/*?>
Психолог рассказывает, как пережить стресс людям, выброшенным из привычной жизни
После вторжения ВСУ на территорию Курской области тысячи жителей приграничья были вынуждены покинуть свои дома и направиться в пункты временного размещения. Тяжёлое испытание, выпавшее на долю курян, каждый проживает по-разному. Но каждому сейчас нужна поддержка опытного специалиста.
Иногда достаточно простого разговора с педагогом-психологом, но бывают и более сложные ситуации. Кто-то потерял из виду близкого человека, питомца, у кого-то остался дома скот… Психологическое состояние людей напряжённое, и в таких случаях на помощь приходят клинические психологи с опытом работы в данном направлении. Пострадавшим помогают пять специалистов центра социальной помощи «Возрождение».
Найти опору в настоящем
Специалист оценивает психосоматические проявления и психологическое состояние человека на данный момент. Клинический психолог Александра Гатилова с 15-летним опытом экстренной психологической помощи отмечает, что сегодня работы больше и она сложнее.
– Шестого августа на выезде познакомилась с первыми переселенцами, они были очень тревожны, – отмечает Александра. – Рассказывали, что сутками находились в подвале, даже без воды, не говоря уже о том, чтобы посидеть и полежать. Прежде всего, человека в этой ситуации нужно выслушать. Эмоционально люди очень расторможены, одновременно радуются тому, что оказались в безопасном месте, и плачут о том, что потеряли всё, если разбомбили дом, или волнуются об оставленном хозяйстве.
Один из мужчин переживал об оставленной технике и несмотря на доводы сотрудников центра всё же предпринял рискованный шаг вернуться за ней в обстреливаемый район. Когда родственники не смогли с ним связаться, поддерживать близких и убеждать, что это не повод терять надежду, пришлось психологам. Когда же мужчина вновь воссоединился с близкими, на глазах у тех уже были слёзы радости.
Александра говорит, что сейчас она, прежде всего человек, который хочет помочь ближним в тяжёлой жизненной ситуации, а уже потом психолог. Методы популярной психологии, которые в последние годы пропагандировали позитивное мышление и возводили в культ умение отстраняться от негатива и делать всё, прежде всего, для собственного счастья, сейчас потеряли свою актуальность.
– Концентрация на себе сейчас не уместна, – замечает по этому поводу Александра.
Говорит, что лично для себя в последнее время пересмотрела многие из подобных растиражированных тенденций и выбрала, может быть не самый простой, но действенный путь искреннего участия, что на профессиональном языке называется эмпатическим слушанием – когда человеку нужно дать возможность выговориться в трудной ситуации, не оставаясь безучастным.
– Сейчас на первом месте гуманность. Для меня важнее не то, что я психолог и это моя работа, за которую мне платят, а то, что я – человек и по-человечески должна помочь. Я подключаю все свои ресурсы, иногда это помощь вещами, помощь в каких-то бытовых моментах – в общем то, что человеку нужно в первую очередь. Порой нужно просто подержать человека за руку, или, поскольку не каждый позволит сделать это в критической ситуации, просто постоять рядом, – говорит Александра. А к эмоциональному контакту располагает искренняя улыбка.
Когда началась эвакуация с приграничных территорий и все ПВРы были уже заняты, ночью в центр привезли 18 человек, которым не хватило места – четверо взрослых и 14 детей.
– Мы все созвонились, открыли кладовую, приготовили ужин, – приводит пример неравнодушия руководитель центра Ирина Нарыкова. – Позже они рассказывали, что думали: «Нам бы только где-то переночевать». Увидев накрытые столы в столовой, поняли, что оказались в надёжном месте и немного успокоились. Через неделю эту группу вывезли в ПВР, где для них подготовили места. Очень важно расположить человека в первое время, потом люди открываются и рассказывают порой то, что, наверное, не рассказали бы и близким родственникам.
По словам директора, задача специалистов – мобилизовать внутренний потенциал человека. Это помогает и в работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию или социально-опасное положение.
– Например, понимая, что может лишиться родительских прав, человек заставляет себя проявить готовность принять помощь наших специалистов и, обретая мотивацию двигаться вперёд, менять свою жизнь к лучшему, – отмечает Ирина Нарыкова. – А наши сотрудники выступают посредниками в решении проблем.
Такой подход, который выбрали для себя и другие сотрудники центра, позволяет остановить панику, которую сегодня всячески пытаются посеять недоброжелатели в приграничье.
– Люди, взаимодействующие с нашими специалистами в ПВРах, понимают, что они не брошены, поэтому как таковой паники, которая пошла бы по цепочке, нет, – говорит руководитель центра.
Антидотом против сомнительных информационных вбросов, призванных психологически дестабилизировать курян, специалисты центра считают факты из надёжных проверенных источников. В сложной ситуации особенно важно «вывести человека на ресурс».
Кто-то, стараясь помочь не только себе, но и всем окружающим, своей семье, устраивается на работу в ПВРы. Людей стимуируют разные сферы жизни, будь семья, работа, самопознание и получение знаний, достижение целей. Внутренний ресурс, говорят специалисты центра, это и позитивный взгляд в будущее, и ощущение себя здесь и сейчас, и опора на смыслы и моральные ценности.
Александра советует обратиться к своей внутренней силе, вспомнить ситуации, когда она была наиболее ярко проявлена, это поможет найти опору и в настоящем.
Норма у каждого своя
На вопрос, нормален ли такой быстрый переход от бурных реакций к умиротворенному состоянию и нет ли опасности отложенного стресса, Александра Гатилова отвечает, что всё индивидуально. Каждый реагирует на стресс по своему, и такая реакция тоже вполне естественна. Она говорит о том, что человек уже принял ситуацию.
– Возможно, с ним уже поработали наши специалисты, – добавляет Ирина Нарыкова. – Когда на следующий день приезжаю к одним и тем людям, они говорят: «Знаете, мне стало намного легче после вчерашнего разговора с вами. В этом состоянии люди не должны быть одни». Важно, чтобы человеку было, к кому обратиться.
И сотрудники центра обеспечивают людям эту поддержку. Эмоциональный фон у всех разный. Иногда люди могут начать разговор о документах и резко закончить воспоминаниями о радостных событиях, что, говорит психолог, хорошо. Таким образом, человек сам себя мобилизует, выводит на ресурс.
Дети часто сами идут на контакт с психологами, могут, например, протянуть игрушку. Некоторые же, наоборот замкнуты. В этом случае, рекомендует Александра, не стоит лезть в душу, а нужно дать ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и окружению. Иногда это лучший подход и в отношении травмированных.
– Конечно, это время мы наблюдаем за человеком, отслеживаем его эмоциональные реакции. Кто-то сразу идёт на контакт, открывается нашему специалисту, это помогает убрать негатив изнутри. Но всё индивидуально, – говорит психолог.
Неиссякаемый ресурс
В кабинете руководителя центра много икон. Говорит, что сложные времена легче пережить верующему человеку. И ей самой даёт силы работать, не считаясь с личным временем, неиссякаемый источник веры.
В центре есть молельная комната, с семьями проводит встречи матушка Юлия Ивановна Моносилова, продолжая дело покойного супруга отца Владимира. Большую помощь – от работы с волонтёрами до крещения детей – центру оказывает отец Илья.
– Наше учреждение работает 30 лет, и основной костяк сформировался с первых дней, – говорит директор. – Естественно, люди выгорают. Бывают сложные дети, сложные родители, а наша задача не только помочь здесь и сейчас, но и мобилизовать внутренние силы людей для продолжения нормальной жизни в семье. Наш частый гость – владыка Герман. Его благословение, напутствие даёт нам тот неиссякаемый ресурс, которого хватает на долгое время. Этот внутренний ресурс – любовь, которая позволяет справляться и с самыми сложными ситуациями, с самыми сложными детьми, которые впоследствии благополучно уходят под опеку.
Специалисты отмечают, что не стоит недооценивать в трудных ситуациях арт-терапию. Гармонизировать мир внутри, а значит и снаружи, помогают самые разные техники – создание коллажей гуашью (при этом совершенно не важно, как хорошо умеет человек рисовать), лепка, антистресс-раскраски, прозрачный мольберт, эбру и другие методики. Кардинально быстро стабилизировать психологическое состояние арт-терапия не поможет, но, используя эти методы, специалисты отмечают впоследствии положительную динамику.
Если нужно быстро переключить ребёнка на психофизиологическом уровне, специалисты просят набрать его в рот воды и проглотить её на счёт 15. Хорошо помогают детям и взрослым дыхательные техники.
– Вообще рекомендую больше находиться у воды, на природе, конечно в отсутствие сирен, – говорит Александра.
На вопрос, есть ли универсальное средство скорой психологической помощи в экстренной ситуации, Ирина Николаевна, не задумываясь, отвечает: «Да просто по-русски обнять, сказать человеку, что он не один». Это и есть русская душа».
СПРАВКА «КП»
Министерство образования и науки Курской области организовало психологическую помощь семьям, прибывшим из приграничных районов. Сейчас в ПВР работают 52 специалиста системы образования.
Переселенцы могут обратиться на горячую линию Министерства образования и науки Курской области по телефону 8-951-336-14-75, где им ответят квалифицированные педагоги-психологи.
Также граждане могут обратиться лично в Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения по адресу улица Кирова, 7, кабинет 201.
Вероника ТУТЕНКО,
Фото: МЧС России