Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Спасти себя и товарища

Газетный выпуск № 2024_152
19 декабря 2024 14:50 Волонтёрство

Врач из столичной больницы имени Пирогова учит курских бойцов тактической медицине

«Красавчик» (крайний справа) и его команда медиков

Медицинский отряд на базе волонтёрского движения «Вторая жиZнь» появился в Курчатовском районе осенью. Его создал врач-реаниматолог городской клинической больницы №1 имени Н.И. Пирогова города Москвы. В августе медик с позывным «Красавчик», взяв в Москве отпуск без содержания, приехал в Курск и начал работать полевым медиком. Помогал эвакуировать тяжёлых раненых. Это его четвёртый боевой выход – после работы под Луганском и на запорожском направлении.

Ампутации можно избежать

Когда в курском приграничье случилась беда, столичные медики собрали для курян груз гуманитарной помощи. А сам «Красавчик» создал специальный медицинский отряд. В отряде — волонтеры, жители Курчатовского района. Врачи учат военных и гражданских азам тактической медицины.

– Не всегда есть возможность вывезти бойцов в первые часы после ранений, – рассказывает врач. – На боевых выходах часто приходилось видеть: бойцы, солдаты не умеют оказать помощь себе и своим товарищам. Результат – смерть, тяжёлые последствия ранения, ампутации, которых можно было бы избежать.

Ярослав и Красавчик

С августа и до середины ноября «Красавчик» и волонтёры медотряда регулярно выезжали в приграничье, в медпункты и госпитали для эвакуации раненых, помогали в приёмном отделении, куда доставляли бойцов. Врач и его коллеги эвакуировали, сопровождали не только военных, но и раненых мирных жителей. Одна из медиков – Анна, работала начальником медицинской службы социального учреждения Москвы, но решила, что на малой родине она сейчас нужнее.

– К курским волонтёрам я присоединилась в сентябре, – говорит она. – Несколько лет назад я сама прошла курсы тактической медицины. В августе мы собрали гуманитарную помощь, которую доктор повёз в Курск. Он сразу сказал, что после поездки ненадолго вернётся в Москву, а потом поедет основательно помогать Курской области. Я решила ехать с моим коллегой, оставила работу в Москве. Тоже уехала в Курчатов – ведь я окончила Курский государственный медицинский университет и там начала свою добровольческую деятельность. Трудилась волонтёром в детских домах, в детских социальных учреждениях. На моё решение повлияло и то, что произошло в семье одной из моих коллег. Она врач, родом из Суджи. В августе у неё в Судже без вести пропали родные – семья из четырёх человек. Трое взрослых и 12-летний ребёнок.

«Музей» в сумке

Сумка-Музей

Наш собеседник уже давно, параллельно с основной специальностью, изучает экстремальную медицину, методику оказания неотложной помощи. С началом СВО в России очень активно начало развиваться такое направление, как тактическая медицина. Доктор сразу пошёл на проект «Технологии выживания», чтобы усовершенствовать навыки. Сейчас у него в этом направлении созданы авторские программы, и «Красавчик» со своим медицинским отрядом обучает по ним бойцов.

– Берём ребят на двухнедельные курсы, – рассказывают медики. – 14 дней с ними занимаемся и тактической медициной, и тактической фармакологией. В программе основы анатомии, плюс курс – «помощник парамедика», сортировка и эвакуация раненых. У нас они знакомятся с нулевым, первым, вторым, третьим, четвёртым и пятым эшелонами. Как результат – они умеют пользоваться всеми медицинскими изделиями. Когда уходят, мы им всё это выдаём в качестве гуманитарной помощи. Для ребят это важно! Многие говорили: у нас это всё давно лежит, нам выдали, но мы не знаем, как этим пользоваться. А от нас они уходят уверенные в себе, в том, что они окажут помощь своему товарищу, тем, кто рядом.

Сегодня у «Красавчика» собран целый мобильный музей тактической медицины. Это большая сумка с раритетными девайсами – различными медицинскими изделиями – фабричными и изготовленными волонтёрами.

– Ребята не все снабжаются одинаково. Кто-то что-то покупает сам, что-то привозят волонтёры. Когда один солдат оказывает помощь раненому товарищу, он берёт именно его аптечку, – поясняет медик. – Они укомплектованы по-разному. Во время обучения бойцы могут подержать в руках около 50 разновидностей жгутов, перевязочного материала и других изделий. Девайсов очень много: 14 разнообразных позиций, в каждой – до 50 подвидов. Они могут этим пользоваться, брать любой жгут, турникет. Они не растеряются! Смогут оказать помощь!

Кстати, волонтёры медицинского отряда обучают тактической медицине и гражданских. Это уже двухдневные курсы. Обучение – один из видов деятельности нашего медицинского пункта и нашего медицинского отряда.

«Красавчик» выбрал профессию реаниматолога ещё в детстве.

– Мне было пять лет, когда я решил, что буду спасать людей, – рассказывает он. – В детстве я пережил личную трагедию. Мне очень рано пришлось понять: даже ребёнок должен уметь оказать помощь.

Коллекция жгутов

Именно поэтому медотряд разработал специальный курс для детей и подростков. Школьник Ярослав, которому только 13 лет, прошёл двухнедельный курс вместе с бойцами и теперь помогает как инструктор вести занятия, делится знаниями с одноклассниками. Эти знания пригодятся и в мирной жизни.

«Красавчик» приехал в Курскую область со своим 16-летним племянником. Подросток выезжал на передовую, перевязывал бойцов, работал как тактический полевой медик.

– Он и в Москве помогает мне вести курсы по тактической медицине, – поясняет врач.

У отряда есть резерв, который при необходимости позволяет за четыре часа развернуть мобильный медицинский пункт проходимостью 100 человек.

– Собраны все медикаменты, – говорит Анна. – Если произойдёт какая-то чрезвычайная ситуация или понадобится помощь нашего отряда, мы готовы выехать и оказать её.

– Я лично выезжал на передок, чтобы посмотреть, как обстановка, какие обходные пути, где можно развернуть дополнительную точку эвакуации и стабилизации, – добавляет «Красавчик». – Мы нашли, где можно развернуть пункт, провели разведку самых опасных мест. У нас есть знакомые бойцы, с которыми мы в контакте, есть проработанные варианты локаций. У нас две машины. Это гуманитарная помощь. Одну из них Росатом помог переоборудовать под машину эвакуации. Пока на приём раненых медпункт не функционировал – в связи с логистикой, маршрутизацией раненых. Но находится в полной готовности для оказания первой помощи. Пока в пункте проходят курсы обучения тактической медицине, он оборудован под весь функционал, под все нужды. Всё необходимое там есть: манекены для искусственной вентиляции лёгких, для постановки интубационных дыхательных трубок, наружный дефибриллятор, прибор ночного видения, рация, другие приборы и девайсы.

Не исправлять, а предотвращать

Почти у всех волонтёров-медиков в Москве остались семьи, дети. Конечно, они знают, что их родные, покинув мирные клиники, уехали, чтобы, рискуя жизнью, помогать раненым.

– Они молятся за меня. Но мужчина должен защищать свой дом, – говорит «Красавчик». – Для меня самый сильный эффект августовских событий – понимание, что надо менять программу подготовки и бойцов, и полевых медиков. Но ты не сможешь добиться этого, работая лишь как реаниматолог в стационаре, без полевого выхода. Тактическая медицина – это постоянный анализ, новые знания, новый навык. Да, раненого можно реанимировать – но общая ситуация не изменится. Как реаниматолог я могу только устранять последствия. Не хочу видеть последствия несовершенства оказания медицинской помощи себе и другим. Я хочу их предотвратить.

Доктор говорит, что бойца спасает не один врач. Когда солдат попадает в госпиталь, начинается многофункциональная работа: реанимация, перевязывание, капельницы. Всё это делают разные люди. Кто-то срезает одежду, обрабатывает раны, переодевает бойцов в чистое. И каждый должен быть профессионалом своего дела. Кстати, поэтому для эвакуации так важно участие людей, необходима гуманитарная помощь – всегда требуется много чистого белья, медизделий, продуктов. Работать надо быстро: не до эмоций.

– Радуешься потом улыбке бойца, когда он в безопасности, после обезболивания ему стало легче, – завершает разговор наш собеседник. – Ты видишь благодарность в его глазах. Радуешься и когда обучаешь бойцов, видишь их уверенность. Они теперь знают, что смогут себе помочь. А значит – всё было не зря. Я знаю много достойных людей в Курской области и военнослужащих, которые нам помогали искренно и безвозмезно. Огромное им спасибо. Дай Бог им благополучия!

Елена ГАМОВА

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять