границы стран закрыты, то и вывезти товар обратно в страну – производителя невозможно. Поэтому принято решение распродать весь остаток ассортимента по цене производителя», – говорится в новейшем объявлении.

Так устроители одноразовых ярмарок убеждают курян в качестве своего товара. А чтобы последние не промахнулись мимо входа, рядом устанавливают фанерные рекламные щиты и украшают вход разноцветными шарами. Как и написано в рекламных афишах: «ориентир – воздушные шарики».

Ключевое слово – «дешевле»

Именно обещанная дешевизна, по мнению начальника отдела зашиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области Ирины Кляцковской, становится главной приманкой для курян на такого рода ярмарках.

– Существенно дешевле стандартной цены хороший товар стоить не может, – предупреждает Кляцковская. – И разумного человека это должно настораживать. Например, если куртка стоила 40 тысяч рублей, а её предлагают за 12 тысяч, это уже повод задуматься – всё ли с этой курткой в порядке, соответствует ли она описанию в рекламе. В принципе, информация о составе должна быть на этикетке. Если же у изделия этикетка отсутствует, это серьёзный повод отказаться от покупки. Зачем рисковать и брать неизвестно что? К тому же, надо понимать, что вернуть это изделие будет практически невозможно. Сегодня точка продажи работает, а завтра её уже может не быть – организаторы свернули торговлю и уехали в другой город. Это же нестационарное торговое место. Что ещё должно насторожить потенциальных покупателей, так это отсутствие информации о продавце товара, в том числе адреса, куда можно обратиться с претензиями по качеству товара или вернуть некачественное изделие.

По словам Кляцковской, до пандемии в областное Управление Роспотребнадзора поступало несколько обращений от посетителей «финских ярмарок» на улицах Дзержинского и Радищева, где покупателям под видом кожаных курток всучили изделия из текстиля. Сотрудники ведомства тут же отправились по указанным адресам, однако там уже никого не было – «гастролёры» отправились в другие города.

Вернуть нельзя оставить

Основной расчёт устроителей распродаж-однодневок: заманить покупателей дешёвым товаром, а потом по-быстрому свернуть торговлю, пока люди не поняли, что их обманули. Поэтому в Роспотребнадзоре в очередной раз предупреждают: делая покупки на таких ярмарках, куряне должны быть готовы к тому, что не смогут вернуть продавцу товар, если он не подойдёт или вдруг обнаружатся дефекты.

По закону о защите прав потребителей покупатель может вернуть товар в течение 14 дней. Однако если торговая точка свернула свою работу, сделать это будет затруднительно. Есть у организаторов «финских ярмарок» и другие уловки. Например, не указывать адрес компании, занимающейся торговлей. А согласно статье 9 упомянутого закона, продавец должен проинформировать потребителя о фирменном наименовании своей организации, адресе и режиме её работы. И эти сведения должны быть размещены на вывеске.

Продавец, являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Это касается и торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях. Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию можно получить в центральном офисе, магазине или в другом месте, неправомерны и должны вызвать у покупателей сомнение в надёжности такого продавца и его товара.

 

Комментарий специалиста

– Отношения между потребителями и продавцами при реализации товаров регламентируются Гражданским кодексом РФ, законом «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи и другими нормативно-правовыми актами, – объясняет юрист Игорь Портнов. – Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара он обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для использования. Покупатель имеет право вернуть некачественный товар в установленные законом сроки. За нарушение предусмотренных статьями закона сроков удовлетворения требований потребителя продавец обязан оплачивать ему за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Но, помните, всё это возможно только если вам удалось установить личность продавца и привлечь его к ответу.

Татьяна Ласточкина

Читайте также