Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Капитан атомного линкора

Газетный выпуск № 2023_072
16 июня 2023 10:20 Чтобы помнили

Тренеру Ильдару Мавлютову, вернувшему славу русскому фехтованию, в эти дни исполнилось бы 70 лет

Ильдар Мавлютов – Капитан атомного линкора

13 июня – юбилей великого тренера Ильдара Мавлютова, воспитанники которого выиграли все существующие спортивные турниры по фехтованию. Ему исполнилось бы 70 лет. Увы, Маэстро до своего юбилея не дожил. По нынешним меркам, он ушёл из жизни совсем не старым человеком. Ему было всего 68 лет. Но – болезнь…

Даже всезнающая и не щедрая на похвалы Википедия признаёт, что Ильдар Масалимович вместе со своей курчатовской школой фехтования знаменит на весь мир. Нельзя пройти мимо юбилея человека, прославившего Курскую область на всю планету, наставника двух олимпийских чемпионов и шести чемпионов мира. Вспомним его жизненный путь.

 

Ступени мастерства

2019 год… Первые тренировки в зале после его реконструкции

Среди воспитанников Мавлютова – шестикратная чемпионка мира Инна Дериглазова, олимпийская чемпионка и чемпионка мира Евгения Ламонова, серебряный призёр Олимпийских игр Владислав Мыльников, чемпионы мира Дмитрий Жеребченко, Ольга Лобынцева, Яна Рузавина. А ещё Юлия Бирюкова, Екатерина Кажикина, Кристина Самсонова.

Ученики называли его Маэстро. По примеру итальянцев – в Италии так называют тренеров по фехтованию. В России нет такой традиции. Но Мавлютова все называли именно так. Когда мы говорим Маэстро – речь идёт только об Ильдаре Масалимовиче.

Это имя (ну нельзя же сказать – прозвище) часто фигурировало в заголовках. Но хочется обратить внимание на другое, а именно – как называли Ильдара Мавлютова тренеры-соперники. А они называли его, создателя знаменитой на весь мир курчатовской школы фехтования, заставившей считаться с собой все знаменитые рапирные центры России и мира, Капитаном атомного линкора. Действительно, за двадцать пять лет небольшой городок энергетиков Курчатов стал известен своими спортсменами даже больше, чем градообразующей АЭС.

Ильдар Масалимович родился в Уфе в 1953 году. В 1975 году стал мастером спорта по фехтованию. Был финалистом чемпионата СССР и первенств РСФСР, кандидатом в молодёжную сборную страны, но получил тяжёлую травму. В 1977 году окончил Омский институт физкультуры: тренер по фехтованию на рапирах. С 1983-го – старший тренер комплексной ДЮСШ Курской АЭС (Курчатов). С 1994-го команда Курской области под его руководством становится постоянным победителем и призёром первенств и чемпионатов России среди девушек и женщин…

Вспоминает Алишер Усманов, экс-президент Международной федерации фехтования:

«Сколько тренеров работают сейчас по лекалам Мавлютова! Это был фанатик в самом лучшем смысле этого слова. Ильдар Масалимович успевал смотреть едва ли не все бои по любому виду оружия. Как-то на юниорском первенстве Европы я увидел, как он внимательно смотрит далёкие до финала поединки в сабле. Зачем? «Всегда можно увидеть что-то новое и интересное», – так он мне ответил».

Но предоставим слово самому тренеру, благо недостатка в его интервью нет.

– Я начинал заниматься фехтованием в родном городе – Уфе. Там была хорошая школа ещё с 40-х годов прошлого века. Но своё развитие она получила с приездом в Уфу классного специалиста Юрия Юрьевича Хозикова, моего первого тренера.

Кстати, его отец Юрий Тихонович Хозиков – легенда российской рапиры. Он был учителем фехтования ещё при царском дворе, в гвардии. Когда Юрий Тихонович приезжал к сыну в наш город помогать в работе, то от него я слышал много интересных историй. По его словам, он ещё застал времена дуэлей и был на них секундантом.

В советские времена Юрий Тихонович работал инструктором в динамовской системе, готовил тренерские кадры. Своим ученикам он прививал любовь к нашему древнему виду единоборства, был, так сказать, передаточным звеном славной истории российского фехтования. Всё это очень помогло мне в дальнейшей работе.

 

МНЕНИЕ

Инна Дериглазова на вопрос «Что даёт человеку фехтование?» ответила так: «Фехтовальщик быстрее соображает, чем обычный человек, взять хотя бы банальное вождение машины. За рулём ты сидишь и видишь: этот сейчас поедет туда, тот – в другую сторону, и всё так в действительности и происходит. Часто, когда еду в такси, думаю тихо в адрес водителя: «Ну что ж ты делаешь-то!» А ещё девушки-спортсменки более сильные, настойчивые, упёртые, твердолобые по жизни. Нас этому спорт научил, хотя, может быть, и не всегда это правильно – переносить эти качества в жизнь. Иногда это помогает, а иногда и мешает. Особенно если долбишь и долбишь мужчине своё».

Отдельная история

Курчатовский тренер любил смотреть бои
по любому виду оружия

Отвечая на вопрос журналистов: «Как вы оказались в Курчатове?», Мавлютов обычно говорил, что это отдельная история.

– После окончания института физкультуры в Омске, я по распределению приехал работать в Калугу, куда к тому времени вернулся Хозиков. Там была серьёзная база, специализированная спортшкола. Мне дали группу детей, как-то само собой у меня получалось лучше работать с девочками. Появились и первые успехи на юношеском уровне, появились призёры союзных соревнований. Но квартирный вопрос оставался открытым – я проработал там почти шесть лет, у меня уже был маленький ребёнок, а перспектив получить квартиру фактически не было. И вот после каких-то соревнований в январе восьмидесятого я буквально на вокзале встретил своего старого знакомого по соревнованиям Виктора Баева. Разговорились. А он работал тогда на Курской АЭС замначальника турбинного цеха и вёл в Курчатове фехтовальный кружок в школе на общественных началах. Баев был мастером спорта и, естественно, хотел, чтобы его вид прогрессировал. Он и пригласил меня возглавить школу фехтования, пообещав при этом квартиру сразу. Я и забыл о нашем разговоре, но через месяц приходит письмо от профкома станции с приглашением работать в Курчатове. В марте я приехал обсудить эти предложения, и мне в профкоме сразу дали ключи от квартиры. Я ещё три месяца раздумывал. Всё-таки у меня уже были ученики, появились определённые успехи (моя девочка уже была призёркой страны по юношам). И в августе 83-го я всё же приехал в ставший потом родным город атомщиков. Иногда задумываюсь, а смог бы я повторить тот свой эксперимент, и не знаю ответа на этот вопрос. Всё-таки я поехал, имея в виду возможности роста. Потом я об этом не пожалел. Хотя сначала было, конечно, очень трудно. Я не могу сказать, что начал совсем уж с чистого листа. Какая-то база, инвентарь, группа учеников в Курчатове всё же были. Но надо было быть молодым и бесшабашным, чтобы на такое решиться. Первые полгода я даже не знал, кем был оформлен при профкоме, а потом дело закрутилось.

 

АКЦЕНТ

Из интервью Ильдара Мавлютова: «Я влюблён в фехтование. Не могу жить без него. Соответственно, люблю работу тренера, которой занимаюсь много лет. Люблю, когда из несмышлёныша вырастает мастер. У нас, в России, я очень горжусь этим, есть курчатовская школа, когда спортсмен выходит на дорожку, сразу видно – это спортсмен из Курской области, из Курчатова. В своих воспитанниках я реализовываю то, чего не смог добиться сам».

Помощь атомщиков

Ильдар Мавлютов постоянно подчёркивал, что его школа всегда поддерживалась руководством Курской АЭС.

– Школа заработала как отделение ДЮСШ Курской АЭС в январе 1984 года. Те дети, которые ранее были набраны, в принципе уже не могли ни на что претендовать. Виктор Николаевич Баев сразу же отошёл от тренерства, а мне поначалу было очень тяжело. Время для тренировок дали всего три раза в неделю по два часа – это просто ничего. Я добился пяти часов каждый день, а тогда там была только общеобразовательная школа, в зале которой мы тренировались. Директору было не до этого – школы относились к РОНО, им было просто не до нас. Пришлось помучиться. В сентябре я набрал кучу детей, и от безысходности мы начали тренироваться с половины пятого до восьми часов утра и с шести до девяти вечера.

Так продолжалось три года, а занятия-то сугубо индивидуальные. И вот с каждым ребёнком по полчаса – на износ. А в промежутках тренер ехал в Курск в комитет «пробивать» фехтование, которое тут называли «комнатным растением». То есть необязательным видом спорта, в который никто не хотел вкладываться.

Хотя, в принципе, в Курске фехтование было – в политехническом институте на уровне студенческого спорта работал хороший тренер Владимир Севостьянович Пивоваров. Энтузиасты начали проводить первенство области, продвигать этот вид спорта. Но в какой-то момент Пивоваров закончил тренировать.

«МетОда» Мавлютова

Олимпийская чемпионка Евгения Ламонова

– Примерно два года я работал один, – вспоминал Маэстро. – Затем ко мне попросилась моя ученица из Калуги Лида Карпова (сейчас заслуженный тренер Лидия Олеговна Сафиуллина). Она переехала в 87-м году.

Вспоминает Лидия Сафиуллина:

«Каждый день, работая в зале, мы ждали – вот он войдёт и скажет: «Здравствуйте!» Он был очень хорошим психологом – пообщавшись несколько минут с человеком, мог понять о нём многое. Он нас учил работать, понимать фехтование. Когда в жизни нам бывало плохо, мы всегда шли к нему за советом, а он нам помогал».

И снова цитируем Мавлютова.

– В 86-м году я пригласил тренера из Челябинска Закирова на шпагу. Тогда мы уже спорткомбинат ввели. Но он как тренер недолго проработал, ушёл работать на административную должность. Тогда же я пригласил в свой уже складывающийся коллектив Кажикину (Прусакову) Елену Евгеньевну – выпускницу Смоленского института физкультуры, она была воспитанницей ростовской школы рапиры.

«Ильдар Масалимович приехал в Курчатов поднимать фехтование. Ему нужны были помощники, тренеры, единомышленники, – рассказывала Елена Кажикина. – Я заканчивала институт физкультуры в Смоленске. Он сделал запрос, с кем можно было бы работать. Мой куратор посоветовал пригласить меня. Задачи у этого человека были очень высокие, и я поняла – мне хочется у него учиться, помогать осуществить задуманное. Сначала он хотел воспитать чемпиона России, потом – чемпиона Европы, потом – чемпиона мира, потом – олимпийского чемпиона. К этому он шёл постепенно».

– Я приглашал их для работы на наборе, с детьми. Я физически не успевал работать с младшими и ставил им эту задачу, – рассказывал Ильдар Масалимович. – Потом, конечно, они очень сильно выросли, я это в них поощряю, но после института им было очень тяжело, они даже группу поначалу построить не могли – стеснялись. А потом пришёл опыт.

Тренер обычно говорил своим помощницам: «Вы для детей – мамы, к вам ученицы обращаются со своими радостями и горестями, а я для детей – диктатор. Вот такая, по его выражению, была «метОда». И она дала результаты!

Воспитанница Мавлютова Инна Дериглазова (справа) – в бою

«В 12 лет я пришла к нему в секцию фехтования, и с того момента он вёл меня в спорте и в жизни, был для меня как отец, – рассказывала легендарная фехтовальщица Евгения Ламонова. – Ильдар Масалимович не только учил меня мастерству на фехтовальной дорожке, но и занимался становлением как человека, как личности».

– Я понимал, что времени на младших у меня нет, надо создавать эшелонированную тренерскую группу, – объяснял он. – Если бы мне пришлось заниматься по всей возрастной вертикали, то были бы единицы успешных девочек, а так сложилась система, где моя роль заключалась в воспитании уже высшего спортивного мастерства. Но все тренеры должны быть одной семьёй, видеть конечные цели своей работы, чтобы уже младшие начинали воспитываться в одном мироощущении, морали, психофизическом понимании грядущих задач таким образом, каким это я пропагандирую.

Третьей помощницей и тренером, пришедшим чуть позже остальных, стала Анастасия Болеславовна Кириллова – бывшая шпажистка.

– Мы должны были быть единым целым, – убеждал своё окружение Мавлютов. – Мои помощницы это поняли и согласились так работать. За всё это время у нас никаких серьёзных разногласий не возникало. И я только поэтому смог воспитать целую плеяду высококлассных спортсменок. Ну, наверное, без этой системы были бы единицы.

 

СПРАВКА «КП»

Награды и звания великого тренера Ильдара Мавлютова: «Заслуженный тренер Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орден Дружбы, «Лучший личный тренер».

 

Будут новые победы

Уже через три года после начала работы в Курчатове появился первый мастер спорта по фехтованию – Наталья Лопухова. В 1994 году к Курчатову и Мавлютову (в мире фехтования эти понятия на 35 лет стали неразделимы) пришёл первый большой международный успех – воспитанница школы Наталья Давыдова завоевала серебро на первенстве мира среди кадетов.

Следующей вехой курчатовской школы фехтования стал 2001 год, когда чемпионкой страны стала Ольга Лобынцева (правда, к этому времени она уже переехала в Москву), а в командном первенстве золото завоевала смешанная команда, в которую входили фехтовальщицы Ростова-на-Дону и Курчатова. И пошло-поехало…

После этого прошло почти 20 лет. Весной 2019 года на базе комбината спортивных сооружений Курской АЭС «Энергетик» после реконструкции состоялось открытие современного фехтовального зала – культового места курских рапиристов, где воспитаны чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр.

Ремонт длился полгода. За это время было заменено освещение, система вентиляции, на место старых окон установили современные со специальным тонированным покрытием, что создаёт определённый микроклимат в помещении. Благодаря инженерным решениям зал стал почти на метр шире.

Укомплектовали тренировочную площадку специальными металлическими дорожками, сделанными из электропроводящего материала. Но самое важное – это техническое оснащение, соответствующее мировым образцам – система подсчёта уколов, только на её закупку направлено 7,5 миллиона рублей. С таким оборудованием проходят чемпионаты мира и даже Олимпийские игры.

Евгения Ламонова, которая в то время работала председателем комитета по физической культуре и спорту Курской области, сказала на церемонии открытия:

– Этот зал для меня имеет особое значение, здесь я состоялась как спортсменка. Приятно видеть обновлённое светлое помещение, наполненное профессиональным оборудованием. Курская АЭС поддерживает фехтование не только в Курчатове, но и во всей области, активно участвует в жизни региона. В прошлом году при участии атомной станции для Центра фехтования мы приобрели автомобиль на 20 мест. Теперь смело вывозим спортсменов на турниры. Также были выделены деньги на учебно-тренировочную работу, международные выезды, экипировку спортсменов, на стипендии. И мы очень благодарны, что наши дети ни в чём не нуждаются и сосредоточены на достижении наивысших результатов.

В ремонте зала активно участвовал и Ильдар Мавлютов. Как профессионал он советовал, на что обратить особое внимание, как должно работать оборудование. Также Ильдар Масалимович сам выбирал экипировку для спортсменов.

Олимпийская чемпионка Инна Дериглазова в одном из интервью вспоминала:

– Ильдар Масалимович очень требователен и очень дисциплинирован. В Будапеште после моей победы в личном чемпионате мира он сказал мне: «В финале только 20 процентов своего фехтования использовала».

Он был требователен и к себе. И в отношении фехтования он использовал все свои 100 процентов. Уже тяжело болея, 68-летний Ильдар Мавлютов поехал на Олимпийские игры в Токио помогать сборной России. Как написал один из спортивных журналистов, «сколько в личном серебре Инны Дериглизовой и командном золоте рапиристок его сил, профессионализма и эмоций – невозможно измерить. Да и не нужно».

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также