/*?>
В Курской области за нарушения с коллекторских и кредитных организаций взыскали 10 миллионов рублей
В регионе проводится Всероссийская акция по защите прав должников от неправомерных действий коллекторских и кредитных организаций.
Фото: УФССП России по Курской области
Организаторы – сотрудники Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области – проводят разъяснительную работу о правах должников. Излишнее давление на получателя кредита заканчивается для кредитора административными штрафами, нередко превышающими размер самого долга. А с июля этого года введена уголовная ответственность, предусматривающая, помимо других наказаний, реальное лишение свободы.
Должницу называли голодранкой
С 2017 года служба судебных приставов контролирует действия по взысканию просроченных долгов физических лиц. Методы, которые применяют некоторые организации, идут вразрез с законом. Например, атакуя курянку с разных телефонных номеров, коллекторы называли её голодранкой и конченым человеком. Женщина задолжала 15 тысяч рублей, коллекторы были оштрафованы на 40 тысяч рублей.
Нередко коллекторы терроризируют и родственников должников. Курянин оформил заём в микрофинансовой организации и не вернул долг. Речь шла о 10 тысячах рублей, но, навестив мать парня, коллекторы потребовали 22 тысячи рублей. Напрасно женщина объясняла, что сын с ней не живёт. Продолжив общение с матерью по телефону, коллекторы угрожали забрать её имущество. Когда женщина обратилась к судебным приставам, коллекторов привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 60 тысяч рублей.
С другой компании было взыскано 70 тысяч рублей. Сумма долга по кредиту составляла 1,2 тысячи рублей. Коллекторы донимали звонками ожидающую четвёртого ребёнка супругу должника, упрекая её в том, что она «прикрывается своей беременностью». Помимо обидных слов, которые пришлось выслушать родственникам должников, коллекторы превысили количество допустимых переговоров и обратились не к самому получателю кредита, а к третьим лицам.
Закон разрешает не больше восьми разговоров в месяц, двух – в неделю и одного в сутки. Разрешённое количество сообщений – 16 в месяц, четыре в неделю и два в сутки. Обращаться к третьим лицам – чаще всего это родственники или друзья должника – закон разрешает при наличии письменных соглашений на такое общение от самих кредитополучателей и тех самых третьих лиц. В этих случаях таких соглашений не было. Как и в рассмотренных по жалобе жены участника СВО материалах. Ей звонили сотрудники банка, где у мобилизованного остался долг по кредиту. В итоге банк оштрафовали на 60 тысяч рублей.
От угроз до шантажа
В стране 547 юридических лиц, основным видом деятельности которых является взыскание просроченных долгов. И хотя многие из них, взаимодействуя с должниками, из правового поля не выходят, с каждым годом количество жалоб увеличивается.
За восемь месяцев этого года в ведомстве находилось 320 жалоб. Судя по этим заявлениям, коллекторы используют запрещённые законом методы. Все мы размещаем свои фото в соцсетях. В некоторых случаях должникам поступали угрозы опубликовать эти снимки вместе с предложением об оказании интимных услуг. Так, не вернувшей кредит женщине грозили разместить такое объявление от имени её 18-летней дочери. В ход идут и непристойные надписи на дверях квартир и подъездов, угрожающие СМС. Иногда это намёки: «Ходи и бойся!», «Жди подарка!», а порой – прямые угрозы физической расправой с нецензурными оскорблениями в адрес должника и его близких. Применяя подобные методы, коллекторы маскируются, используя левые сим-карты либо осуществляя звонки со скрытых номеров, что само по себе является нарушением законодательства.
Материалы по подобным обращениям судебные приставы передают в правоохранительные органы. Применяя методы психологического давления, в большинстве случаев должникам сообщают ложную информацию, что на них заведено уголовное дело и в перспективе – тюрьма. Впечатляющий способ изобрёл сотрудник коллекторского агентства, пообещавший в случае невыплаты денег отключить весь многоквартирный дом от электросети и поставить соседей в известность, по чьей вине они сидят в темноте. Мужчина был должен 30 тысяч рублей, организацию за такую выходку оштрафовали на 120 тысяч рублей.
Вернуть долг всё равно придётся
В Курской области на сегодняшний день самая большая сумма назначенного штрафа за нарушения прав должников – 200 тысяч рублей. И это не потолок. Законодатель увеличил размер штрафов: привлечённые к административной ответственности коллекторы и банки рискуют заплатить до 500 тысяч рублей. Более того, с июля установлена уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ дополнен статьёй 172.4 «Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». За угрозу применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, распространения ложных, порочащих честь и достоинство сведений коллекторы могут получить до пяти лет лишения свободы. А в случае физической расправы – десять лет провести за решёткой, да ещё и заплатить штраф – до 5 миллионов рублей.
Службой судебных приставов Курской области на коллекторские и кредитные организации составлено 192 административных протокола, штрафы по которым превысили 10 миллионов рублей. Но это не отменяет обязанности должников возвращать кредитные деньги. Некоторые заявители накопили долгов по 30-40 займам. Выплатить их в срок невозможно. Увеличение количества жалоб должников объясняется ещё и ростом числа невыплаченных кредитов. При проверке подтверждаются далеко не все указанные в обращениях сведения о допущенных коллекторами или банками нарушениях.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Как защитить свои права
– Что делать должнику, если коллекторы устроили ему «весёлую» жизнь? Как доказать, что его права нарушены?
– Должнику или третьему лицу следует зафиксировать правонарушения посредством аудиозаписи, видеозаписи, фотосъёмки или иным доступным способом. Эти материалы, скриншоты, детализацию звонков следует приложить к письменному обращению и направить в Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области. В заявлении необходимо указать ФИО, дату рождения, адрес, электронную почту и контактный номер телефона, – поясняет руководитель УФССП России по Курской области Елена Шкурина. – Полные сведения о том, на чьё имя и с каких номеров телефонов поступали звонки и сообщения, об их количестве и периодичности, информация об имеющихся кредитных обязательствах, наименование кредитной либо коллекторской организации ускорят рассмотрение обращения. Порой граждане не указывают даже свои контактные данные, и мы не можем с ними связаться. В УФССП России по Курской области граждане могут обратиться лично либо с письменным обращением по адресу: 305018, г. Курск, ул. Черняховского, д. 4. Также обращение можно направить и в электронном виде через «Интернет-приёмную» на официальном сайте УФССП России по Курской области (https://r46.fssp.gov.ru).
– Какие организации в нашем регионе занимаются коллекторской деятельностью?
– На сегодняшний день в нашем регионе работают три юридических лица: ООО «Центр Альтернативного Финансирования», ООО «Правовой центр Черноземья», ООО «Лира» и шесть отделений зарегистрированных в других регионах юрлиц. Это ООО «ЭОС», ООО «Филберт», ООО «Контроль», НАО «ПКБ», ООО «Норд Коллект», ООО «Центр Инвест». Мы постоянно информируем зарегистрированных коллекторов об изменениях законодательства, регламентирующего деятельность по возврату просроченной задолженности, и проводим профилактическую работу.
– Елена Васильевна, расскажите о последних изменениях законодательства в этой сфере.
– Взыскание просроченной задолженности физических лиц регламентируется Федеральным законом от 3 июля 2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В закон внесены изменения, которые вступят в силу 1 февраля 2024 года, в том числе касающиеся способов взаимодействия с должниками. В частности, будет введено понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» и появится возможность взаимодействия с должниками с использованием портала «Госуслуги».
Анна ЖУРАВЛЁВА