/*?>
Литературный памятник XVII века станет доступнее.
Фото: Михаил Адамов
«Сказание о граде Курске и о явлении Чудотворной иконы Пречистой Богородицы Знамение, именуемой Курской и о чудесах Ее с давних лет» — старинный литературный памятник. В летописи неизвестного автора XVII века собраны более ранние хроники Древней Руси, а также свидетельства и предания.
До недавнего времени «Сказание» было известно только специалистам. Историк Михаил Адамов провел уникальную работу по набору текста и переводу летописи на современный русский язык.
Справка «КП»:
Михаил Алексеевич Адамов — доцент кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета. Кандидат исторических наук. Окончил пастырское отделение Курской духовной семинарии. Выпускник факультета теологии и религиоведения КГУ. В 2013-2024 годах работал в спортивной школе «Медведь». Автор более 50 научных статей по теме духовного образования. Один из лауреатов премии общественного признания «Курская Антоновка. Человек года — 2023» в специальной номинации для православных «Знамение».
Фото: Михаил Адамов
Предание гласит
Главная святыня Соловьиного края, покровительница и заступница — Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». С ней связано множество таинственных и знаменательных событий.
В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик охотнику из Рыльска. Когда он поднял икону, на этом месте забил родник.
Сегодня «Знамение» — одновременно главная святыня Курского края и Русского Зарубежья. В XXI веке она воссоединила две ветви православной церкви: РПЦ и РПЦЗ, как некогда соединились две половинки иконы, разрубленной врагом.
Благословенная Рыльская земля
Герой нашей публикации Михаил Адамов родился в старинном городе Рыльске, который всего на пять лет моложе столицы нашей родины – Москвы.
Древний Рыльск принадлежит к тем тихим городкам из российской глубинки, которые свято берегут свой исторический облик.
Воспитывался Михаил в семье, где бережно хранили память о славных предках. Оба прадеда воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Адамов Пармен Васильевич в 1941 году героически сражался под Смоленском. Попал в плен, но бежал! Затем боролся в рядах партизан, был ранен. После освобождения Курской области снова влился в ряды Красной Армии. Погиб 23 ноября 1943 года.
Другой прадед Дроздов Михаил Васильевич был артиллеристом. Погиб при освобождении Украины в 1943 году.
В юные годы Михаил духовно окормлялся у отца Ипполита (Халина) в Рыльском Свято-Никольском монастыре. По свидетельству современников, встреча со старцем меняла судьбы людей, творились чудеса. Его звали самым добрым батюшкой на земле. Такая встреча произвела неизгладимое впечатление и на Михаила Адамова. И предопределили его дальнейший путь. После окончания школы в 1996 г. он поступил на пастырское отделение Курской духовной семинарии. В последствии он не только окончил факультет теологии и религиоведения Курского государственного университета, где сегодня преподает, но и защитил кандидатскую диссертацию: «Повседневная жизнь учащихся духовных семинарий Русской Православной Церкви XVIII – начала XX веков».
Кроме это, Михаил вот уже более полутора десятков лет преподает историю Отечества, Русской церкви и Поместных православных церквей в Курской духовной семинарии, в настоящей момент преобразованной в Межъепархиальный центр подготовки церковных специалистов Курской епархии Русской Православной Церкви.
И, конечно, Михаил Алексеевич с болью в сердце воспринял недавние трагические события, которые произошли в его родном городе.
С языка XVII века на современный
В творческой копилке историка много интересных работ. Он автор более 50 научных статей по теме духовного образования и ответственный редактор 21 тома материалов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
Важным событием не только в жизни ученого, но и для всех курян стала его работа над переводом летописи XVII века на современный русский язык. Имеющиеся в тексте молитвы было решено оставить на языке оригинала.
Один из списков произведения хранится в Российской государственной библиотеке. Имя автора — неизвестно. Но можно почти наверняка сказать, что он жил в Курске. В «Сказании» хронологически последовательное описание чудес, совершённых Богородицей через Курскую Коренную икону «Знамение». Автор описал наиболее значимые моменты истории Курского края, начиная со времен преподобного Феодосия Печерского. Далее следует рассказ о монгольском нашествии на Русь, в результате которого Курск был разорён и опустел. Ввиду разорения монголо-татарами Курска, центром притяжения становится место обретения Коренной иконы.
Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» без оклада
— Как быстро удалось перевести летопись?
— Работа над рукописью, была частью проекта «Православного общества преподобного Серафима Саровского» — рассказывает Михаил Адамов. — Сначала нужно было набрать текст, потом адаптировать под современный русский язык. Мне было интересно переводить «Сказание» с точки зрения верующего человека, и поэтому процесс шел быстро, несколько месяцев. К тому же, в произведении мой родной Рыльск упоминается, чуть ли не чаще, чем Курск. Охотники из Рыльска нашли икону в местности, где сейчас находится Коренная пустынь. На месте её обретения ударил источник. Они построили часовню, которая со временем становится центром паломничества.
Под покровительством Богородицы
— Какие чудеса описывает автор?
— Неизвестный автор описал чудесное обретение иконы «Знамение» — в лесу неподалёку от разрушенного Курска. На месте обретения иконы первоначально была построена деревянная часовня. Автор «Сказания» считал, что стремление прославить чудотворный образ Богородицы побудило царя Фёдора Иоанновича восстановить Курск на прежнем месте. Можно сказать, что город был отстроен заново именно благодаря Курской Коренной иконе.
Коренную икону можно назвать «Неопалимая купина Курского края». В «Сказании» неоднократно упоминаются случаи, когда святыню хотели уничтожить физически. Татары пытаются поджечь деревянную часовню, но она не загоралась. Им удалось осуществить свой замысел лишь, когда они вынесли икону из часовни. Они разрубили её пополам, а половинки бросили на значительном расстоянии друг от друга.
А иерей Боголюб служивший в этой часовне был уведен в плен. Он свято верил в покровительство Божией Матери. Пешком дойти до Крыма пожилому человеку было тяжело, сам он такой переход оценивал, как чудо совершенное по молитвам к Коренной иконе. Татары совершали набеги внезапно и так же быстро уходили, чтобы их не догнали русские порубежники. Несмотря на то, что Боголюба в плену изнуряли тяжелыми работами он даёт обет, что вынесет все испытания и не совершит побег. Боголюб смиренно ожидает, что Богородица его освободит. Тогда татары дают ему работу всё тяжелее. Его освобождают русские послы, прибывшие в Крым для переговоров. Они ехали по степи и услышали русское пение и молитвы. Они узнают, что это поёт священник Боголюб. Послы попросили освободить своего соотечественника.
После освобождения он возвращается в Курский край. Находит икону. Вернее, две её половинки (враги разрубили святыню пополам). Они нашли её на поле, на котором полностью выгорела вся трава, и только два участка оставались нетронутыми, вот на них-то и лежали две части иконы. Боголюб соединяет их, и они срастаются. Почти нет следов, что она была разрублена.
Икону многократно пытаются перенести в Рыльск, но она сама собой появляется в восстановленной часовне в Коренной.
Ещё одно чудо в сказании происходит во время Великого голод 1601-1603 годов охватившего всю центральную Россию. А Курск и окрестности не затрагивает, что в сказании объясняется заступничеством Божией Матери.
Дважды город был спасён от нападения поляков в 1612 и 1634 годы. Автор «Сказания» однозначно трактует это как защиту Богородицы, которая многократно являлась в ходе эти событий.
В благодарность за избавление от поляков в 1612 г. курянами был основан Знаменский монастырь, который и по прошествии столетий после серии перестроек является архитектурной доминантой и духовным сердцем города Курска.
Один из завершающих фрагментов «Сказания» – битва при Каневе 1662 года, в которой победу одержало русское войско. В битве поляков с русскими на обеих сторонах участвовали украинские казаки.
Это главное сражение русско-польская войны 1654-1667 гг. за Малороссию, в южных степях которой простиралось Дикое Поле включавшее в том числе и территорию современного Донбасса. Здесь мы видим прямые параллели с современностью.
В сказании же говорится, что участвовавших в сражении Белгородский полк потерял убитыми всего 11 человек. Столь малые потери в «Сказании» объясняются тем, что на знамени этого полка был изображен образ Богородицы.
— Что известно про автора?
— Автор достоверно не известен. Он рассказывает о героизме защитников города и многочисленных чудесах, явлённых Богородицей. Особое внимание уделил многочисленным чудесам (избавлению от врагов, исцелению от болезней и т.п.). В повести слышится голос человека, преданного интересам Родины. В защите южных русских окраин он видит свою личную жизненную задачу, а в чудесах от иконы «Знамение» — благословение Божией Матери. Завершающей датой, обозначенной в «Сказании» является 1663 год.
Фото: дирекция по кинопоказу и культурным мероприятиям Курской области
Навстречу тысячелетию Курска
Масштабный проект создается по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа при поддержке Курской епархии и министерства культуры Курской области. Кроме перевода Летописи, будет снят полнометражный художественно-документальный фильм «Сказание о граде Курске и чудотворной иконе Божией Матери «Знамение». В настоящий момент сняты базовые фрагменты фильма.
В 2022 году курской публике был представлен фильм «На дальних рубежах». Художественный руководитель проекта — Геннадий Меркулов. Режиссер фильма — Даниил Меркулов. Сценарист — Ирина Кумова. Кстати, Михаил Адамов был одним из дикторов в этом фильме. Даниил Меркулов тоже стал лауреатом премии «Курская Антоновка».
В планах издание нескольких книг, посвященных «Сказанию». Публикация перевода рукописи намечена на 2025 год.
Вадим Огневщиков
Актуальные новости в нашем Telegram-канале PROKursk и соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»
К 100-летнему юбилею выдающегося курянина запустят почтовую марку.
Обсуждение ( 0 комментариев )