Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Первый в небе

Газетный выпуск № 2023_054
05 мая 2023 13:44 История

История жизни и подвигов знаменитого курского аса

Советские штурмовики Ил-2 из 4-й воздушной армии в небе над Берлином

На своём штурмовике Ил-2 он совершал невообразимые вещи: вылетал на боевые задания с бомбовой нагрузкой в полтора раза выше допустимого, брал в плен пеших немецких солдат, бомбил вражеские корабли. Его самолёт подбивали пять раз. Он – это дважды Герой Советского Союза подполковник Григорий Михайлович Мыльников. Его имя с 2021 года носит школа №59 города Курска. Накануне праздника Победы напоминаем биографию прославленного курянина и рассказываем о его подвигах.

 

Дорога в небо

Жизнь героя начиналась, как и большинство человеческих жизней, прозаически. Григорий родился 25 мая 1919 года в деревне Егорьевка Касторенской волости Землянского уезда Воронежской губернии (ныне это Касторенский район Курской области). Русский. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Вознесеновка (сегодня это тоже Касторенский район), потом учился в фабрично-заводской школе в Воронеже.

В 1938–1939 годах работал аппаратчиком на Воронежском заводе синтетического каучука. В 30-е годы, когда строилась советская авиация, одним из популярнейших лозунгов был «Комсомолец, на самолёт!». Молодой человек, как и тысячи его сверстников, отправился учиться летать. В 1939 году он окончил Воронежский аэроклуб.

В армии – с декабря 1939 года. К тому времени Мыльников уже умел летать, но молодому лётчику требовалось военное образование. В ноябре 1940 года он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны: лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи.

На первой – одноместной – модификации штурмовика Ил-2 совершил восемь боевых вылетов с бомбовой нагрузкой 600 килограммов (при заявленной номинальной бомбовой нагрузке – 400 килограммов). Участвовал в уничтожении дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград и тылы 42-й и 55-й армий. 24 июля 1942 года стал участником группового ночного налёта на корабли, портовые сооружения и коммуникации противника в финском порту Котка.

Одноместные Ил-2 были лёгкой добычей для немецких истребителей, и редко какая машина успевала совершить больше двух десятков боевых вылетов. Вскоре в войска начали поступать двухместные штурмовики с кабиной для стрелка-радиста. Именно на этой машине Григорий Мыльников совершил большинство своих подвигов.

В самом конце войны, 21 февраля 1945 года, его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией противника (в пятый раз за войну) в районе посёлка Цинтен (ныне посёлок Корнево Багратионовского района Калининградской области).

Дотянув до своей территории, лётчик совершил вынужденную посадку в районе города Кройцбург (ныне посёлок Славское Багратионовского района). При этом получил тяжёлую травму головы и был отправлен в госпиталь, где ему выполнили трепанацию черепа. После таких ранений в небо уже не возвращаются.

В 1954 году бывший лётчик окончил Институт народного хозяйства имени Плеханова. Работал в строительной и торговой отраслях. Жил в Москве. Умер 26 сентября 1979 года. Похоронен курский лётчик-ас на Ваганьковском кладбище. Это был краткий вариант биографии. А теперь подробнее.

 

Дважды Герой Советского Союза курянин
Григорий Мыльников

Ас – первый в своём деле

Небольшое отступление. Кого и почему называли лётчиками-асами? «Ас» с французского языка – это туз, то есть первый в своей области. Так называли мастеров воздушного боя. Впервые это слово было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, на высоком уровне владеющим искусством пилотирования.

По одним сведениям, изображениями тузов на своих самолётах французские лётчики обозначали сбитые самолёты противника. По другим, изображение туза появилось на самолётах одной из лучших французских эскадрилий, и с того времени, если о лётчике хотели сказать, что это выдающийся лётчик, то говорили: «Это ас».

Существует также версия, что асами стали называть лётчиков по аналогии с небожителями древнегерманской мифологии – Асами. В ходе войны закрепилось, что правом именоваться асом имеет лётчик, одержавший пять или более побед.

В русский язык слово пришло предположительно из немецкого (ass) и потому до середины ХХ века писалось как «асс». Современное общепринятое написание «ас» появилось позднее.

По большому счёту, если вести речь об асах, то надо говорить о лётчиках-истребителях, но не будем столь строги. Виртуозы были во всех видах авиации – от лихих «ястребков» до военных транспортников, прорывавшихся к аэродромам и сажавших свои тяжёлые машины в неимоверных погодных условиях. Лучше вспомним о подвигах штурмовика Мыльникова и тогда уже решим, имеет ли он право именоваться курским асом.

 

Благодарность ленинградцев

А вот теперь о подвигах курского аса. О них довольно подробно рассказано в сборнике «Люди бессмертного подвига» (книга вторая, 1975 года издания, стр. 46–53, автор О. Назаров.

Плакат 30-х годов прошлого века

В первые месяцы войны штурмовой полк, куда попал младший лейтенант Мыльников, базировался под Ленинградом. В яростных воздушных схватках с серьёзным противником молодой лётчик приобрёл опыт, закалил характер.

Григорий старательно изучал действия старших товарищей в бою, тактику врага. Постепенно приходило мастерство. Через несколько месяцев он уже считался одним из лучших лётчиков в полку.

Зимой, когда немцы плотным кольцом окружили израненный, голодающий город, ленинградцы впервые услышали фамилию Мыльникова.

Фашисты начали обстрел из дальнобойных орудий, надеясь, что в промозглую нелётную погоду авиация не сможет помешать им. Снаряды один за другим падали на улицах.

Через несколько минут после начала обстрела командир штурмового полка приказал дежурному позвать Григория Мыльникова и Николая Полагушина. Указав на карту, сказал: «Звонил командующий. Немцы обстреливают город. Надо помочь». Лётчики молчали.

Они не ожидали, что в такую погоду пойдёт разговор о вылете. Ветер стучал в окна ледяной крупой. Даже если самолёт поднимется в воздух, сможет ли лётчик точно выдержать маршрут, отыскать в таких условиях вражеские орудия, разбить их и возвратиться на свой аэродром?

Но батарею нужно уничтожить во что бы то ни стало! И Мыльников, посмотрев на командира, негромко ответил: «Поможем!» Полагушин кивнул. Вскоре они поднялись в воздух, хотя сквозь метель не было видно противоположного конца аэродрома. Земли не разглядеть – всё закрывала белая пелена.

Однако за городом видимость улучшилась, снегопад прекратился. Лётчики увидели две тусклые вспышки – пушки, обстреливающие Ленинград!

На бреющем полёте пара вышла на батарею. Штурмовики выпустили реактивные снаряды, развернулись и ударили из пушек и пулемётов. Ещё заход – и на обратный курс, опять почти вслепую.

В этот день ленинградское радио передало благодарность отважным лётчикам Мыльникову и Полагушину, в сложных условиях уничтожившим вражеские пушки.

 

Главное – наблюдательность

Через несколько недель новый приказ Мыльникову: нанести удар по миномётной батарее. Но цели в указанном месте не оказалось… Мыльников не мог смириться с мыслью, что полёт будет безрезультатным.

Он дал команду на разворот, но внезапно увидел поднимавшиеся из-за деревьев струйки дыма. Штурмовики взяли новый курс – по железнодорожному полотну шёл состав, на открытых платформах стояли танки и самоходные пушки. Группа с ходу пошла в атаку и разгромила его.

После посадки Мыльников прибыл в штаб и доложил обо всём командиру. Тот недоумённо посмотрел на пилота: «Откуда там такой эшелон? Ты представляешь, как это важно? Значит, фашисты готовят наступление в районе посёлка Мга».

В указанный район по приказу командующего был послан самолёт-разведчик, сфотографировавший атакованный штурмовиками состав.

За этот вылет маршал Говоров объявил всей группе благодарность, а Григорий Мыльников был награждён орденом Александра Невского. Ведь именно его наблюдательность, быстрая реакция и умение мгновенно принять правильное решение помогли обнаружить эшелон.

 

Автоколонна 9-й немецкой армии, уничтоженная ударами
советских штурмовиков Ил-2

Самолёты гонят пленных

Летом 1944 года эти же качества лётчика помогли устранить угрозу, нависшую над его полком. Мыльников летел ведущим небольшой группы. Недалеко от аэродрома находился редкий лесок.

При полёте над ним Григорий заметил, как несколько человек метнулись с поляны к деревьям. «Кто это? – подумал он. – Если наши, то они не будут прятаться. Значит, враги. И так близко от аэродрома!»

Группа развернулась и пролетела над самыми верхушками деревьев. При этом Мыльников несколько раз качнул крыльями. Ещё заход. Штурмовики не стреляли и не сбрасывали бомб, но фашисты поняли, что обнаружены, а скрыться некуда…

Когда группа пролетела над ними в третий раз, несколько человек подняли руки вверх и побежали в сторону аэродрома. В следующий заход лётчики увидели, что из леса выходит большая группа немцев.

Мыльников передал по радио, что самолёты «гонят пленных». Вскоре взвод охраны разоружил фашистов, которых «взяли в плен» штурмовики.

Это была диверсионная группа, которой поручили произвести налёт на аэродром, уничтожить охрану и самолёты, склады горючего и боеприпасов. Фашисты ожидали наступления темноты, но Мыльников вовремя обнаружил их.

Вопреки обстоятельствам

Вырезка из газеты «Комсомольская правда» о бесстрашном лётчике

Однажды лётчик получил несколько необычное задание – нанести удар по вражескому кораблю. Обычно такие задания поручались пилотам морской авиации, специально обученным к полётам над морем, без ориентиров.

Раннее утро. Серое, затянутое облаками небо, тускло-зелёная вода внизу. Не видно горизонта, небо и вода сливаются. Где-то неподалёку должна быть цель, но нелегко найти корабль, который везёт фашистов, оружие и боеприпасы.

Внезапно машину начало потряхивать, в самолёте появился дым – на борту пожар. «Что же делать? До аэродрома далеко. Значит, главное – нужно уничтожить корабль!» – с этими мыслями Мыльников выключил все потребители электроэнергии и перешёл на аварийную сеть.

Маневрировать становилось всё сложнее, от дыма першило в горле, слезились глаза. Мышцы ныли от напряжения. Но вот впереди мелькнула среди волн чёрная точка. Лётчик пристально вглядывался сквозь дымовую пелену. «Да, это – цель. Наконец-то!»

Мыльников резко повёл самолёт на снижение, направив его в центр вражеского транспорта, навстречу огню вражеских зенитных пулемётов и пушек. От разрывов снарядов самолёт несколько раз подбросило. Но лётчик нажал кнопки бомбосбрасывателя, и удар вышел точным.

Разворачивая машину, Мыльников увидел на том месте, где шёл корабль, огромные волны от взрывов. Корабль был уничтожен.

Причина произошедшего в самолёте выяснилась только после возвращения. Виноват оказался техник, готовивший машину к вылету. Не осмотрев её как следует, он не заметил, что много лишней смазки на тягах управления. Та попала на детали, которые в полёте сильно нагревались, стала испаряться и дымить. И вот к чему это привело! Боевая задача была выполнена только благодаря хладнокровию, мужеству и мастерству лётчика.

 

Передать опыт

О полётах Мыльникова создавались легенды. Из самых сложных положений он выходил победителем. Точность его ударов поражала даже опытных, видавших виды асов. Командование знало: если ведущим летит Мыльников, задание будет выполнено.

К слову сказать, Николай Полагушин, который в паре с Мыльниковым защищал ленинградцев от артобстрелов, тоже станет Героем Советского Союза, причём в 21 год. А в его биографии сказано:

«Набирать опыт Николаю помогал командир эскадрильи Григорий Мыльников – непревзойдённый мастер штурмовых ударов (его имя было широко известно на Ленинградском фронте).

Полагушин часто летал в паре с Мыльниковым, учась у него мастерству. Они вместе бомбили вражеские эшелоны, дороги, мосты, аэродромы. Опыт приходил от полёта к полёту».

Григорий Михайлович понимал: мало самому быть хорошим пилотом, нужно научить мастерству и подчинённых. Он старался использовать каждый час свободного времени для занятий с лётчиками эскадрильи.

Изучали не только свою авиационную технику, но и противника, слабые и сильные стороны вражеских машин. После полёта производили тщательный анализ своих действий в воздухе, прикидывали, все ли возможности самолёта и его вооружения использовались в бою.

Изучали также тактико-технические данные и боевые возможности танков, автомашин, артиллерии противника. «Это поможет уничтожить их», – говорил Мыльников. И он был прав. Знание наземной техники позволяло лётчикам быстрее её отыскивать.

Ещё анализировали рельеф местности, скорость движения вражеских войск и другие факторы, исходя из этого, делали вывод, где искать цели. Учёба приносила результаты.

К сентябрю 1944 года Григорий Мыльников совершил 192 боевых вылета, нанеся большой урон врагу в живой силе и технике. За это 23 февраля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Генерал видел работу

Памятник Григорию Мыльникову в посёлке Лачиново Касторенского района Курской области (скульптор А.С. Кондратьев, архитектор В.В. Щербаков).
Открыт 18 июля 1949 года

Особенно запомнился Мыльникову и его товарищам боевой вылет в январе 1945 года. Наши войска подошли к южной окраине Кёнигсберга. Подступы к нему оказались укреплёнными.
Танки, стоявшие плотно друг к другу, открыли сильный огонь. Мины и надолбы мешали движению нашей техники, и пехота залегла.

Мыльников получил приказ шестёркой «Илов» нанести удар по огневым точкам противника и помочь войскам ворваться в город. Прибыв в район цели, наши штурмовики восемь раз атаковали врага.

И когда группа легла на обратный курс, лётчики увидели, что советские бойцы машут им вслед руками. Сразу после посадки Мыльникова вызвал командир.

– Как бомбил? Своих не задел? – тревожно спросил он.

– Ударили точно, – коротко ответил пилот.

– Ну, держись: только что передали, что генерал Хрюкин находился на КП и сам видел вашу работу. Сейчас на ПО-2 сюда вылетел.

Мыльников молчал. Он ещё раз вспоминал всю «штурмовку». Нет, вроде все правильно! Через несколько минут приземлился лёгкий ПО-2. Выслушав рапорт командира полка, генерал Хрюкин приказал выстроить лётный состав.

Когда пилоты построились, генерал спросил:

– Кто вылетал два часа назад шестёркой?

По его тону нельзя было определить, что таится за вопросом, и лётчики встревожились: неужели ударили по своим? Мыльников и его ведомые вышли из строя. Полк замер.
Генерал сделал несколько шагов навстречу и сказал:

– Спасибо вам. Молодцы. Помогли войскам, да ещё как! Лично проверю, чтобы вас наградили за этот полёт.

К февралю 1945 года на счету Мыльникова было уже 223 боевых вылета. За новые подвиги, совершённые на фронте, его наградили второй Звездой Героя Советского Союза. Произошло это 19 апреля 1945 года.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников

СПРАВКА «КП»
Награды курского аса: две звезды Героя Советского Союза, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, Орден Отечественной войны первой степени, орден Красной Звезды. Память о герое увековечена: в Курске именем Григория Мыльникова названа улица, его имя носит школа №59, в Касторенском районе установлен бюст лётчика, а на здании местной школы, где он учился, – мемориальная доска, на одном из цехов завода «Воронежсинтезкаучук» также есть памятная мемориальная доска, а в Борисоглебске поставлен памятник.



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также