Пока Виталий Тараньжин сражается на передовой, вся его семья помогает военным в тылу
Виталий Тараньжин – коренной курянин. Здесь он родился, рос, учился в школе. Сейчас служит в зоне СВО в штурмовом отряде. И пока сам он находится на передовой, семья бойца в тылу сотрудничает с волонтёрскими движениями и помогает российским военным. Наш корреспондент встретился в Виталием и его родственниками, когда боец приехал в отпуск.
Принято. Готов!
В командировку в зону боевых действий семья проводила своего главу в январе. С этого времени четырёхлетняя дочка Виталия постоянно отправляет ему рисунки из дома, на которых изображены все Тараньжины: мама Настя, папа Виталик, дедушки, бабушки и сама Полинка.
Решение отправиться на передовую было абсолютно осознанным. Виталий – профессиональный военный, старший лейтенант запаса. В 2012 году после прохождения срочной службы остался в армии по контракту. Несколько лет назад ушёл в запас, вернулся к гражданской жизни. Женился, работал, воспитывал дочь. В декабре прошлого года ему позвонил бывший сослуживец: «Надо поработать для Родины». Через минуту Виталий коротко ответил: «Принято. Готов. Когда?». «За ленточку» он уехал на своей машине – здесь лишним транспорт никогда не бывает.
– Наш отряд молодой, все мы добровольцы, – рассказывает мужчина. – Ребята собрались со всей России. Большинство с боевым опытом. Многие – кадровые офицеры.
Виталий – единственный сын у родителей. С детства помогал папе, в честь которого его и назвали. Отец Виталий Борисович – автомеханик и всю жизнь посвятил этой профессии.
– Я хотел уйти в зону боевых действий вместе с сыном, – говорит Тараньжин-старший. – Но оказалось, не подхожу по возрасту. Хотя считаю, что мог бы оказать помощь в ремонте техники. У молодых мастеров мало опыта. Но что делать? Теперь помогаю здесь как могу.
Отец бойца на своей машине возит «за ленточку» гуманитарные грузы. Жена Анастасия помогает организации «Тепло маминых рук» – женщины плетут маскировочные сети, шьют костюмы для снайперов, плащ-палатки, делают особые тёплые одеяла, одежду: освоили изготовление удобных толстовок.
Анастасия говорит, что умела неплохо шить и раньше, но сейчас при постоянной работе все навыки, необходимые для производства, довела до автоматизма. Большая часть волонтёров – старшее поколение. Своим примером они вдохновляют и поддерживают жён военных, который работают бок о бок с ними. Конечно, женщины очень скучают, постоянно тревожатся о своих любимых.
– У меня папа – военнослужащий, – объясняет молодая женщина. – Это помогло мне правильно принять выбор мужа. Я не стараюсь на него повлиять, могу лишь поддерживать. Конечно, очень переживаю. Всё моё детство прошло в военных городках, помню, как мама с тревогой ждала папу из опасных командировок: он служил и в горячих точках.
– Конечно, волнуюсь за зятя, каждый день все мысли о нём, – говорит папа Анастасии, подполковник в отставке. – С нетерпением жду, когда дочь получит весточку, – иногда ей удаётся связаться с Виталием. Настя, конечно, многого не понимает из того, что я слышу в «отчётах», которые зять передаёт нам, родным. Я рад, что дочь так поддерживает мужа, что Виталик не остался в стороне, когда товарищам потребовалась его помощь. А мы должны делать всё, чтобы он там ощущал, что мы с ним, мы за него горой. Без поддержки семьи бойцу нельзя, – знаю, как никто другой.
Больше всех тревожится за бойца мама.
– Я, как и все матери на свете, хотела бы, чтобы сын был дома, чтобы никогда не было войн, – говорит Людмила Ивановна? – Но так не бывает. Потому я не стала препятствовать, я уважаю решение своего сына. Сегодня я готова отдать всё, чтобы там, «за лентой» у сына и его боевых товарищей было всё необходимое, чтобы сражаться. Горжусь, что воспитала защитника. Где бы он ни был, мысленно я всегда с ним. Надеюсь, он это чувствует и ему это помогает.
Аппаратура для «птичников»
В отпуске Виталий и сам помогает волонтёрам – он отвозил «гуманитарку» в один из госпиталей Донбасса. А из дома в своё подразделение боец тоже вернётся с гуманитарной помощью. Бойцам всегда нужны бутилированная вода, толстовки и многое другое. Загружали машину все вместе – семья, друзья, соседи. Отряду помогают волонтёры.
– Особенно много для нас делает «Полк Марго», «Тепло Маминых рук», «Reborn Technologies Курск», «За Родину! Люди России», – рассказывает Виталий. – Волонтёры передают воду, продукты, обувь, одежду. Сейчас очень нужны квадрокоптеры: у нас работают операторы БПЛА. На фронтовом языке их специальность называется «птичник».
Ведут волонтёрскую работу и предприятия – недавно один из магазинов, который постоянно оказывает помощь отряду, передал большой комплект всего необходимого для нужд медиков.
– С боеприпасами проблем нет, – боевые комплекты выдает Министерство обороны, – продолжает наш собеседник. – Но есть необходимость в электронике. Очень тяжело достать дальнобойные камеры, которые помогли бы вести круглосуточное наблюдение и всегда видеть позиции противника. Очень нужны генераторы, – ведь чаще всего электричества в поле нет, необходимо и всё, что идёт для их обслуживания.
Но самое сложное в боевых условиях – это передвижение.
– Во время перехода на 5-10 километров к земле тянет каждый грамм, – объясняет Виталий. – Тогда и решаешь, что лучше взять, – лишний магазин с патронами или полторашку воды. В межсезонье земля мягкая. Это спасает – осколков меньше. Одна из особенностей этих боевых действий – стрелкового боя сейчас почти нет: только во время штурма. А в полях применяется артиллерия, кассеты, дроны. В первую очередь на подвозах страдает техника: её «караулят» беспилотники. Раньше противник пользовался зажигательными боеприпасами, а сейчас стали кидать фугасы.
Нужны люди и дрова колоть!
– Пока штурмовики находятся на линии боевого соприкосновения на боевом задании, часть отряда остаётся в пункте временной дислокации. Каждый день организован очень чётко, большую часть времени занимают тренировки, – рассказывает военный. – Конечно, всё непросто. Бывает, что человеку не удаётся перебороть свой страх. У нас добровольческий отряд. Бывает, что через неделю после того, как пришёл в отряд, боец видит: он не сможет воевать. Надо это понять сразу, ещё до первого обстрела, и принять правильное решение. Лучше уйти, чем сломаться в трудной ситуации и подвести отряд, погубив себя и других. Такой человек большую пользу может принести в тылу. И здесь можно приближать победу.
Добровольцев в зоне СВО всегда много. А после трагедии в «Крокус Сити Холле» стало ещё больше, рассказывает Виталий.
– С «гражданки» приходят совершенно разные люди. И все они здесь очень нужны. И компьютерщики, и связисты, и те, кто умеет работать с радио. Нужны те, кто может колоть дрова, водители, ремонтники, сварщики, – объясняет он. – У нас сварщик ушёл в отпуск, и мы никем не могли его заменить. Варить металл, как он, не умеет никто, а сварочных работ у нас очень много. Поток добровольцев постоянно идёт. В среднем это мужчины от 30 до 50 лет. Требование – до 55, но после 50 уже не всегда пропускают. Нужны ремонтники-специалисты, хорошие профессионалы-водители. В ведь в 20 лет хорошим профессионалом водитель быть не может. Так что без «стариков» не обойтись. Конечно, если здоровье позволяет. Некоторые мои друзья с «гражданки» тоже хотели бы пойти добровольцами. Но, правда, у многих из них довольно наивный взгляд на военную жизнь. Например, кто-то хотел бы пойти в подразделение, которое он выбрал сам. Так в военном деле не бывает. Как говорится, служить надо там, куда Родина пошлёт.
СПРАВКА «КП»
Подать заявку для поступления на военную службу по контракту можно: лично, почтовым отправлением, по телефону пункта отбора или военного комиссариата; в личном кабинете гражданина на сайте Минобороны России службапоконтракту.рф и на портале «Госуслуги».
Информацию о службе по контракту можно получить:
– в военном комиссариате Железнодорожного округа города Курска: улица 2-я Рабочая, 20. Телефон 26-03-50;
– в военном комиссариате Центрального и Сеймского округов города Курска: улица Димитрова, 31. Телефоны: 70-27-02, 70-12-25;
– в пункте отбора на военную службу по контракту: улица Союзная, 35. Телефон 34-09-46.
Елена ГАМОВА
Фото из личного архива героя публикации