В Солнцевском районе после реконструкции плотины исчез популярный среди местных жителей пляж
Екатерина Авдеева родилась и выросла в селе Афанасьевка Солнцевского района, но в последние годы живёт в столице. Недавно она обратилась в редакцию «Курской правды» с просьбой помочь в спасении местного пруда. В ситуации разбирался наш корреспондент.
Афанасьевка стоит на реке Хан. Там же есть пруд, который сейчас, по сути, превратился в болото. По словам Авдеевой, каждую зиму в водоёме массового гибнет рыба, задыхаясь подо льдом, а уровень воды поднялся так, что по берегам погибли деревья, которые никто так и не убрал.
Раньше здесь был тихий песчаный пляж с твёрдым пологим дном, практически без течения – излюбленное место отдыха местных жителей. Теперь водоём зарос травой, водорослями и камышом. На берегу бурьян выше человеческого роста. К самому водосбросу течением принесло два «острова» из травы и камыша, которые стопорят сток воды и заболачивают её.
– Теперь дети вынуждены купаться в районе ГТС, прямо на водосбросе, – говорит Екатерина. – А там ямы на дне, ил, течение. В общем, место очень опасное. Местные власти ответили, что строительство пляжа требует большого финансирования и является нерентабельным. Пусть так. Но пусть хотя бы вернут то, что было.
Галина Толмачёва, глава Бунинского сельсовета, на территории которого располагается пруд, в отличие от читательницы считает, что в целом водоём находится в удовлетворительном состоянии. Галина Васильевна отметила, что река Хан – федеральный объект, а гидротехническими сооружениями на ней занимается администрация района.
– Ранее мы делали расчёт расходов на такой же пляж в Зуевке, – говорит она. – Там смета вышла под миллион рублей. Чтобы организовать пляж по всем правилам, нужно исследовать дно, найти и обучить спасателя, платить ему зарплату. Но в Афанасьевке нет столько жителей, которые обеспечат посещаемость организованного места отдыха. По сути, на сегодня в пруду купание около ГТС запрещено. Екатерина согласилась с тем, что организовывать пляжную территорию в Афанасьевке нецелесообразно, но продолжает настаивать на чистке дна от ила, выкосе камыша, чтобы появился беспрепятственный подход к воде. А я даже не представляю, чем и каким способом выкосить камыш в воде.
По словам главы Солнцевского района Геннадия Енютина, водоём появился в селе четыре года назад. Тогда комитет природных ресурсов области выделил средства на строительство новой плотины. До ремонта площадь пруда была порядка 10 гектаров, а после ремонта он стал занимать более 40 гектаров.
– Если все усилия тратить на написание писем нам и в вышестоящие инстанции, то пользы не будет! – возмущается Енютин. – Когда в пруду глубина была 40 сантиметров, почему-то это никого не беспокоило. А теперь полтора метра! Там появилась рыба, прилетают и живут утки, лебеди. Хорошо, что губернатор запретил охоту, и теперь дичи развелось много. Раньше на этом месте стояла мельница, которая снабжала мукой всё село, она относилась к волости, где тогда проживало 18 тысяч человек. А сегодня во всём нашем районе 12 тысяч. Идёт отток населения. Екатерина живёт в Москве и хочет, чтобы это пруд соответствовал стандартам столичным. А у нас население сокращается, вот в чём проблема. Раньше в Афанасьевке была школа, в которой учились 150 детей. А сегодня всего 15. Она советует нам, как жить, не живя здесь. Надо поселиться здесь, пожить нашей сельской жизнью, обустроить хотя бы старый родительский домик для начала…
Тем не менее, поскольку река Хан федеральная, глава района заявил, что планирует обратиться в министерство природных ресурсов, чтобы они включили пляж в программу обустройства. Однако когда на это выделят средства, сказать сложно.
– Таких средств нет в бюджете ни в районе, ни тем более в Бунинском сельсовете. Даже нет такой статьи расходов, – вздыхает Енютин.
Вместо послесловия
В сентябре прошлого года региональный комитет природных ресурсов (ещё не преобразованный в министерство) по поручению Управления Росприроднадзора направил главе Солнцевского района письмо. В нём руководителю муниципалитета напомнили, что тому необходимо предпринимать и делать для охраны и сбережения ГТС на реке Хан. В письме говорилось, что «создание условий для массового отдыха жителей поселения и обустройство мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охраны жизни и здоровья, вопросы благоустройства территорий поселений, а также вопросы по охране окружающей среды относятся к ведению органов местного самоуправления». Недавно министерство природных ресурсов в ответе на наш устный запрос подтвердило это снова.
Борис КИРЯЕВ