Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Мечты в «ЗД»

Газетный выпуск № 2024_021
23 февраля 2024 13:30 Культура

Как создавался новый спектаклю курского молодежного театра

«Если бы каждый мужчина и каждая женщина на Земле знали – без тени сомнения, – что им придётся столкнуться с последствиями своих жизней, тогда мир изменился бы в одночасье». Этими словами начинается спектакль «Куда приводят мечты», поставленный по роману Ричарда Мэтисона. Его премьера состоялась на сцене Молодёжного театра «3Д» Курского Дома знаний.

Спектакль затрагивает философские вопросы, обращаясь к теме жизни после смерти. Режиссёр Сергей Малихов говорит, что после премьерного спектакля одна из зрительниц поблагодарила его словами: «Мне стало легче!» Оказалось, девушка совсем недавно потеряла близкого человека. Сценарий спектакля создан в жанре, который можно назвать утешением. Его очень не хватает в мире, где сегодня столько потерь. О том, как создавался спектакль, нашему корреспонденту рассказал сам Сергей Малихов, поделились своими впечатлениями актёры, создатели костюмов и декораций.

Новую пьесу увидел во сне

Сергей Малихов не раз говорил: выбор новой пьесы для него всегда мучителен. Но в этот раз всё было иначе. Произведение, которое легло в основу спектакля, он увидел во сне.

– У одного из наших артистов полтора года назад умер брат, – рассказывает Малихов. – Мы все очень переживали утрату – это был наш общий друг. Последовало много бессонных ночей и кошмаров. Именно в этот период я увидел во сне, как наш театр переезжает. Ребята передают мне какие-то ящики, коробки. И в одной из них книга – «Куда приводят мечты». Я не знал, что такое произведение вообще существует, хотя фильм с этим названием видел ещё в студенческие годы. Тогда, 13 лет назад, он произвёл на меня сильное впечатление. У меня есть привычка записывать то, что вижу во сне. Для этого возле кровати всегда лежит блокнот. Вскоре я узнал, что сценарий фильма создан по роману. Значит, всё-таки книга существует! В магазине, куда я зашёл, она оказалась в единственном экземпляре. Я прочитал взахлёб и понял, что хочу поставить по ней спектакль. К тому времени наша предыдущая постановка «Адвокат дьявола» была уже расписана. По итогу, в этот день я рассказал ребятам о двух произведениях. Это был первый случай, когда обозначил труппе планы на два года. Я всю жизнь мечтал, чтобы у меня была такая история, и она случилась. В остальных случаях это всегда мучительные поиски. Сейчас я озвучил ребятам уже следующий спектакль. И это вновь были колоссальные мучения.

Исполнители главных ролей считают работу в спектакле «Куда приводят мечты» одной из самых трудных в своих актёрских карьерах. Сложным было всё – сюжет, пластика, чувства и эмоции, которые предстояло передать зрителям. В начале пьесы главный герой погибает в автокатастрофе. Это становится началом удивительных событий. Жизнь продолжается в другом измерении. Герою предстоят не только долгожданные встречи, но и трудный выбор.

В процессе работы над постановкой выяснилось, что много лет назад одна из актрис «3Д» пережила клиническую смерть. Она рассказала о том, как это было. Некоторые моменты совпадали с теми, что описал в своей книге Ричард Мэтисон. Но и этого постановщику оказалось недостаточно. Погружаясь в материал, Сергей Малихов смотрел документальные фильмы о том, что испытывали другие люди, пережившие подобное, читал духовную литературу.

– Я верю в Бога, в мыслях обращаюсь к нему, когда мне плохо, – признаётся он. – Благодарю, когда мне хорошо. Но при этом мой мозг говорит: «Но нет же его, Серёж! Ты произошёл от обезьяны. Смирись!» У главного героя книги есть такая фраза: «Я очень хочу верить, что там что-то есть». Этим спектаклем я, как и он, хотел убедить себя в этом же. Жанр спектакля – утешение. Это определение предложила наша актриса Вероника Левкова. Утешение – произведение, которое призвано унять тревогу. Мне бы хотелось, чтобы, посмотрев этот спектакль, человек, потерявший близкого, получил надежду и утешение. Конечно, убедить скептика нельзя, но можно хотя бы подтолкнуть к мысли о том, что всё не так однозначно. Мне показалось, что главное – разрушить стереотип, что рай – это облачко, где ты сидишь и ничего не делаешь. А ещё – у каждого из нас свой личный ад. Для меня, наверное, это жизнь без репетиций, без театра. Я хотел сказать, что всё гораздо сложнее, интереснее и справедливее.

Как всегда, режиссер внес в изначальный текст серьёзные изменения.  В книге супруга главного героя после смерти мужа покончила с собой. Эта линия осталась, но с корректировкой.

— Мне показалось это неправдоподобным – женщина, у которой  четверо детей, внуки, не видит смысла в своей жизни, — говорит Малихов. — Когда умер папа, мне было четыре года.  Мама осталась одна с тремя детьми. Когда, уже взрослый,  я спросил, как она смогла пережить эту утрату, она ответила: «Так у меня же были вы!» В нашем спектакле у Энни и Криса нет детей. Малышам не суждено было увидеть свет — они погибли в первый же день жизни. Встретит ли их Крис после смерти? Об этом зрители узнают, посмотрев  спектакль. Скажу только, что мне хотелось показать, что у нерожденного ребенка есть душа.

Понять героев

Артур Акопов, один из исполнителей главной роли, -– материалист. Но актер должен верить в обстоятельства, которые предлагаются сюжетом.

— В начале постановки был скепсис, — говорит Артем. – Думал:  смогу ли я донести зрителю тот материал, за который мы взялись. Как показать, что человек находится в раю, в аду? Как поверить в то, что он умер и его душа перенеслась?  Было сложно.  А ведь это ключевые моменты, которые должны быть на высоком градусе.  Тем не менее, мой герой Крис мне близок, как творческий, немного рассеянный человек, как мечтатель. В этом мы похожи!

Согласен с ним и второй исполнитель главной роли – Игорь Кулька.

— Трудно научиться передавать отношение героя к этим событиям, — считает он. —  Чтобы понять эту роль, требуется много времени.

Одна из исполнительниц  роли Энн — жены главного героя — Александра Семенюк признается, что на данный момент это её самая сложная актерская работа.

—  Энн переживает трагедию,  которую, к счастью, я не пережила. Как показать состояние абсолютно опустошенного человека?  Я начала смотреть фильмы, где я могла увидеть что-то похожее в работе других актеров. Чтобы понять свою героиню, читала новости, интервью.

По сюжету Энн покончила с собой, бросившись  с крыши многоэтажного дома. Сложный спецэффект  удалось создать при помощи света.

— Я живу на седьмом этаже. Доходило до того, что я выходила на балкон, смотрела вниз. Надо было представить, что я собираюсь прыгнуть. Какое у меня будет лицо? Это все необходимо было понять.

Роль Мэри – нерожденной дочери главных героев —  исполняет актриса Карина Сороколетова, помощник главного режиссера. Крис встречает ее в раю.

— Я постаралась создать образ, подобный Энн, — говорит Карина. – Ведь Мэри ее дочь. Она такая же озорная, веселая, какой была ее мама до того, как произошла трагедия. И внешне она  «похожа» на маму.

Только «любовь»!  

Спектакль «Куда приводят мечты» стал самым массовым в истории театра – в нем занято 33 артиста.   Обычно премьеры «3Д» проходят в марте. В этом году зрители увидели новый спектакль уже в конце февраля. Премьере предшествовало около 100 «прогонов». То есть – больших предпремьерных показов. Учитывая, что в спектакле три состава, каждый «прогон» состоялся по 33 раза. Таков фирменный почерк режиссера. Связано это, прежде всего, с музыкальным оформлением. Не все знают, что работают артисты под один длинный музыкальный трек

— Все наши спектакли – одна музыкальная дорожка, — поясняет Сергей Малихов. —  Во всех театрах есть один человек, который сидит «на музыке», включает ее каждый раз после определенной реплики актера. У нас такого нет. Звукорежиссер включает ее один раз, и дальше идет спектакль.  Если в какой-то момент артист не выйдет, будет заминка, все полетит вверх тормашками.

Действие происходит в Америке 1970-х годы. Воссоздать атмосферу помогла именно музыка.

Меня очень вдохновили песни Элвиса Пресли, — говорит режиссер. — Я открыл для себя этого музыканта, при подготовке смотрел документальные фильмы,  рыдал, когда  в финале, за несколько месяцев до  смерти Элвис  исполняет композицию «Моя любовь». Боже! Как он ее проживает! В  этом спектакле я впервые предложил Игорю Кульке,  — он не только актер, но и наш постоянный композитор, — внедрить чужую музыку.  «Моя любовь» в обработке Игоря Кульки  стала основной музыкальной темой  спектакля.  И, конечно, это отсыл к замечательному  фильму «Приведение». Который, кстати, поднимает схожую тему. И  я его очень люблю.

Смерть и рок-ролл

В спектакле сложные костюмы. Важная роль отводится сцене  выпускного вечера, где Крис признается Энн в любви.  Одноклассники танцуют рок-к ролл. Для сцены было необходимо 70 разных костюмов, , соответствующих времени, обстоятельствам и месту действия.

— Образ каждого героя  массовой сцены мы подбирали индивидуально, — рассказывает помощник режиссера Карина Сороколетова. —  Приходилось совершать постоянные набеги в магазины «секонд хенд». Мы ждали каждый новый завоз и отправлялись «на охоту». 50 процентов отобранных образов были «забракованы», мы икали вновь и вновь.  Решили, что костюмы, в которых мы видим героев в раю, должны немного скрывать их пол.  Если присмотреться, в основу легла пляжная одежда – туники, широкие штаны. Мы их декорировали, дорабатывали.  Получались костюмы рая.  Долго думали, создавая декорации и костюмы ада.  Наша актриса Катя Емельянова нашла  фотографии из  японского балета. Мы заимствовали идею и дополнили своими находками.   Ад — люди в облегающих  бежевых костюмах.  Наш главный художник по костюмам Анна Басова предложила сделать принт в виде «трупных пятен». В течение трех-четырех недель приходилось красить костюмы вручную. Это огромная работа Екатерины Агарковой и Анны Басовой. Потом  — долго просушивать,  каждую складочку, каждый штрих прогладит утюгом без пара. Первая партия костюмов ада была полностью забракована –  недосушенные костюмы получились не малинового  цвета.

Образ бушующих волн в стране вечного лета,  воплощающего мечту главного  героя, помог  создать голубого шифона.  В сценах ада артистам приходится работать в масках. Еще интересный момент: герои общаются мыслями. Для  этого м пришлось работать под запись, которую они озвучивали сами. На сцене же герои говорят, не открывая рта.

— Опыт такой работу уже есть, — говорит Карина Сороколетова. – В нашем спектакле по роману Рэя Бредбери применялась такая же технология. Это довольно сложно.  Эмоции должны быть точно переданы  в соответствии с записью.

Онлайн-продажи: видимо, пора 

Сегодня в репертуаре театра «3Д»  десять спектаклей.  В год здесь только одна премьера, которую поклонники всегда ждут с нетерпением. «Хроническое» отсутствие билетов уже давно никого не смущает. С прошлого года изменился порядок их продажи. Анонс о продаже объявляется загодя, а билеты на ближайшие два месяца раскупаются за один  день. В январе впервые поклонники таланта Сергея Малихова заняли очередь с вечера.

— В 19.00 пришла одна зрительница. В 22.00, когда  мы выходили с репетиции из МЕБИКа, там было уже около 40 человек.  Люди стояли всю ночь. Наверное, это были самые доброжелательные зрители.  Признаюсь, мы думали, что утром нас будут осыпать нас упреками.   Но  услышали: «Ребята, спасибо! У нас такие впечатления! Мы все перезнакомились.  У меня были противоречивые эмоции. «Здорово, какой успех!» и «Так быть не должно!» Первый шаг, который мы сделали – создали сайт.  У нас никакого опыта по онлайн-продажам. Я очень боюсь, что  когда мы анонсируем онлайн-продажу…  В последний раз днем в очереди стояли  уже 600 человек. Если нашлись 600 человек, которые не поленились приехать, то сколько захочет нажать кнопку? И когда это произойдет одновременно, я боюсь, на середине продажи что-то вылетит, потеряется.  Специалисты говорят: «При таких обстоятельствах мы не даем стопроцентной гарантии, что все так будет, как задумано».  У других театров  есть сайты. Но там сейчас нет такого спроса.  Поэтому мы думаем, что делать. Но скорее всего, отважимся на онлайн-продажи.  Мне, конечно, спокойнее, чтобы человек пришел, забрал билеты и все. Потому что вся эта электронка, какие-то возвраты — все это для меня очень сложная история. А если отмена спектакля? Но, все же, видимо пора…

Елена ГАМОВА
Фото Якова ПОСПЕХОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также