/*?>
Эта булгаковская фраза с учётом роста телефонного мошенничества становится все более актуальной
Одна из очередных уловок телефонных злоумышленников – предложение о «перерасчёте» пенсии.
Последние представляются специалистами Социального фонда и сообщают, что обнаружен неучтённый стаж или ошибка при назначении выплат – под этим предлогом они получают доступ к личному кабинету на Госуслугах (через СМС-код, который сообщает потенциальная жертва) и персональным данным. По этой причине СФР даже выпустил очередное напоминание, что сотрудники фонда не ходят по домам и уж тем более не вымогают по телефону пароли и ПИН-коды.
Аферисты добрались даже до школьников, сдающих ЕГЭ или ОГЭ, – после экзаменов они писали им в мессенджерах, что являются наблюдателями экзаменационной комиссии, и сообщали, что камеры зафиксировали списывание во время тестирования. После чего требовали оплатить штраф и присылали ссылку, которая ведёт на фишинговую страницу. Разумеется, при вводе на ней банковских данных злоумышленники получали возможность списать с карт все деньги.
Правда в этой ситуации лишь то, что за нарушение правил сдачи госэкзаменов действительно грозит штраф – от 3000 до 5000 рублей. Но только в том случае, если этот факт зафиксировала экзаменационная комиссия, составила протокол и передала дело в суд. Так что штраф может быть назначен только по решению суда, но никак не по телефонному звонку.
По оценкам экспертов, есть пять основных признаков того, что в отношении вас совершается финансовое мошенничество.
На вас выходят сами
Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился – сотрудником банка, полиции и т.п., – проявите бдительность. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.
С вами говорят о деньгах
Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести деньги на «безопасный счёт», спасти попавшего в беду родственника или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения.
Вас просят сообщить данные
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли, а сотрудник полиции не будет заставлять вас оформить аккаунт на Госуслугах.
Вас выводят из равновесия
Мошенники стремятся вызвать сильные эмоции – напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы человек от растерянности и волнения выполнил любое указание и выдал любую информацию, лишь бы спасти деньги.
На вас давят
Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.
Есть простые советы, которые помогут подстраховаться в подобных случаях.
Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются финансов. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике. Но самое лучшее – не отвечайте на звонки с незнакомых номеров!
Татьяна ЛАСТОЧКИНА