Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Факельное шествие: Минздрав заставит водителей дышать глубже

Газетный выпуск № 2025_019
23 февраля 2025 23:24 Авто

В процедуре медосвидетельствования автомобилистов на опьянение планируются серьёзные изменения

Фото Павла Лисицына, РИА Новости

Сотрудники наркодиспансеров будут обязаны заранее предупреждать водителей о последствиях фальсификации или имитации процесса медицинского освидетельствования на состояние опьянения. А время, отведённое медикам на сбор анализов, будет увеличено. Соответствующие поправки в законодательство подготовил Минздрав РФ. Как изменятся правила проверки на трезвость и чем это грозит автомобилистам, выясняли «Известия».

Выдох-вдох

Министерство здравоохранения РФ подготовило проект приказа, изменяющего правила проведения медосвидетельствования на состояние опьянения. Поправки уточняют и конкретизируют процедуру проверки водителей на трезвость в наркодиспансерах.

Согласно проекту приказа, вводится обязательное получение добровольного согласия освидетельствуемого на медицинское вмешательство. При этом врач или фельдшер будут обязаны предупредить о том, что будет считаться отказом от проведения медицинского освидетельствования.

«Отказом от медицинского освидетельствования считается отказ от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), в том числе сопротивление (действием либо бездействием) проведению физикального обследования; отказ от любых инструментальных или лабораторных исследований, фальсификация выдоха; фальсификация пробы биологического объекта», – говорится в тексте документа.

Проект приказа уточняет особенности проведения процедуры медосвидетельствования на состояние опьянения, а также правила вынесения заключения о состоянии опьянения в случае, когда водитель после ДТП находится без сознания.

В частности, с действующих 20 до 25 минут увеличивается максимальное время, отведённое наркологам для проведения второго анализа выдыхаемого воздуха. Также с 30 до 60 минут увеличивается срок, в течение которого водитель должен сдать для исследования мочу. Если автомобилист не укладывается в этот час, то ему придётся сдавать кровь. Также намечено расширить перечень основных групп наркотических и психотропных веществ, на которые проводятся исследования некоторыми видами синтетических наркотиков.

Пять минут, пять минут…

Предложенный Минздравом проект приказа более структурирован и понятен как медикам, так и автомобилистам и другим гражданам, в отношении которых проводится процедура освидетельствования на состояние опьянения, считает врач-нарколог, психиатр Александр Ковтун. Однако определённые вопросы к нему всё же есть, подчёркивает он.

– Например, сейчас при отборе пробы мочи обязательно проводится измерение её температуры, относительной плотности, кислотности, уровня креатинина. Это позволяет определить, что исследуемый действительно сдал анализ «на месте», а не принес мочу с собой или разбавил её водой – такие факты встречаются. В предложенном порядке освидетельствования эти действия врача или фельдшера не указаны, – отметил Александр Ковтун.

Нарколог-психиатр также обратил внимание на описание порядка отбора анализа крови. Согласно действующему нормативному акту кожу над веной, в которую вводится игла, предписано предварительно обработать дезинфицирующим раствором, не содержащим спирт. В предложенных правилах это требование отсутствует.

– Это может привести к получению некорректных результатов анализа, поскольку существует риск того, что спирт, который использовался для обработки кожи, попадёт в образцы крови, – заявил Александр Ковтун.

Также, по его мнению, необходима конкретизация того, что понимается под указанными в проекте приказа «одурманивающими» веществами. Дополнительные пять минут, которые планируется отвести на проведение повторной проверки на алкометре, Александр Ковтун считает непринципиальными. При этом он признаёт, что для некоторых водителей они всё же могут быть решающими.

– Речь идёт о ситуациях, когда первое исследование показало пограничные результаты – 0,161–0,163 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Но доля автомобилистов с такими показаниями крайне мала: может, один-два человека из тысячи, – рассказал он. – При больших показаниях прибора дополнительные пять минут особой роли не играют.

Юридические тонкости

Важным с юридической точки зрения нововведением проекта является обязательное информирование водителя о последствиях попыток избежать проверки на трезвость или фальсификации результатов тестов, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

– Уведомление водителя перед проведением исследования о том, что любые его действия или бездействие, а также отказ от той или иной процедуры будут считаться отказом от медицинского освидетельствования, очень важно, – подчеркнул он.

– Уведомление водителя перед проведением исследования о том, что любые его действия или бездействие, а также отказ от той или иной процедуры будут считаться отказом от медицинского освидетельствования, очень важно, – подчеркнул он.

– Если предложения Минздрава будут приняты, водителю придётся подписывать два документа: один – протокол о направлении на медосвидетельствование – у автоинспекторов, второй – согласие на его проведение – у врачей. При этом отказ от любого из них будет грозить лишением прав на срок до двух лет и крупным штрафом, – подчеркнул Сергей Радько в беседе с «Известиями».

Дополнительные бумаги

Проект приказа Минздрава только усложняет процедуру медосвидетельствования, вынуждая водителя подписывать лишние документы, уверен член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. По его мнению, требование о дополнительном информировании водителя о последствиях попыток избежать проверки избыточно.

– Недавно МВД подготовило собственный проект приказа на эту тему, который предполагает сокращение числа документов при направлении водителя на медосвидетельствование. А тут планируется, наоборот, увеличить число подписываемых бумаг. Всех нюансов в попытках обмана всё равно не предусмотреть: один водитель заявит, что не может выдохнуть, другой будет втягивать воздух в себя, третий станет выдыхать носом. Получается, что на каждое ухищрение нужен отдельный приказ? – отмечает Игорь Моржаретто.

Нерешённый вопрос

Главный вопрос, который так и не решает новый документ, связан с наличием в анализах запрещённых веществ, которые содержатся в ряде медпрепаратов, принимаемых водителями, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. По словам Александра Ковтуна, в препаратах, разрешённых к свободной продаже в аптеках, содержание веществ, влияющих на внимание и реакцию, минимально. При соблюдении доз, указанных в инструкции, опьяняющего воздействия на человека такие лекарства, как правило, не оказывают.

– Согласно КоАП, лишение прав предусмотрено за сам факт наличия в анализах водителя наркотических и психотропных средств, независимо от их количества. Поэтому водителям перед приёмом любого лекарства следует очень внимательно изучить инструкцию к нему. В случае если есть противопоказания к управлению транспортным средством, следует отказаться от поездки, – подчеркнул адвокат Сергей Радько.

Кирилл САЗОНОВ



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также