/*?>
В конце мая в Москве состоялась церемония награждения федеральных лауреатов Всероссийского конкурса лучших практик в сфере помощи инвалидам и их семьям «Меняем мир вместе». Лауреатом I степени в номинации «Лучшая региональная практика НКО для инвалидов с детства, подростков и лиц 18+» стала некоммерческая организация из Курчатова – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (АНО ЦППМСП) «Добрыня».
Заслуженную награду за практику «Мастер – подмастерье – ученик» получила исполнительный директор и организатор Центра Наталья Сергеевна Кицул. О том, как создавался «Добрыня» и как центр работает сейчас, она рассказала в интервью корреспонденту «Курской правды».
Хотела центр? Руководи!
Наталья Сергеевна – человек уникальный. С этим определением соглашаются все, кто с ней знаком. Несмотря на внешнюю хрупкость и мягкость, внутри этой женщины – стальной стержень. Её сыну Александру в этом году исполнилось бы 40 лет. Собственно, именно он и стал первопричиной появления в Курчатове центра помощи людям с ментальными нарушениями – из-за невозможности в одиночку решить проблемы. Как говорит Наталья Сергеевна, «в тех условиях, в которых мы тогда жили, пришлось идти на ощупь…».
– Проблема была в том, что в общей школе из-за снижения интеллекта Саша учиться не мог, в коррекционной – тоже не мог, поскольку у него было чуть больше активности и понимания, чем необходимо там, – рассказывает Кицул. – Со второго класса его вывели на надомное обучение, но и с этим не получилось – школьный педагог не смог наладить контакт с сыном, а заменить его было некем. Пришлось мне становиться учителем. По образованию я инженер. Но когда Саша пошёл в школу, я параллельно поступила в пединститут на дефектологический факультет. Только своему сыну я сначала должна была доказать, что могу его учить: ведь он считал, что это не по правилам – не ходить в школу или когда мама выполняет роль учителя и ставит оценки. Поэтому всё оказалось не так просто – по его мнению, мама не должна оценивать. Когда я его однажды спросила, что же должна делать мама, то получила короткий ответ: «Любить и ухаживать»…
Так мать стала для сына учителем коррекционной школы 8-го вида по всем предметам. Это не было просто. Надо было освоить методику обучения, вести журнал, заполнять дневник и ставить оценки – чтобы всё было по правилам. Молодая женщина честно проходила все темы самостоятельно, обозначала в них ключевые моменты, потом возвращалась к ним вместе с сыном, чтобы ему проще было уяснить. В дефектологии индивидуальный подход очень важен, без него трудно чего-либо добиться. Где-то в 1997-98 году дома появился компьютер, и Саша сначала, начал играть, а затем научился печатать.
Пока ребёнок был в младшей школе, мама с сыном выходила на улицу, хотя тот очень не хотел. В средней школе уже нужно было придумать для этого какой-то повод – сходить за новой машинкой или кормом для рыбок, например. Или во двор сыграть в хоккей – дома было штук шесть хоккейных клюшек, чтобы мальчишки из соседних подъездов могли составить ему компанию. Когда пареньку исполнилось 15 лет, он «завис» на компьютерной игре и месяц вообще не выходил из дома – не было повода, ведь он чувствовал себя вполне комфортно за компьютером.
– Я тогда заволновалась и стала искать других родителей с такими же детьми – я была готова организовать дома подобие клуба по интересам, чтобы найти для сына друзей, – вспоминает Наталья Сергеевна. – Моя родительская фантазия на предмет, как выманить сына из дома, на тот момент почти иссякла. Я очень хотела, чтобы появилось какое-то государственное учреждение, куда я могла бы его приводить и где он мог бы общаться с другими детьми. И я пошла искать таких же, как я, родителей, чтобы подать коллективную заявку на создание центра помощи детям с ментальными нарушениями. Кто-то закрывал передо мной дверь, но несколько человек поддержали. Когда мы написали этот запрос и он был одобрен, мне сказали: «Хотела центр? Теперь руководи!»
Мастер – подмастерье – ученик
– «Добрыня» – это не детский сад (хотя под него и выделено бывшее здание детского сада) и не коррекционная школа, – объясняет Наталья Кицул. – Когда он создавался, речь шла о центре дополнительного образования для детей и подростков с ограниченными возможностями. Первые воспитанники пришли сюда 10 марта 1999 года, а я была принята на работу в декабре 1998 года, так что в этом году будет 25 лет… Я искренне благодарна Курской атомной станции за то, что они всё это время нас поддерживают, и мы как некоммерческая организация находимся в контуре концерна.
Саши не стало, когда ему был 31 год. В течение всей его жизни матери, чтобы оказывать сыну помощь, пришлось через многое пройти, изучить все его потребности и даже больше – чтобы сделать хорошо не только ему, но и всем детям, с которыми работал центр.
– Начинали мы в «Добрыне» с 10–15 воспитанников. Сегодня у нас их гораздо больше, – рассказывает Наталья Кицул. – Работа ведётся по трём направлениям. Основное из них – оказание социальных услуг, в чём нас курирует Министерство соцобеспечения. В 2006 году построили второе здание – потому что те ребята-подростки, которые пришли первыми, уже повзрослели. Дальше деваться им было некуда. А у нас по уставу могут пребывать воспитанники до 23 лет.
В новом здании для этих ребят сделали мастерские. Здесь они лепят изделия из глины, которую сами же сотрудники «Добрыни» и добывают. Мастер делает заготовки, а воспитанники доводят их до ума. Ещё есть мастерская по валянию шерсти. И теплица, но не с обычными грядками – в ней растения в горшках стоят на столах. Это сделано специально для инвалидов-колясочников – им ведь невозможно наклониться к земле или присесть на корточки.
В теплице подопечные центра выращивают рассаду, которая затем выставляется на благотворительных ярмарках. Люди её разбирают, жертвуя при этом какую-то сумму. Также воспитанники плетут из лозы, делают изделия из бисера. Плоды этих трудов уходят людям, а создатели работают и чувствуют себя востребованными.
– Придумав эти мастерские, мы пришли к модели русской артели, где были мастера, подмастерья и ученики, – объясняет директор центра. – Как только мы приняли модель «мастер – подмастерье – ученик» (именно эта практика получила высокую награду на федеральном конкурсе «Меняем мир вместе». – «КП»), стали проводить эксперимент, говоря казённым языком, по включению в народные промыслы лиц с ограниченными возможностями. Расписали весь процесс, разбили его на уровни – А, Б, В (примерно по трём группам инвалидности), чтобы можно было говорить о какой-то методике. Дальше мы защитили это перед комитетом образования как экспериментальную площадку – мастерские вышли из этого эксперимента, с 2006 года человек 60 наших воспитанников разного возраста ежегодно к нам приходят и до 55+ могут здесь трудиться (повторюсь, речь идёт об инвалидах детства с ментальными нарушениями).
Дать знания и умения
«Добрыня» – это дневное пребывание с 8:00 до 17:00 круглогодично. Выходные и праздники – дома. В государственных учреждениях такого нет. По крайней мере, в нашей стране. Наталья Кицул рассказывает, что нечто подобное видела в других странах. Изучая вопрос, она посещала Германию, США, Южную Корею.
– В Германии, например, первые три года таких детей приучают просто высиживать рабочее время – чтобы они привыкали, что каждый день у них в эти часы будет работа, – рассказывает Наталья Сергеевна. – В Корее я видела конвейер по сборке телевизоров, где люди с ограниченными возможностями (в том числе с проблемами интеллекта) выполняют простейшие операции и получают за это хорошую зарплату. А в Германии люди с ментальными нарушениями работают на сборке стеклоподъёмников для автомобилей. Где бы я ни была, я видела, что такие люди включены в социум и на них никто не оглядывается с удивлением.
Теперь у «Добрыни» есть ещё и дошкольное подразделение. В нём две группы, где занимается порядка 20 детей. Кроме этого имеются 4 группы школьников, которые учатся в коррекционной школе, куда их возят на автобусе. Их в «Добрыне» 40 человек. И 60 человек – это те самые взрослые, которые работают в мастерских.
– Педагогическое образование мне очень пригодилось – я научилась понимать потребности таких детей, как мой сын, – говорит наша собеседница. – Социальные услуги для того и нужны, чтобы помочь человеку исполнить эти потребности. Например, потребность в познании. А если мы человека с ментальными нарушениями отправим в интернат, мы этой потребности его лишим. Для наших воспитанников «Добрыня» – это единственное место, где они имеют и права, и обязанности. Здесь они не только познают мир, но и занимаются адаптивным спортом – снегоступингом, настольным теннисом, боулингом. Вдруг оказалось, что наши мальчишки неплохо играют в футбол. Поэтому мы организуем совместные соревнования по футболу с коррекционными школами всей области. За все годы существования через центр «Добрыня» прошло порядка 400 человек. У нас нет чудес – есть работа. Я не знаю, есть ли у меня мечта. Но я точно знаю, что нашим ребятам нужны знания – ровно столько, сколько они освоят, умения, которые они могут применить, доступная среда и мероприятия, где они смогли бы себя показать. И я хочу, чтобы у них всё это было.
Справка «КП»:
Автономная некоммерческая организация «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (АНО «ЦППМСП «Добрыня») – социально-ориентированная некоммерческая организация, оказывающая услуги семьям, имеющим ребёнка-инвалида, взрослого инвалида с психоневрологической патологией. Её территориальное месторасположение: Курская область, г. Курчатов, ул. Энергетиков, д. 2. Руководит организацией Наталья Сергеевна Кицул – член координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, почётный гражданин города Курчатова. За свою работу в области организации помощи инвалидам и их семьям неоднократно отмечалась наградами областного и федерального значения.Официальный сайт центра «Добрыня»: dobrinya46.ru
Подготовила Татьяна ЛАСТОЧКИНА