/*?>
Курский художник Дмитрий Солодов рассказывает об искусстве дружеского шаржа
Дмитрий Солодов – счастливый человек. Он из тех, у кого любимое дело и профессия совпадают. «Им не приходится работать ни одного дня», – говорят о таких людях в шутку. Впрочем, в этой шутке почти всё – правда. Выпускник худграфа КГУ, он занимается живописью и рисует шаржи. Причём рисует постоянно – везде, где приходится бывать. За одно мероприятие художник создаёт порядка тридцати работ.
Шарж – не карикатура!
Прототипы обычно принимают работы Солодова доброжелательно. Обижаются изредка. Чаще – дамы. Такое случается, когда изображаешь не в то время и не тех людей, признаёт художник. Но, как правило, подавляющее большинство людей шаржи на себя воспринимают адекватно, понимая, что это не парадный портрет в интерьере.
Увлечение этим жанром началось ещё в университетские годы, когда студенты художественно-графического факультета изучали разные направления портрета, в том числе и шарж. Дмитрий стал делать шаржи на однокурсников и просто случайных людей.
Бывало, увидев в автобусе заинтересовавшее его лицо, художник тут же, незаметно для окружающих, начинал рисовать наброски. Что уж говорить о знакомых! Многих из них Солодов запечатлел в своих работах. Например, друга-рыбака он изобразил на рыбалке мечтающим о русалке.
Иногда остроумному художнику «мстили» его герои, изображая шутливые портреты на него самого. Причём среди них и те, кто не владеет ни карандашом, ни красками. Дмитрий относится к любым творческим экспериментам доброжелательно, но всегда добавляет: «Если это в пределах разумного».
– Шарж не должен подчёркивать какие-то недостатки – это не карикатура, которая является более саркастическим жанром, – уверен мастер. – Характерные черты я усиливаю, не обостряя до карикатурности. Любое мероприятие, как правило, заканчивается карикатурой на меня. Когда люди, не державшие никогда прежде в руке карандаш, начинают что-то делать, так это здорово, что появляется желание что-то изобразить, главное, чтобы это не доходило до абсурда, а то ведь всегда можно сказать: «Я художник, я так вижу».
Дмитрий утверждает, что ему всё равно, изображать известных или неизвестных людей. Среди сотен созданных им работ есть, например, бизнесмены, деятели культуры. Главное, считает художник, увидеть в человеке индивидуальность. На вопрос, почему из всех видов портрета он выбрал именно шарж, отвечает: «Потому что я лентяй. Шарж – это быстро, ёмко и прямо сейчас. Портрет же – это не один час работы, несколько приёмов».
Отбор характерного
– Считаю, тот юмор, который сегодня навязывают СМИ – это пошлый юмор. Чем больше он унижает, тем считается смешнее, и когда кому-то плохо, остальные начинают смеяться, – говорит Дмитрий. – Помните фильм «Человек с бульвара Капуцинов»? Там один персонаж нёс искусство в массы, а второй поощрял потребление. Но никогда нельзя забывать общечеловеческий алгоритм «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Дружеский шарж должен не огорчать, а нести радость. Например, у человека заячья губа, он из-за этого с детства страдает. Как я могу усугубить его переживания?!
Шарж рассказывает о более характерных особенностях, чем внешние приметы человека. Однако и здесь есть свои нюансы. Например, если человек просит не подчёркивать крупный нос или второй подбородок, делать этого, конечно, не стоит, поясняет художник. Если сделать женщине реснички подлиннее, поменьше морщинок, сходства от этого не убавится. Есть такое понятие, как отбор характерного. Но, например, какие-то морщины, делающие лицо характерным, нужно обязательно оставить. У весёлого человека они залягут в уголках глаз, у сурового, уверенного в себе – на лбу.
– Некоторых людей изображать сложно, – признаёт Дмитрий. – Преподаватели живописи объясняют такое явление просто: «Не рисуется – значит, не умеешь». Но я замечал – карандаш не идёт, когда в человеке есть какая-то неискренность. Людей без второго дна рисовать легко. Со вторым дном тяжелее, и именно они чаще обижаются, если художник их увидел не так, как они видят сами себя. В таком случае остаётся отталкиваться от какой-нибудь характерной черты внешности, не пытаясь заглянуть глубже.
Для того чтобы сделать это, говорит художник, нужно чуть отстраниться. Отстранение от шаблонов, навязанных правил помогает увидеть суть. Отдельная история – дети. У них нет налёта жизненного опыта. Однако бывает и такое, что маленький натурщик, увидев портрет, надувает губы: «Я не такой». Здесь многое зависит от воспитания.
Вообще симпатии ценителей искусства – это по большей части вопрос вкусовых предпочтений. Из десятка художников каждый выберет того, который ближе ему по его внутреннему состоянию, отражает его внутренний мир, так натура и художник интуитивно находят друг друга.
В конце разговора мы попросили художника сделать шарж на главного редактора «КП» Сергея Афанасьева. Результат – на странице. Кто-то из его знакомых говорил Сергею Владимировичу, что в жизни он не такой. Но самому главреду шарж понравился.
Вероника ТУТЕНКО,
Фото из архива героя