/*?>
Внештатный корреспондент «МГ» взял интервью у создателя инклюзивного театра «Мечтатели»
В детском социальном инклюзивном театре «Мечтатели» играют дети с ограниченными возможностями. Раскрыть талант, который иногда остаётся незамеченным из-за проблем со здоровьем, юным курянам помогает педагог Центра детского творчества и руководитель театра Клавдия Боженова. О том, как ребятам удаётся побороть страхи и выйти на сцену, с Клавдией Викторовной поговорил начинающий журналист Никита Тертов. Сегодня мы публикуем его интервью.
– Как появился театр «Мечтатели»?
– Я работала и продолжаю работать в театральной студии «Позитив», где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Но в общих группах могут заниматься только те, у кого «невидимые» заболевания. Например, если у ребёнка бронхиальная астма или сахарный диабет. Но есть дети и с более серьёзными недугами: ДЦП или тотальной слепотой. Для таких ребят групповые занятия в обычной театральной студии невозможны в силу их особенностей. А что делать, если дети хотят заниматься?
Этот вопрос стоял очень долго, и в сентябре 2021-го я пошла на эксперимент – открыла детский социальный инклюзивный театр «Мечтатели». И вот мы уже два года эффективно работаем.
– Почему выбрали именно такое название для театра?
– У нас было очень много вариантов названия нашего коллектива, но выбрали тот, за который проголосовало большинство. Мне кажется, всё не случайно, потому что первый наш спектакль «Облако мечты» был про участников коллектива и про то, что мечты сбываются.
Все, кто пришёл в коллектив, так или иначе реализовали свои мечты. Для одной из девочек мы издали её первую книгу, например.
– Чтобы работать с особенными детьми, наверняка нужны определённые навыки…
– По одному из своих образований я педагог-психолог. Для работы в инклюзивном театре необходимо обладать компетенциями, которые позволят понимать специфику физиологических и психологических особенностей детей. Для работы в театре также нужны профессиональные компетенции, образование в этой сфере у меня тоже есть.
Но если мы говорим про личностные качества, то не каждый педагог сможет работать с такими детьми. В прошлом году к нам пришёл ребенок с тяжёлым ментальным диагнозом. Конечно, сначала было очень сложно, потому что моё внимание было направлено только на него. Мы смотрели, чтобы он не обижал других детей и не причинял вред себе. Прошло несколько занятий, случилось чудо, в которое его маме сложно было поверить. На наших занятиях этот ребёнок абсолютно обычно занимается, как и все остальные.
– Какими были первые выступления детей на сцене?
– Выступления «Мечтателей» начались с наших обычных конкурсов окружного и городского уровней. И первый наш спектакль «Облако мечты» произвёл эффект разорвавшейся бомбы, это как раз были истории детей, которые я написала, и в метафоричной форме представила. Дети играли сами себя. Сразу же наши выступления имели огромный успех.
А дальше мы поехали на конкурс инклюзивных театров в Орёл и стали победителями, завоевали Гран-при. Мы выступали в нашем колледже культуры, ТЮЗе, в здании филармонии на церемонии награждения Всероссийской организации «Родители детей инвалидов». Наш коллектив знают, о нём пишут, читают. Вот так постепенно, маленькими шагами мы пришли к успеху.
– Случаются ли на площадке или на занятиях конфликты между детьми?
– Да, конфликты бывают. Это детский коллектив, кроме того, разновозрастной: самому младшему участнику 5 лет, а самому старшему – 18. Бывают и несовпадение характеров, и несовпадение интересов. А бывает и некая нетерпимость, потому что все знают, как надо себя вести, а кто-то нарочно балуется. В каждом случае индивидуально.
Но у нас не доходит до межличностных оскорблений, унижений. Мы доверяем друг другу, уважаем друг друга. Это не высокие слова, так оно и есть, иначе такие разные дети вряд ли смогли бы эффективно взаимодействовать как команда.
– Расскажите о самом удивительном случае из вашей практики.
– Я не перестаю им делиться, это случай с тотально слепой девочкой. Когда первый год нашего обучения подходил к концу, я давала этюды. Это небольшое задание, когда дети должны пластикой тела отыграть, например, старинные часы или рваный башмак. И эта девочка стала импровизировать. Она не стала зрячей в нашем коллективе, в её диагнозе ничего не изменилось, но в её жизни появились дети, которые её приняли.
Никита ТЕРТОВ,
медиашкола «ДЮйМ»
Центра детского творчества