Губернатор поручил в кратчайшие сроки стабилизировать цены на куриные яйца в Курской области
Рост цен на куриные яйца в регионах России достиг 28,6%, сообщил Росстат. В среднем по России цены на куриные яйца за последний месяц выросли на 15%, а в сравнении с декабрём прошлого года – на 36,5%.
В Курской области, по оценкам Курскстата, этот продукт всего за неделю – с 27 ноября по 4 декабря – подорожал на 5,6%. Если же сравнивать с ценами двухмесячной давности в регионе, то некоторые категории этого продукта подорожали чуть ли не в два раза. Сейчас стоимость десятка яиц в Курской области варьируется от 110 до 250 рублей, в зависимости от категории и магазина.
Такой рекордный рост цен заинтересовал Федеральную антимонопольную службу и прокуратуру. На заседании межведомственной экспертной группы с участием представителей Минпромторга России, Минсельхоза России, ФАС России, Российского птицеводческого союза и Ассоциации компаний розничной торговли генеральный прокурор России Игорь Краснов поручил проверить работу производителей и розничных продавцов куриных яиц.
Куряне обращались к губернатору во время прямой линии с пользователями соцсети «ВКонтакте». Роман Старовойт констатировал, что на итоговой цене сказался целый комплекс факторов, в том числе и последствия птичьего гриппа. Вместе с тем, напомнил он, Курская область продолжает оставаться в числе регионов с самой дешёвой продуктовой корзиной по стране.
К теме подорожания куриных яиц губернатор вернулся во время планёрки с подчинёнными в понедельник. Заместитель главы региона Сергей Стародубцев прокомментировал сложившуюся ситуацию и подчеркнул, что рост цен на этот продукт фиксируется не только в Курской области, но и в целом по всей стране.
– К сожалению, яйцо на сегодняшний день на территории Курской области не производится. Птицефабрики были закрыты 7–10 лет назад. На сегодняшний день яйцо завозное, – отметил он.
При этом в Минсельхозе России сейчас разрабатываются дополнительные меры поддержки для производителей куриного мяса и яиц.
– Подорожание вызвано сокращением количества фабрик и связано в том числе с логистикой. Подорожали ГСМ, упаковка, в которой пока ещё есть импортная составляющая, – констатировал заместитель губернатора.
Роман Старовойт рассказал, что некоторые федеральные сети приняли решение ограничить размер маржи, и попросил коллег детально разобраться в ситуации и обеспечить информирование. Губернатор также отметил, что меры по стабилизации ситуации с ценами на куриное яйцо нужно принимать незамедлительно.
– Учитывая предстоящие новогодние и рождественские праздники, этот продукт является обязательным, – напомнил он. – Как правило, он используется для приготовления многих блюд. Нужно сделать так, чтобы куряне могли приобрести этот продукт по оптимальной цене и в необходимом количестве.
Он добавил, что необходимо провести переговоры с производителями и поставщиками, чтобы обеспечить прямые поставки яиц в Курскую область.
Сергей Стародубцев напомнил, что опыт решения вопросов подорожания продуктов в «ручном режиме» уже имеется. Так, в ситуациях роста цен на хлеб и сахар, случавшихся в прошлые годы, региональные власти договаривались с торговыми сетями о минимальных наценках. Представить информацию о механизмах сдерживания цен губернатор поручил в течение трёх дней.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
– Проблема роста цен традиционно имеет место быть в условиях увеличения темпов инфляции в экономике, – говорит и.о. декана экономического факультета Курского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук Андрей Шевякин. – Рост цен на продукты питания несёт в себе не только экономическую, но и важную социальную составляющую, что особенно актуально в предновогоднее время, когда люди традиционно приобретают продукцию для новогодних праздников. В ситуации с ценами на куриное яйцо имеет место совокупность различных факторов, которые определяют сложившиеся тенденции. Это не только инфляционная составляющая, но и аспекты сезонных колебаний спроса и предложения на рынке, особенности сформировавшихся логистических схем. В сложившихся условиях действия правительства региона традиционно могут быть направлены на увеличение объёмов поставок данного продукта в регион, в том числе на основе прямых договорённостей с производителями, а также на минимизацию наценок со стороны торговых сетей.
Ирина ЛЕОНОВА