Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Честь речи: Детей мигрантов не возьмут в школы без знания русского языка

Газетный выпуск № 2024_155
26 декабря 2024 12:37 Общество

Госдума приняла закон во втором и третьем чтении

Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, который запрещает принимать в школы детей мигрантов, не знающих русского языка. Сейчас это стало проблемой: дети иностранных граждан часто просто не могут освоить образовательную программу из-за незнания языка и испытывают большие сложности в общении со сверстниками и педагогами. Поможет ли законопроект решить проблемы российских школ и что делать с детьми мигрантов, которые не смогут учиться, разбираются эксперты.

Госдума на пленарном заседании 11 декабря приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект о запрете на зачисление в школы детей мигрантов, которые не владеют русским языком. Согласно принятому закону, иностранные граждане будут приниматься на обучение по основным общеобразовательным программам при условии предъявления документа, подтверждающего законность их нахождения на территории РФ. При этом при приёме в школу необходимо будет успешно сдать тестирование на знание русского языка, без этого ребёнка не допустят до освоения образовательной программы.

Порядок тестирования детей иностранных граждан на знание языка определит Минпросвещения. Там же будут прописаны требования к знанию русского. Методическое обеспечение проведения тестирования, разработка диагностических материалов для его осуществления – ответственность Рособрнадзора.

Данные мониторинга Минпросвещения, проведённого в октябре 2024 года, показали, что на начало 2024/2025 учебного года в российских школах учились около 209 тыс. детей иностранных граждан. Больше всего таких учеников в Московской области, Москве и Санкт-Петербурге. 19,9% всех детей мигрантов получают дошкольное образование, 39,2% учатся в начальных классах, 37,7% получают основное общее образование и только 3,2% – среднее основное. В министерстве подчеркнули важность их интеграции в российское общество.

Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко отметила, что дети мигрантов, которые приходят в школы без знания русского языка, – это очень серьёзная проблема, которую не раз озвучивали на федеральных площадках с участием президента России.

– Серьёзно нарушается и замедляется учебный процесс, когда ребёнок в принципе не владеет языком, – сказала Марианна Шевченко. – Учителя не могут не реагировать на это: они вынуждены перестраивать текущий ход образовательного процесса, заведомо снижая образовательные темпы. А это неизбежно сказывается на качестве образования. Именно поэтому дело приняло такой масштаб.

Инициативу она назвала очень своевременной, понятной и поддерживаемой «абсолютным большинством участников образовательного процесса, включая детей».

Ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Президентской академии Алексей Тищенко подчёркивает, что сейчас школа обязана принимать всех детей, включая иностранцев, вне зависимости от уровня владения русским языком. Причём проблема усугубляется из-за «крайне неравномерного расселения мигрантов по территориям».

Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков также отмечает, что нельзя отрицать эту проблему, которая создаёт трудности для образовательного процесса в целом. Однако, по его мнению, это лишь означает, что нужно создавать для таких детей условия.

– Если в классе появляется ребёнок с плохим знанием языка, то ему нужна поддержка в виде специальных условий, – сказал Казаков. – Ведь этому ребёнку надолго специальная помощь не понадобится: дети быстро учат язык, ребёнок сможет адаптироваться и продолжить нормальное образование.

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подчёркивает, что не поддерживает инициативы в сфере образования, которые ограничивают возможность получения общедоступного бесплатного образования в России, тем более «семьям, находящимся здесь на легальных основаниях».

Алексей Тищенко также считает, что важно обеспечить языковую подготовку детей мигрантов к школе, которая могла бы рассматриваться в качестве компонента общего образования.

– В России гарантируется получение образования на русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, и в законопроекте целесообразно учесть эти возможности, – сказал он.

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин полагает, что необходимо предусматривать специальные меры по обучению языку детей, которые им сейчас не владеют. Дмитрий Казаков предлагает оказывать таким ребятам тьюторскую поддержку. А Ирина Абанкина замечает, что уже сейчас есть много возможностей для того, чтобы помочь освоить русский язык по программам дополнительного образования и специальным адаптационным программам. Их может реализовать сама школа.

– У нас даже есть такие обязательства в законе «Об образовании»: если учащиеся испытывают трудности в социальной адаптации и в освоении образовательной программы, то они вправе рассчитывать на психолого-педагогическую и методическую помощь, – сказала Ирина Абанкина.

По её словам, в школе возможно формирование классов с углублённым изучением русского языка для того, чтобы способствовать адаптации детей. Свои программы для освоения русского языка, литературы и культуры предлагают организации дополнительного образования, есть и множество онлайн-программ.

Сергей ГУРЬЯНОВ «Известия»

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять