/*?>
В областной библиотеке имени Асеева состоялась выставка коллекции и фотографий школьника Егора Миленина, посвящённая российскому автопрому
Неделю назад 13-летний курянин Егор Миленин представил в библиотеке имени Асеева в Курске выставку «Автомобильные истории», приуроченную ко Дню автомобилиста. В коллекции – модели и фотографии различных автомобилей. В основном российских.
Пообщавшись с пареньком, мы выяснили, что коллекционирование – это только вершина айсберга. Егор – настоящий фанат автопрома, мечтающий стать конструктором. Надеемся, что так всё и будет. Это первое интервью будущей звезды российского автомобилестроения.
«АвтоВАЗ» виден отовсюду
– Почему выставка называется именно так? – поинтересовались мы у коллекционера.
– Потому что автомобили – это всегда интересно, и со многими из них связаны реальные необычные истории, – ответил Егор.
Всего в экспозиции представлено более ста автомобилей. Часть коллекции осталась дома. Недавно мальчик исполнил свою мечту – побывал на Волжском автозаводе в городе Тольятти и сделал массу фотографий. Что, конечно, не удивительно – больше всего паренька интересуют отечественные автомобили. Говорит, что в отличие от западных машин у них есть свой ярко выраженный характер и индивидуальность. В них можно что-то дополнить, переделать под себя, создав таким образом уникальную модель.
– Раньше я не особенно интересовался нашим автомобилестроением, – признаётся отец мальчика Максим Миленин. – Но Егор постоянно показывал фото, видео этого музея, так что в конце концов и мы загорелись идеей туда поехать. Был приятно удивлён экспозицией. Мы ходили по музею два дня.
Искать завод, кстати, долго не пришлось. Здание «АвтоВАЗа» видно издалека.
На выставке представлены 32 фотографии, сделанные в музее автозавода, а всего оттуда привезли более 200 фотографий. Для экспозиции отобрали самые-самые.
– Нужно делать много кадров каждого автомобиля, тогда один непременно получится удачным, – уверен мальчишка.
Попасть на производство, к сожалению, Милениным не удалось. С начала пандемии экскурсии туда прекратились и так и не возобновлены.
– Мы планируем вернуться на «АвтоВАЗ» и всё же увидеть процесс производства отечественных автомобилей своими глазами, – не теряет надежды папа Егора.
Но много интересного было и в музее. Например, спортивная «Лада Калина», на которой в 2010 Владимир Путин проехал из Хабаровска в Читу. Есть машина ВАЗ-2199, обклеенная специальной плёнкой, на которой запечатлены тысячи фамилий сотрудников «АвтоВАЗа». Представлена в экспозиции и «копейка», совершившая кругосветное путешествие, – это подарок музею гражданина Чехии.
– Глаза разбегались от такого многообразия автомобилей, – признаются Миленины.
В такие машины хочется и можно садиться, чтобы осмотреться, покрутить руль, понажимать на педали. Егор, конечно, не пропустил ни одной. А маму Егора Елену поразило то, что отечественные автомобили могут выглядеть ультрасовременно – интереснее западных моделей.
– Удивило, что наш автопром представил экспериментальные модели «Лады», в том числе новейший первый в России электромобиль «Лада Рапан», – говорит она. – Это что-то космическое, просто восторг! «АвтоВАЗ» – замечательное отечественное предприятие, и нам хотелось показать его курянам. Поэтому мы и решили организовать выставку. На ней представлены легковые автомобили СССР и других стран, грузовики, автобусы и специальная техника.
ццАвтомобили с характером
Первая покупка в коллекцию была спонтанной – модель автомобиля «Мерседес». Мальчик бесконечно играл с ней, присматривался к другим моделям. Упрашивать родителей о покупке не приходилось – они, видя интерес сына к машинам, поощряли его увлечение.
– Коллекционирование расширяет кругозор, если раньше машинки были просто игрушками, то теперь до покупки сын осмысленно изучает историю каждого автомобиля, – делится Елена Миленина. – Он может рассказать о той или иной модели практически всё.
Особенно интересны нашему герою «Москвичи». Он собрал уже всю модельную линейку 70-х годов и частично более ранние машины. О своей любимой отечественной марке Егор может рассказывать часами. А вообще к машинам он привык почти с рождения. Дело в том, что дедушка Александр Александрович был профессиональным автослесарем.
– Когда был маленьким, любил проводить время с папой и дедом в гараже. Привлекало то, что там очень много разных инструментов, – рассказывает паренёк. – Запомнилось, как папа с дедом меняли мотор.
Егор говорит, что его очень радует то, что сейчас политики пересаживаются на отечественные автомобили – это отличный пример.
– Я бы переделал отечественную модель в спортивный автомобиль, поставил бы мощный мотор. Хочу построить самые быстрые «Жигули», – говорит Егор. – Мечтаю стать инженером и встретиться с Путиным.
Встреча с президентом – в будущем, но в канун Нового года Егор встречался с губернатором Курской области Романом Старовойтом. Встречу помогла организовать директор школы №37, где учится мальчик, Лариса Харитонова. Губернатор тогда подарил мальчику конструктор. Разумеется, и она, и учительница, и одноклассники паренька были на открытии выставки в «Асеевке».
– Такие увлечённые, целеустремлённые люди делают нашу жизнь ярче, – уверена Лариса Анатольевна. – Такие события, как открытие этой выставки, – настоящий праздник, наша школа гордится такими учениками, как Егор.
ОТ МЕЧТЫ К РЕАЛЬНОСТИ
Энтузиасты во все времена мечтали построить самые лучшие автомобили и часто делали это своими руками. Расцвет популярности автомобилей-самоделок пришёлся на времена СССР, но мастера продолжают собирать необычные модели и сейчас. Вспомним некоторые из них.
Самодельный «Вирус»
Пожарный Валентин Самойлов из Волгоградской области своими руками построил спорткар «Вирус». На создание машины у Валентина ушло 12 лет. Примечательно, что, в отличие от большинства машин-самоделок, имеющих трубчатый каркас и раму, у «Вируса» несущий кузов, как у современных авто. Именно из-за этого автомобиль весит 1240 кг. Он состоит из клепаных листов из стали, титана и алюминиевого сплава.
У «Вируса» и его хозяина были амбиции в автоспорте. Автомобиль оснащён 2,4-литровым рядным четырёхцилиндровым двигателем, снятым с флагманского седана «Волга» (ГАЗ-21), двумя карбюраторами (от Жигулей) и выхлопной системой ручной сборки. Система задней подвески полностью изготовлена на заказ. Разгон с 0 до 100 км/ч в то время впечатлял – 8,8 секунды.
«ЛамбоЖига» – самоделка из СССР
Конструктор Евгений Тицев ещё в 1989 году начал собирать автомобиль, который сегодня называют «ЛамбоЖига». Но на самом деле изобретатель был вдохновлён не Lamborghini, а автомобилями Porsche 911. Хотя, возможно, конструктор немного фанател от Lancia Stratos, на которую похожа «ЛамбоЖига». Но как бы там ни было, эта самоделка основана на автомобиле «Лада-Жигули». Авто оснащено карбюраторным двигателем от ВАЗ-2101 мощностью 59 л. с. Так что до автоспорта этому автомобилю – как до Луны.
«Панголина»
В начале 80-х годов прошлого века электрик Александр Кулыгин, который возглавлял техническую секцию во Дворце молодёжи, показал своё детище – самодельный спорткар, который назвал «Панголина». Это был ответ итальянским автопроизводителям. На создание этого спорткара Александра вдохновила Lamborgini Countach.
Машина была оснащена интересными решениями, которые мастер придумал сам: четыре фары автомобиля размещались в едином блоке и выезжали по центру капота, вместо привычных зеркал заднего вида машина получила перископ. Но главное – вместо дверей автомобиль получил кузов-трансформер: для того чтобы сесть или выбраться из автомобиля, необходимо было поднять верхнюю часть кузова. Кузов был изготовлен из стеклопластика. Техническая часть и агрегаты были взяты с серийных советских автомобилей.
Клон Ferrari Enzo
Автолюбитель из Канады создал «Insanity» (Безумие) с реактивными двигателями Rolls-Royce. Автомобиль построен по образцу спорткара Ferrari Enzo. На создание реактивной самоделки понадобилось около 12 лет. Райаном МакКуин не имеет инженерного образования. Но это не помешало ему создать автомобиль с нуля.
МакКуину потребовалось пять лет, чтобы построить корпус из стекловолокна, и два года, чтобы построить для него стальную трубчатую раму. За 12 лет на создание машины было потрачено около 90 000 долларов. Максимальная скорость спорткара оценивается в более чем 600 км/ч. Автомобиль в данный момент ещё не завершён.
«Калистрат» – российский Hummer
Внешне самодельный вездеход «Калистрат» напоминает американский внедорожник Hummer. Но, как это обычно бывает, оснащение автомобиля российское. Так, автомобиль основан на базе УАЗа (естественно, база была переделана). Коробка передач и «раздатка» также от УАЗа. Двигатель 4,8 литра – от трактора (МТЗ-243 мощностью 136 л. с. и максимальным крутящим моментом 460 Нм). Диаметр колёс – 42 дюйма. Дорожный просвет – 45 см. Как вы уже поняли, с таким клиренсом и огромными колёсами вездеход способен на многое.
РАРИТЕТ КАК НОВЫЙ
«Москвич-2141» в состоянии «капсулы времени» обнаружили в столице. Машина была выпущена в 1990 году, с тех пор она так и не эксплуатировалась.
«Сорок первый» оснащён 1,5-литровым бензиновым двигателем уфимского завода мощностью 72 л. с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. На одометре хорошо виден пробег: всего 163 километра. Автомобиль зарегистрировали в ГИБДД, но всю жизнь он простоял в гараже. Днище и пороги обработаны пушечным салом, поэтому состояние кузова должно быть хорошим.
Как известно, за основу 2141-го была взята модель Simca 1308 от французского производителя, входившего тогда в корпорацию Chrysler. По сравнению с «донором» у 2141-го была уменьшена колёсная база, многие элементы кузова смоделированы заново, но силовой каркас был позаимствован полностью, что хорошо сказалось на пассивной безопасности.
В итоге хетчбэк продали за 495 тысяч рублей.
К СЛОВУ
– Необычную выставку предложила организовать мама мальчика, и мы охотно поддержали инициативу, – рассказывает заведующая отделом патентно-технической и сельскохозяйственной литературы библиотеки имени Асеева Оксана Крюкова. – Коллекционирование масштабных моделей автомобилей может стать любимым хобби не только для детей, но и для взрослых ценителей истории автомобилестроения.
Вероника ТУТЕНКО