Миссия Года педагога и наставника — признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.
В каждом регионе есть свои известные учителя, но курская земля особенно известна своими талантами. Сегодня мы поговорим о творческом пути, становлении педагога и методах преподавания с легендарным курским педагогом Эльзой Кожановой.
Эльза Алексеевна родилась 24 октября 1935 года в селе Коровино Курской области. Ее педагогический стаж насчитывает 64 года, 49 из которых она работает в лицее №6 имени М.А. Булатова в городе Курске. Среди учеников педагога выдающиеся деятели в области науки, просвещения, медицины, 30 кандидатов химических наук, пять докторов химических наук. Но не только ученики принесли Эльзе Алексеевне признание. Ее педагогический подход высоко ценят на всероссийском уровне. Она не только частый участник конкурсов, семинаров и лекций по педагогическому мастерству, но и носитель множества почетных званий, среди которых «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации», а также «Почетный гражданин Курской области». Без ее учеников опустели бы больницы, поликлиники и аптеки, прекратился бы учебный процесс в ведущих вузах страны.
— Эльза Алексеевна, учитель – сложная профессия, так ещё и предмет, который вы преподаете, непростой – химия. Почему вы сделали такой выбор?
— Откровенно говоря, я собиралась быть учителем литературы. Во-первых, я часто бывала на школьных вечерах. Во-вторых, участвовала во всех видах самодеятельности, как и мой папа, читала стихи. Все шло к тому, что я видела себя только учителем литературы. Но когда к нам в школу пришла новый учитель химии, то все пошло совсем в другое русло. Мне сначала было не все понятно, не все задачи я могла решать. Она, кстати, была химиком по профессии, окончила химико-технологический институт. Но по каким-то причинам приехала к нам в село Лукашовка и преподавала в основном математику, а химию по совместительству. Главное то, что, поменяв профессию, она не утратила ту тягу к предмету, которая передаётся ученикам. Лучших из своих классов, в том числе и меня, она настраивала на поступление в этот же институт, продолжать ее дело. Мы не отказались и, как только выпустились, поехали в Москву. Там нас разместили в общежитии и посоветовали подготовиться к собеседованию. Хотя мы и были все медалистами, но очень нервничали перед собеседованием.
В это время приехали студентки, которые проходили практику на каком-то химическом предприятии. Когда мы встретились, они увидели, что мы молодые абитуриенты, и в один голос сказали нам: «Чем быстрее уедете, тем лучше. Мы сейчас с практики приехали, а там кислота на голову капает». Моя мама, приехавшая с нами в Москву, быстро собрала нас и увезла домой. И как только я приехала, сразу пошла в педагогический институт, подала заявление на учителя химии, продолжая «химическую» профессию моего наставника. Но я считаю, что в каждом предмете можно найти какие-то уроки, фрагменты уроков, которые так или иначе были связаны с литературой. Поэтому на уроках я часто цитирую некоторые произведения, тесно связанные с химией. Например, сегодня у восьмых классов был урок по изучению атомов и молекул. Ну как я могла обойти имя Михаила Ломоносова?! «И может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». Как это можно не упомянуть? Ведь так урок становится интереснее, и в то же время, позволяет мои знания по литературе использовать к делу.
– На ваш взгляд, в чем главная ценность профессии учителя?
– Для меня главная ценность в том, что мои бывшие ученики говорят со мной с чувством благодарности. Это значит, что я в их жизни что-то сделала. Кто-то, как и я, поменял свое направление и стал вместо математика химиком, мне, кстати, очень часто давали математические классы. Последние годы перестали, потому что говорят: «Вы превращаете наших детей в химиков и врачей».
Когда я встречаюсь с выпускниками, могу их даже не узнать, с некоторыми я десятилетиями не виделась, но первая фраза, которую они говорят «Спасибо вам». Был у меня один ученик, перешедший из другой школы, тоже физико-математического уклона. Стоял его класс у входа в кабинет, все открыли тетрадки, повторяют химию. А он спрашивает «Что это вы так с интересом читаете? Химия? Да подумаешь!». Когда начался урок, я задала какой-то вопрос и говорю: «Вот вы, молодой человек, не очень любезно отозвались о моем предмете. Может, ответите на вопрос?» Он сказал, что собирался быть математиком, потому что его родители были связаны именно с математикой. Но будущее сложилось так, что этот мальчик поступил в медицинский институт. На выпускном экзамене единственная пятерка у него была по химии. Почему я вспомнила именно его, потому что недавно обращалась к нему за врачебной консультацией. И он сказал: «Все, что вам нужно, вашим родственникам и знакомым, и это будет зависеть от меня, – я все сделаю». Это дорогого стоит. Он мог вспомнить мое вначале не очень любезное отношение к нему и проходить мимо меня, делая вид, что не узнает, а я его легко могла не узнать. Но вот это трепетное отношение к человеку, который, по существу, вызвал изменение направления жизненного пути, и есть главная ценность и награда учителю. Значит, я смогла в его сердце что-то пробудить. Самое главное в этом деле – заинтересовать человека. Возможно, отдельный урок, фраза или что-то в этом роде зацепило его, как говорят, «пронзило». А как только появляется заинтересованность, все, человек знает предмет.
– Вы выпустили не одно поколение учеников. Даже учите внуков своих выпускников. Как поменялись ученики за эти годы?
– К сожалению, не всегда в хорошую сторону. Конечно, замечаю, что гены влияют, и большинство учеников, приходящих от родителей, которых я учила и знала, что они были прекрасными учениками, сохраняют родительские задатки. Но появляется все больше и больше примеров не такого радостного ощущения от общения с этими детьми. Изменилась сама жизнь, потому что раньше желание получать знания у учеников было доминантным.
Когда я пришла в школу, а ныне лицей, то мне дали математический класс, до сих пор помню: 42 человека, один умней другого. Они никогда не готовились к олимпиадам, просто шли участвовать и приносили призовые места. Я же шла на урок и боялась, что они зададут мне такой вопрос, на который я не смогу ответить. Но вопросы эти были преимущественно на стыке физики и химии. И когда я не могла ответить, то всегда посылала их к Семёну Борисовичу Золотарскому, легендарному преподавателю физики. Я не хотела показаться всезнайкой, если не знала ответа, так и говорила. Возможно, это вызвало какое-то уважение ко мне, дескать, я не обманула. И вот поэтому эти дети сейчас доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. Но и сейчас умные ребята поступают не только в курские вузы, но и в ведущие вузы страны. Меня, кстати, часто спрашивают, куда лучше поступить. В большинстве случаев я отвечаю, что лично для меня ведущим вузом является МГУ. Это вершина химического образования. Раньше, чтобы попасть туда, нужно было не только сдать на 100 баллов, но и еще написать вступительные экзамены, которые частенько были сложнее ЕГЭ. Правда, сейчас и в ЕГЭ начали хорошие и умные вопросы давать, такие, что 100 баллов получить достаточно сложно. Еще и теорию отвечали перед комиссией, состоящей не только из учителей, но и профессоров с научными работниками, которые смотрели на мышление детей. В моё время там даже была специальная кафедра, на которой уже с первого курса выбирали тех, кто будет заниматься именно наукой.
– У вас множество дипломов, наград и званий. Какая награда самая ценная?
– Для меня самая ценная, все-таки, «Почетный гражданин Курской области». Это очень высокая награда. Но не менее значимая – «Народный учитель». Как мне сказали, я третий или четвертый народный учитель в истории Курской области. Это, конечно, высочайшие достижения, но над всем этим стоит благодарный взгляд моего выпускника или ученика. Это очень важно. Мне кажется, что вот этим отношением, когда они приходят, благодарят, должен дорожить каждый учитель. Наверное, именно это наполняет меня силами и позволяет работать до такого «почтенного» возраста (смеется).
– В последнее время широкое внимание уделяется профориентации школьников. Дайте совет: как найти себя?
– У нас в школе профориентация была всегда. И уроки труда, и походы на заводы, работали, кстати, на настоящих станках. Даже я ходила на курский электроаппаратный завод, они были нашими шефами. Для ребят было специальное здание, где мальчики работали на передовых станках ЧПУ, а девочки шили. Было по-настоящему трудовое обучение, а не такое: выйти на улицу и подмести или стереть с доски. Поэтому дети видели многие профессии и могли выбрать. Мало того, так еще и родители работали над этим. Но все зависит, как мне кажется, от личности учителя или наставника, к которому, например, ребенок ходил заниматься трудовой деятельностью. Все это позволяло сделать выбор. Ведь раньше как: сначала думай о Родине, потом о себе. А сейчас думают о деньгах в первую очередь. И часто выбор профессии происходит не потому, что у ребенка есть склонность к этому, а из-за семейной традиции или хорошего будущего оклада. Особенно сегодня, на телевизионные шоу приглашаются люди с достатком. И когда приходит дама, которая и двух слов «не вяжет», но у нее денег много, она позволяет себе унижать обслуживающий персонал, относится к людям с пренебрежением – это недопустимо. Я просто не могу на это смотреть. Но молодое поколение, которое смотрит телевизор, сидит в социальных сетях, может усвоить для себя неправильные уроки. Поэтому сейчас, на мой взгляд, очень трудно проводить настоящую профориентацию. Вот у меня недавно пришел новый 8-ой класс, а мне предложили дать им входное тестирование. И в тесте, для понимания, был вопрос: «Почему вы выбрали химико-биологический класс?». Большинство написали, что они хотят заниматься «медяциной». Наверное, они будут спрашивать у больного: «Что вы пришли? Чего хотите?». Я считаю, что любой человек, особенно врач, должен быть грамотно образован. Поэтому я иногда ругаю учеников за орфографические ошибки и неправильные математические расчеты. В общем, поменялось многое из того, что было.
Например, возьмем специальную военную операцию (СВО): когда началась Великая Отечественная война молодые ребята, окончившие 10 классов, приписывали себе возраст, чтобы идти на фронт. А сейчас я не хочу комментировать то, что происходит. Очень грустно, что для многих теряется значение слова «Родина». До сих пор помню, как во время перестройки нас собрали на педсовет с новым завучем по воспитательной работе, она сказала «Учитель должен заниматься только тем, что сообщает знания. Вы привыкли спину гнуть перед участниками войны…» Я была шокирована. В моей семье погиб герой Советского Союза, а дядя был разведчиком, кавалером множества орденов и медалей. Я ее пристыдила: «Наверное, у вас никого и не было на фронте, поэтому вы не знаете что это такое…» Хорошо, что мы помним про них, про ветеранов, которых с каждым годом все меньше и меньше.
В молодости я с детьми собирала материалы про историю партизанского движения в Курской области. Мы с ними ездили по партизанским местам, окопам, блиндажам. К нам приезжали сами партизаны из других городов страны. Для таких поездок даже выдавали автобусы. Мы объездили с ними полстраны, шли своими ногами по тем местам, где они воевали и проливали кровь за эту землю. Особенно запомнился случай: как-то раз поехали мы по местам подвигов молодогвардейцев. Детей подвели к шурфу в районе города Льгова, куда бросали молодогвардейцев и сжигали заживо. По приезде обратно в школу, никто даже не прикоснулся к обеду. Настолько дети были потрясены. Вот это и есть «разговоры о важном»!
– В последние годы престиж профессии учителя в глазах молодого поколения упал. Немногие хотят связать свою жизнь с преподаванием. На ваш взгляд, с чем это связано и как это исправить?
– Поменялись ценности, поэтому поменялся и престиж. Теперь в приоритете деньги, а не сама работа. У меня, у человека, как вы говорите, имеющего столько званий и наград, оклад 11 тысяч 111 рублей. Даже ниже минимальной. Ну и кто пойдет работать учителем с такой зарплатой? Молодежь хочет видеть достойную оплату за свою работу. Недавно, кстати, увидела, что в какую-то школу требуются технические работники и уборщицы. Зарплата 35 тысяч рублей. Выводы делайте сами.
Это первое и главное. В последнее время труд учителя вообще не считается важным для людей. Часто родители с пренебрежением относятся к педагогу, но ведь такое отношение передается и детям. На начало 2023-2024 учебного года у нас ушло 8 учителей: кто на пенсию, кто в другие школы или сменили профессию. Когда молодые учителя приходят в свои классы, они порой не могут ответить на вопросы учеников, потому что есть отдельные ребята, которые хотят знать больше. Поэтому я считаю, что для возвращения престижа профессии необходимо: первое — повышение заработной платы, особенно в регионах; второе — создание условий работы. Даже я до сих пор пользуюсь реактивами, которые получила в советское время. Один раз мы получали деньги как лучшая школа области. С тех пор мы входим в состав лучших школ России. В прошлом году вошли в список двухсот лучших учебных заведений. Но от этого мало что изменилось. Я просто вынуждена просить родительские комитеты классов о покупке каких-то расходных материалов.
В-третьих, требуется поставить знания будущих учителей на уровень выше, в соответствии с новыми задачами. Сегодня нам критически важно развивать науку и промышленность, ведь многие выдающиеся ученых за последние годы уехали за границу. Из-за этого мы вынуждены любыми способами создать условия для их научной деятельности. Один мой ученик в 2005 году переехал из России для занятия наукой. Он доктор химических наук, защитился за рубежом. И когда мы встретились, то первые его слова были такие: «Эльза Алексеевна, я работаю в Европе, но Родину я не предавал!» А сейчас никто и не вспомнил бы об этой Родине. Он продолжил: «А уехал я потому, что для моей научной деятельности в России нет условий». Многие мои ученики уезжали за границу, особенно в двухтысячные годы. Среди таких даже была бывший министр здравоохранения Израиля. Но все равно большинство остаются и продолжают служить на благо нашей страны.
– Сегодня особое внимание уделяют работе с одаренными детьми. Расскажите о своих выдающихся выпускниках.
– Один из моих бывших учеников и хороший друг, Игорь Плохих, неоднократный победитель олимпиад и конкурсов, его даже готовили на международную олимпиаду. Всех я уже не припомню, каждый по-своему особенный. Есть выдающиеся доктора наук за рубежом. Но когда я только пришла работать, школа пестрила юными талантами. Это было ожидаемо, ведь какой преподавательский состав был в то время: стоит только назвать имя Семена Борисовича Золотарского, как сразу все вопросы отпадут. Когда он вышел на пенсию, его ученики, встретив на улице, низко кланялись ему, здороваясь. В Москве его встречали прямо в аэропорту выпускники, которые сами давно профессора, доценты и кандидаты наук. А когда его провожали из Курска, то очень много выпускников пришли к поезду, принесли гитары и играли его любимые песни. Проводница спрашивала: «А кого это провожают?», ученики отвечали: «Учителя физики». Насколько любили и уважали учителя, это выдающаяся личность в истории, как минимум, курского образования. На своих уроках он параллельно с физическими законами доводил политинформацию на таком высочайшем уровне, что у учеников отпадали все вопросы, связанные с политикой и экономикой. А когда близкие и родственники провожали его за границу, то первый тост, который он произнес, был: «Выпьем за нашу великую Родину!» А Родина у него Советский Союз, не Израиль, куда он уезжал. Молодые учителя просто обязаны равняться на таких выдающихся людей!
– Часто молодые учителя не могут найти общий язык с детьми. Что посоветуете им делать в такой ситуации?
– Этому их обучают в педагогическом институте. Там учат и психологии, и общению, и этике, и множеству других дисциплин. Но одно дело, когда человек пришел в пединститут по призванию, он и так знает, как с ребенком поговорить. А другое — когда он пришел, потому что никуда не поступил. Вот простой пример: гуляла я недавно на природе, вблизи дачи. И вижу, как в мою сторону идет мама с двумя детками. У одного в руках игрушечный автомат. Он автомат берет и на меня направляет. А я ему говорю: «Зачем ты в меня хочешь стрелять? Я же тебе не враг». Он понимает и поднимает автомат вверх, за что я хвалю его, дескать, он молодец. А его мама спрашивает: «Вы случайно не к автобусу идете? А то садитесь, мы вас подвезем». Видишь, как влияет слово на реакцию людей. Это должно идти от сердца. Поэтому, мне кажется, что у учителя должен быть природный дар и ещё – желание работать. А потом, для этого есть учебная литература, которая нацеливает на работу. Или молодые люди могут прийти к старшему учителю, он подскажет что-то из своего опыта. Наставничество в школах нужно развивать, это очень мощная сила!
Филипп КОБЕЛЕВ,
медиашкола «ДЮйМ» Центра детского творчества