/*?>
В Курской области обсудили перспективы развития системы образования
Какими будут выпускники 2040 года? Как повысить качество образования, сделать всё, чтобы учиться школьникам будущего стало по-настоящему интересно? Об этом говорили руководители курских школ, СПО, детских садов на сессии «Стратегия развития образования до 2040 года», состоявшейся в Курском институте развития образования.
Аналогичные стратегические сессии проходят в 89 регионах страны. Напомним, по поручению президента России сейчас в стране разрабатывается стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040-го. В разработку включено большое экспертное сообщество – более 650 экспертов из области образования, культуры, представители бизнеса, депутаты Государственной Думы. Представить готовый документ планируется уже весной 2025-го. Внести свои предложения в национальную стратегию может каждый регион.
Что будет формировать образ выпускника 2040 года? Вот некоторые компетенции, которые внесены в стратегию развития образования: креативное мышление, ответственность и созидание, патриотизм, участие в общественной жизни, служение обществу, гражданственность, патриотизм, приверженность духовно-нравственным ценностям, открытость и доверие, поддержка и связь с семьёй, забота об окружающей среде. Это основы, на которых будет строиться вся система.
Тезисы и проблемы
Итак, всё начинается с детского сада. Кстати, именно в детских садах сегодня воспитываются будущие выпускники 2040 года. Педагоги системы дошкольного образования обратили внимание на то, что демографическая яма уже заметна. В 2024–2032 годах прогнозируется сокращение численности воспитанников в детсадах. Все надеются на демографические изменения, на то, что к 2040 году детей в садиках станет больше.
Важный момент: инклюзивное образование развивается. Для детей с ограниченными возможностями должны быть созданы все условия, чтобы раскрыть их талант. И в детских садах, и в школах, и в организациях дополнительного образования нужны педагоги, которые будут помогать детям с ОВЗ, тьюторы. Надо совершенствовать и систему медицинского сопровождения ребёнка-инвалида в детском саду.
Далее – цифровая грамотность, цифровая безопасность. Воспитатели и школьные учителя напоминают: низкая физическая активность, использование электронных устройств без соблюдения норм, влияние буллинга и кибербуллинга – препятствия для нормального развития ребёнка.
Одна из главных проблем сегодня – дефицит квалифицированных кадров. Молодые специалисты, получив образование, неохотно идут работать воспитателями в детский сад. В Курской области эта проблема усугубляется оттоком педагогических кадров из приграничных районов. В будущем предполагается создать Федеральную электронную карту дефицита кадров и вакансий в образовательных организациях региона. Но изменит ли это ситуацию кардинально? Прежде всего необходимо сделать профессию воспитателя привлекательной для молодых. Нужно обеспечить достойную зарплату, жилищные условия.
Прообраз перемен
Выбирать профессию выпускники будущего смогут уже в детском саду. «Стратегия развития образования до 2040 года» предполагает раннее профинформирование. Кстати, в Курске детские сады будущего уже есть. Более года эта работа ведётся в детском саду №98.
– В 2023 году мы выиграли министерский грант на создание Центра ранней профориентации «Профиград», – говорит участница сессии Ольга Ширшова, ио заведующего Центра развития ребёнка «Детский сад №98». – Реализуем образовательную программу для детей старшего дошкольного возраста по раннему профориентированию детей. «Профиград» работает и даёт свои результаты. В игровой форме ребята знакомятся с различными профессиями. А представители этих профессий дают детям мастер-классы.
В «Профиграде» более 10 локаций: архитектурное бюро, дизайнерская студия, кафе, агрофирма, дом науки, пожарная часть, отделение полиция, медицинский центр, ветеринарная клиника. В работе по раннему профориентированию нам очень помогают родители: они играют с ребятами, дают мастер-классы, учат трудовым навыкам по своей профессии.
Как сообщили в министерстве образования и науки Курской области, сегодня на территории региона уже восемь «Профиградов». Все они открыты в рамках реализации проекта «Профессиональная траектория» стратегии развития образования в Курской области. «Профиграды» открыты в Курске, Железногорске, Щиграх, Обояни, Горшечном и Пристени.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
– Федеральная система создаст некий каркас, представление о том, как будет работать система образования в целом, – говорит врио министра образования и науки Курской области Виталий Рязанцев. – Система образования Курской области уже имеет свою собственную стратегию. В рамках модели, образованной на федеральном уровне, мы будем дополнять её своей региональной спецификой.
Елена ГАМОВА
Обсуждение ( 0 комментариев )