/*?>
Профессия водителя становится одной из самых востребованных в Курской области
«Не везёт» – это про дефицит кадров. Профессия водителя становится одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в Курской области. Достаточно посмотреть предложения на биржах труда, чтобы понять – водители-профессионалы требуются везде: в транспортных компаниях, курьерских службах, торговых сетях, такси, не говоря уже про общественный транспорт. В Курске, например, есть 170 свободных вакансий для водителей автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов. А претендентов мало.
Автобусы вне конкуренции
Пока ситуацию удаётся держать под контролем за счёт привлечения специалистов из соседних регионов. Однако это временная мера, которой проблему не решить. За счёт федеральной поддержки в текущем году в Курскую область поступит в общей сложности около 360 единиц подвижного состава. Сейчас правительство региона готовит сведения о необходимости обновления всего подвижного состава до 2030 года. А это значит, что потребность в водителях будет только расти.
По информации комитета по труду и занятости населения Курской области, по состоянию на 13 ноября на единой цифровой платформе «Работа в России» курянами было размещено 483 вакантные должности по профессии «водитель» в различных сферах деятельности. С начала 2023 года территориальными кадровыми центрами подобрано более 300 кандидатов по профессии «водитель», трудоустроены 140 граждан, состоящих на учёте в региональной службе занятости. Но потребность в кадрах остаётся.
Для привлечения соискателей на вакантные должности подбирались резюме кандидатов не только из Курской области, но и из других регионов. Например, был проведён открытый отбор персонала для компании «Волгоградский автобусный парк», работающей в Курске. По итогам совместной работы региональной службы занятости за август-октябрь текущего года замещено порядка 160 свободных рабочих мест.
В основном люди идут работать водителями на новые автобусы. Это неудивительно. Зарплаты водителей общественного транспорта в Курске выглядят более чем привлекательно – в среднем 80-90 тысяч рублей в месяц. А в некоторых зарплатных ведомостях фигурируют цифры и по 120 тысяч рублей. Плюс различные компенсации. На этом фоне объявление областной станции скорой помощи «Требуется водитель. Зарплата 25000 рублей» выглядит не слишком впечатляюще.
По сути, идёт отток кадров, и не только из «скорой». За руль общественного транспорта пересаживаются многие бюджетники. Например, водители школьных автобусов. Об этом ещё в августе на заседании областного правительства говорил губернатор Роман Старовойт.
Проблема всероссийского масштаба
По заключению экспертов, дефицит водителей в отрасли общественного транспорта достиг в российских регионах 30 процентов. По этой причине простаивают автобусы, отменяются рейсы, профильным предприятиям не хватает кадров. Минпросвещения, Минтруд и Минтранс заявили о разработке до 1 февраля комплекса мер по целевому обучению водителей общественного транспорта и хотят упростить переподготовку для водителей-мигрантов.
Свои варианты решения проблемы предложил правительству и Народный фронт. Среди первоочередных мероприятий – бесплатное обучение водителей категории D в рамках федерального проекта «Содействие занятости», а также гранты некоммерческим организациям, проводящим обучение водителей данной категории.
Кроме того, ОНФ предлагает внести профессию «Водитель пассажирского транспорта» в перечень приоритетных для прохождения профессионального обучения или переобучения во всех регионах и ускорить разработку профессиональных стандартов «Водитель троллейбуса» и «Водитель автобуса».
В числе причин оттока кадров на рынке Народный фронт называет отсутствие подписанного отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2023-2025 годы, в то время как для электрического городского транспорта такое соглашение на 2023 год действует.
Как пояснил генеральный директор группы компаний ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, потребность в квалифицированных водителях особенно остро ощущается в тех регионах, где ведётся масштабное обновление транспортного парка.
– Пассажиры, в свою очередь, недовольны малым количеством транспорта на линиях и несоблюдением расписания, – говорит Когогин. – Проблема нехватки персонала требует оперативного решения, без решения кадровой проблемы невозможно дальнейшее развитие транспортной отрасли. Очень важно на государственном уровне принять решение о повышении престижа профессии водителя общественного транспорта, совместно с перевозчиками разработать и создать привлекательные условия для работников, принять меры по увеличению целевой подготовки водителей общественного транспорта.
Кстати, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в 2024 году в России будет реализована платформа мониторинга перевозок пассажиров. Кроме того, заработает цифровой профиль участника транспортно-логистической отрасли. Об этом вице-премьер заявил на форуме «Транспорт России», добавив, что реализованы предложения будут на платформе «Гостех».
Дальнобойщиков тоже не хватает
Кадровый голод – проблема не только общественного транспорта, в стране сложился острый дефицит водителей-дальнобойщиков. Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал заместитель гендиректора одной из транспортных компаний Вадим Филатов. По его оценке, российским транспортным компаниям не хватает около 60 тысяч водителей.
– После распада СССР сократилось количество автошкол, которые готовят водителей грузовых автомобилей, профессию исключили из системы среднего специального образования, снизился её престиж. Молодёжь всё реже садится за руль грузовика из-за условий труда: водитель проводит в рейсе большую часть месяца, вдали от семьи и близких, – объясняет Филатов.
По его словам, в отрасли наблюдается «катастрофическая нехватка» водителей грузовиков массой свыше 3,5 т (категория Е). По итогам опроса крупнейших компаний отрасли, за пять лет дефицит вырос с 15 до 21 процента.
Транспортные компании обратились к Правительству России с предложением увеличить количество автошкол ДОСААФ, готовящих дальнобойщиков, а также разрешить привлекать иностранных водителей и сокращать срок их профессиональной переподготовки, который сейчас занимает до года.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
– В ближайшей перспективе количество водителей может ещё больше снизиться, потому что уже не за горами беспилотный транспорт, – считает вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр. – Я говорю сейчас не о будущем, а о настоящем, сегодня мы видим беспилотные такси, работу с дальнобойной перевозкой, где полностью идёт освоение беспилотных режимов работы, сельскохозяйственная техника тоже становится беспилотной. Возможно, будут задействованы автобусы, и если в отрасли будет продолжаться спад, а он, скорее всего, будет по объективным причинам продолжаться, то беспилотное направление – это не далёкое будущее, а весьма близкое настоящее. Я могу предположить, что где-нибудь к 2033-2035 году как минимум 30 процентов транспорта станет беспилотным, в том числе и автобусы.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
– Ситуация с высокой потребностью в кадрах, в том числе в водителях, складывается по всей стране, даже в регионах с высокой безработицей, – говорит председатель областного комитета по труду и занятости населения Елена Кулагина. – Основная проблема здесь – дефицит кадров, который, в свою очередь, связан с демографической ямой 90-х. Поэтому людей, выходящих на пенсию, гораздо больше, чем трудоспособной молодёжи. Если говорить конкретно о Курской области, свою роль играет трудовая миграция – наш регион ближе к Москве, поэтому многие куряне уезжают туда в поисках лучшей доли и высокой зарплаты. Однако стоит отметить, что ситуация меняется: курские работодатели улучшают условия работы, в том числе повышая заработную плату, и молодёжь предпочитает оставаться на территории региона. Мы тоже занимаемся привлечением кадров из других регионов – например, подбор водителей для того же Волгабуса ведём буквально в ручном режиме. Но наша область приграничная, и это обстоятельство осложняет такую работу. А в целом на сегодня количество зарегистрированных безработных в регионе – меньше 2 тысяч человек, при этом количество вакансий в базе – порядка 12 тысяч.
Татьяна Ласточкина