Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Не зубрите, даже если хочется

Газетный выпуск № 2023_071

Психолог рассказала, как экзамены влияют на эмоциональное состояние детей

Если попросить одиннадцатиклассника подобрать синоним к слову «стресс», с большой вероятностью он произнесёт аббревиатуру из трёх букв – «ЕГЭ». О том, как пройти этот период с минимальными нервными потерями при любом исходе экзамена, рассказывает главный внештатный педагог-психолог министерства образования и науки Курской области Вера Глевицкая.

Набраться опыта

– Вера Сергеевна, как экзамены влияют на эмоциональное состояние подростка?

– С точки зрения науки, любая оценка внешних структур, людей вызывает довольно сильное эмоциональное напряжение, вплоть до острого стресса. То есть любая оценка деятельности, интеллекта, знаний человека влияет на его психику. А уж экзамен – тем более. По меньшей мере, это стресс. В прошлом году я была наблюдателем на ЕГЭ, поэтому на личном опыте могу сказать – сама процедура волнительна даже для взрослого человека, который умеет справляться со своими эмоциями. Что касается детей – ЕГЭ для них двойное эмоциональное напряжение и стресс, потому что это ещё и вопрос дальнейшего самоопределения для выпускников. Психика школьников, у которых ещё небольшой жизненный опыт, достаточно чувствительна и легко травмируется. В этом возрасте дети ещё не могут просчитать последствия своих действий, и это вызывает у них тревогу.

– Чтобы научиться справляться с тревогой, нужно пережить не один экзамен?

– Дело не столько в экзамене, сколько в умении ребёнка преодолевать любые трудности. Минимизировать последствия эмоционального напряжения и стресса можно, например, прожив или преодолев этот самый стресс. То есть нужно получить определённый опыт. Нужно учитывать, что навык преодоления начинает формироваться с пятилетнего возраста. Некоторые оттягивают этот момент до 13-14 лет. Если только в этом возрасте дети начинают делать уроки без родителей и выполнять домашние обязанности, как можно требовать от них самостоятельности?

– А нужно приучать ребёнка делать уроки самому прямо с первого класса?

– Нет. Родители делают уроки вместе с первоклассником. А вот во втором классе ребёнок должен делать уроки самостоятельно. Но слово «самостоятельность» не означает «бесконтрольность», а только то, что не надо с ним сидеть. У дошкольников стрессоустойчивость формируется, прежде всего, в стабильной семейной обстановке, способствующей поддержанию уверенности в собственных силах. У детей очень пластичная психика, они часто отказываются выполнять то действие, в котором они неуспешны. Поэтому за первый учебный год ребёнок должен адаптироваться, привыкнуть к преодолению трудных ситуаций, решению обучающих, образовательных задач, и в том числе житейских и социальных. К сожалению, родители часто не чувствуют этого момента либо не поддерживают ребёнка. Иногда наоборот – усугубляют его переживания эмоциональным давлением.

– Стрессоустойчивость – врождённое или приобретённое качество?

– И то, и другое. На выработку навыка стрессоустойчивости напрямую влияет тип нервной системы. И слабый, и сильный тип чем больше натренирован, тем больше устойчив к стрессам. Но в зависимости от степени чувствительности разным типам нужно разное время для обретения устойчивости. Один и тот же стресс могут выдержать и меланхолик, и флегматик, но восстановление после стресса у ребёнка-меланхолика будет проходить дольше, чем у ребёнка-флегматика. И если про воспитание стрессоустойчивости в семье мы проговорили, то весьма существенный фактор в формировании стрессоустойчивости – учитель. Я и как психолог, и как мама выпускника этого года могу сказать: учителя зачастую усиливают этот стресс банальными фразами вроде: «Как вы будете сдавать ЕГЭ?». Считаю, эта фраза вообще недопустима в лексиконе педагога. Ещё один момент связан уже со сдачей экзаменов. Иногда учителя воспринимают успех ребёнка на экзамене как лакмусовую бумажку своего профессионализма, а в случае неожиданного результата – как личную трагедию. Не нужно забывать, что учитель просто даёт знания, а ребёнок может их взять или не взять. Потенциал у всех хороший, но есть физические, физиологические ограничения, учителя это не всегда учитывают, и это становится большой проблемой при подготовке к экзаменам.

 

Снизить напряжение

– Как восстанавливаться после ЕГЭ, особенно если результат огорчил? Поможет поддержка близких?

– Со стороны родителей важны безусловная поддержка и безусловное принятие, даже если результат экзамена их не удовлетворяет. К сожалению, иногда в таких случаях они начинают давить, не чувствуя эмоционального состояния ребёнка. Он и так расстроен, а родители подливают масла в огонь фразами: «Что мы тебе говорили, зачем столько денег вложили?» и так далее. Моя рекомендация родителям в этой ситуации – смолчать. Но некоторым очень чувствительным, тактильным детям нужны слова поддержки, и их нужно проговорить вслух. Пример из жизни. Ребёнок рассчитывал на 70 баллов по ЕГЭ, а получил 45. Мама на моей консультации сетует по этому поводу. Я посоветовала: «Все равно скажите своему ребёнку, что любите его, что у него всё получится и вы поможете ему». Мама сначала возразила: «Зачем я буду ему это говорить, он и так это знает». Но, поверьте, ребёнок ждёт этих слов поддержки.

– Хорошее – повтори…

– Да, это подходящая фраза в отношении родителей. А со стороны педагога желательно снизить эмоциональное напряжение, обрисовать перспективы дальнейшего пути ребёнка. То есть проговорить минимум три варианта, куда ребёнок может с полученными баллами податься и так далее. Конечно, классный руководитель должен вести такой диалог в позитивном русле. Что касается самопомощи, я всем детям советую продолжать привычные дела. Важно вести тот же распорядок дня, что и при подготовке к экзаменам, исключая сам процесс усиленной подготовки. То есть всё должно быть сбалансированно, равномерно. Важны, на мой взгляд, какие-то спортивные занятия. Это может быть плавание, прогулки – то есть обязательны позитивные впечатления, которые и дают ресурсы для преодоления стресса. И ещё важный момент, который необходимо учесть выпускникам: здоровый сон перед экзаменом – большое подспорье.

– Зубрить ночью перед экзаменом недопустимо?

– Однозначно нет, даже если очень хочется. В крайнем случае, если беспокойство совсем уже не даёт заснуть, можно прибегнуть к каким-то медикаментозным средствам для успокоения. Ещё рекомендую детям при подготовке к экзаменам вычислить, сколько им нужно времени, чтобы сконцентрироваться и собраться. Вот, например, контрольная. Какой вид заданий ребёнок начнёт выполнять сразу? Сколько времени ему потребуется, чтобы выполнить то или иное задание? Если ребёнок задаст себе эти вопросы, справиться с поставленной задачей ему будет легче. Дело в том, что у детей нет большого эмоционального опыта, а без него они теряются, начинают суетиться, переживать и допускают ошибки. Но когда они знают, что нужно сесть, сконцентрироваться в течение пяти-семи минут, они уже меньше волнуются и дальше в спокойном состоянии делают то, что требуется. Также справиться с волнением помогут дыхательные упражнения.

– А какой совет дадите родителям выпускников?

– Молчать и слушать, спокойно относиться к ситуации – лучший совет родителям. Современные родители часто достаточно инфантильны, переносят негативные эмоции на ребёнка, говоря: «Вот, ты не переживаешь, я больше тебя переживаю…». Так делать нельзя. Не нужно проговаривать свои тревоги, волнения. Тогда ЕГЭ не как тест на знания, а прежде всего как жизненный экзамен сдадут на «отлично» и дети, и родители.

Отложить гаджеты

– Сейчас большой наплыв информации, в том числе фейковой. Стоит ли взрослым ограждать от этого наплыва ребёнка или, наоборот, нужно обсуждать с ним текущую ситуацию в мире?

– Если вопрос касается информационной безопасности в целом, то нет, не стоит обсуждать. Любая инициатива со стороны взрослых «наказуема» в этой ситуации. Вот если инициатива от детей, тогда объяснять нужно, а если нет от них запроса, не стоит вдаваться в эту тему. Не надо вести диалоги о политике ни с семилетками, ни с 12-летними. Такой разговор уместен с подростками от 16 лет и старше. С другой стороны, например, мы в рамках центра помощи родителям «Позитив» в телеграм-канале и на видеоконсультациях рассказываем родителям, как формировать безопасное поведение в нынешних условиях в информационном пространстве. Любой поток информации должен быть дозированным настолько, насколько ребёнок может её понять и усвоить. А во время экзаменов и вовсе не помешает информационный детокс.

– Грамотный информационный детокс подразумевает исключение гаджетов на какое-то время?

– По СанПиН ребёнку можно проводить с гаджетами максимум полтора часа в день. И чем меньше возраст, тем желательнее эти полтора часа разбивать, чтобы не вызывать эмоциональную зависимость. Поэтому я не стала бы ставить вопрос так радикально, ведь нужно учесть и то, за счёт чего ребёнок восстанавливается, что его наполняет. Информационный детокс не исключает ту информацию, которая приносит пользу ребёнку. Если он с репетитором позанимался интеллектуально, может затем посмотреть какие-то позитивные ролики. Это позволит переключиться с интеллектуальной деятельности на эмоциональную. Получить удовольствие поможет и физическая нагрузка. Например, снять тот же видеоролик на природе. В период экзаменов, например, не стоит смотреть негативные новости, а фильмы – особенно комедии – пожалуйста. Были случаи, когда родители накануне экзамена по истории заставляли ребёнка смотреть исторические фильмы. Это неграмотный детокс, от которого получается перенасыщение.

– Сейчас каникулы. Как подросткам провести их с максимальной пользой, восстановившись после испытания, и настроиться на новый жизненный этап?

– С точки зрения психологии, когда решение принято, освобождается достаточное количество энергии для того, чтобы заниматься физическим трудом. Поэтому хорошо, если выпускник подработает, почувствует самостоятельность. Но если ребёнок сильно истощён психологически или неважно чувствует себя физически, то рекомендуется классический отдых, начиная от поездки «к бабушке в деревню» и заканчивая морями, дальними путешествиями и так далее. Наша психика развивается, повышает свой ресурс за счёт новых положительных эмоциональных впечатлений. И самый простой способ – смена обстановки.

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также