/*?>
Маленький рассказ о большой жизни лучшего подводника Черноморского флота
Герой-подводник Михаил Грешилов – уроженец Золотухинского района
Неделю назад мы опубликовали статью об известных уроженцах Золотухинского района. Сегодня продолжим это повествование, но уже остановившись на судьбе одного человека – Михаила Васильевича Грешилова, легендарного подводника, которого называют героем морских глубин.
Вообще, среди героев советского флота времён войны подводники известны не слишком широко. Настоящей знаменитостью могут считаться разве что Александр Маринеско, потопивший судно «Вильгельм Густлофф», да Николай Лунин, воевавший на Северном флоте. В их тени остался один из наиболее результативных подводников Советского Союза – Михаил Грешилов.
Воспитанник деда
Михаил Васильевич родился в 1912 году в крестьянской семье в селе Будановка. Его отец в Первую мировую потерял ногу, часто болел и большую часть времени проводил дома. Воспитанием мальчика занимался его дедушка, научивший Михаила запрягать лошадей, косить сено, ремонтировать телеги и ухаживать за садом. Смышлёный парнишка любил работать и в столярной мастерской деда.
Из-за Гражданской войны в школу Михаил пошёл поздно, в десять лет. Четыре года он учился в Будановке, а в 1926 году по рекомендации учительницы русского языка был принят в пятый класс железнодорожной школы в Курске. Расстояние от Будановки до Курска составляло около тридцати километров, и каждый день парнишка добирался до города на поезде.
В 1929 году Грешилов окончил седьмой класс, и подал заявление в только что открывшийся в городе автотракторный техникум. Однако на экзаменах провалился. Расстроившийся, но не сдавшийся, Михаил решил поступить в Курский педагогический техникум. Туда его приняли без вступительных экзаменов.
В начале осени 1929 года обком комсомола организовал набор комсомольцев для участия в строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Узнав, что там можно будет и работать, и учиться, Грешилов отправился в путь.
На флот добровольцем
Погрузка торпед на подводную лодку Щ-215
Весной 1933 года Грешилов услышал о проводимом наборе добровольцев в ВМФ. И вот он уже шагает с чемоданом в руках по Невскому проспекту Ленинграда. Определяясь со специализацией, Михаил выбрал класс штурманов-подводников.
И вот наконец настал день, которого наш герой ждал с нетерпением. Сайт «Военное обозрение», на котором размещена, пожалуй, самая детальная биография Грешилова, приводит фрагмент его воспоминаний: «Каждый подводник меня поймёт, первое погружение – это одно из самых важных жизненных событий. Вступление в особый мир. …Старая подлодка типа «Барс» опустилась на заданную глубину, выполнила все предписанные манёвры и в полном соответствии с уставом всплыла. На пирсе мы друг друга поздравили с вступлением в ряды подводников».
В сентябре 1937 года Грешилов успешно сдал экзамены и надел форму лейтенанта ВМФ. Молодой штурман выехал к месту своего назначения – в город Севастополь. Однако перед этим подводник заехал в Курск.
За год до этого в родном городе он познакомился с девушкой Аней, работавшей телеграфисткой. Молодые люди ходили вместе в кино и на танцы, а когда Михаил уехал, целый год писали друг другу письма. И вот моряк предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, они поженились.
Прибыв в штаб бригады подводных лодок, Михаил Васильевич узнал о своём назначении на место командира штурманской боевой части субмарины «Щ-202». А поскольку он уже был женат, то ему вручили ключи от отдельной комнаты в коммуналке.
На следующий день после прибытия подводник познакомился со своей «Щукой» и её командиром Михаилом Бибеевым. В подчинении Грешилова оказалось двенадцать моряков: боцман, акустик, электрик, рулевые и радисты.
В июле 1938 года у Грешилова родился первый сын Женя, а в январе 1939-го Михаил Васильевич был переведён на место помощника командира старой подлодки «А-1».
В начале 1940 года Грешилова отправили в Ленинград учиться на курсах командного состава флота. Занятия длились шесть месяцев, и сразу по возвращении в Севастополь подводник был назначен командиром «Малютки».
В конце марта подлодка «М-35» в первый раз самостоятельно вышла в море, а 2 апреля отправилась в первый трёхсуточный поход, во время которого было произведено первое самостоятельное погружение и первая торпедная атака.
За последующие два месяца командование бригады неоднократно отмечало успешную работу экипажа подлодки, 21 июня 1941 года старший лейтенант Грешилов получил новый приказ – нести скрытый дозор на дальних подступах к Севастополю.
Великая Отечественная
С будущими моряками…
Однако выйти в море «М-35» не успела, ночью подводники были разбужены по сигналу «большой сбор». Комдив Георгий Апостолов объявил о нападении Германии. Командирам было приказано срочно привести суда в боевое состояние.
Подлодка «М-35» Грешилова ушла в плавание на шестой день войны. Моряки вели непрерывные наблюдения, не забывая также проводить тренировочные учения и отрабатывая выходы в торпедные атаки. Не обнаружив транспортов и кораблей противника в районе позиции, субмарина вернулась на базу. Там две недели Грешилов тщательно готовил корабль к новому походу.
А 8 июля Михаил Васильевич проводил свою семью в Будановку. Тогда подводник не мог и представить, что Курск с ноября 1941 года будет оккупирован.
В начале октября «М-35» была переброшена в Очамчири – советскую военно-морскую базу на Кавказе. В это же время Грешилов узнал, что немцы заняли Курск. Он писал: «Застучало в голове: «Что же с моими?». Я осознал, какую допустил ошибку. Нужно было их отправлять к родственникам в Ташкент. Но кто знал, что так развернутся события?».
В середине октября Михаил Васильевич получил новое задание – крейсерство в области «Констанца – Сулина», атака всех кораблей и транспортов противника. На позицию «Малютка» прибыла в полночь 18 октября, а на следующий день экипаж обнаружил конвой из трёх буксиров, каждый их которых тянул по две больших баржи с людьми.
Буксиры сверху прикрывал истребитель Ме-109 и гидросамолёт. В 16:33 по первой барже второго буксира была выпущена одна, а спустя шесть минут по второй барже – вторая торпеда.
Практически сразу же «М-35» была обнаружена, и над лодкой засвистели снаряды. К сожалению, выпущенные торпеды прошли под килем барж – при расчётах не была принята во внимание их малая осадка.
23 октября «М-35» снова находилась на позиции. Подводники обнаружили три буксира, над которыми кружили самолёты охранения. Не решившись на дневную атаку, подлодка Грешилова преследовала конвой весь день, а к ночи, всплыв в позиционное положение и догнав буксиры, открыла по ним артиллерийский огонь.
Стрельба длилась 27 минут, в течение которых по противнику было выпущено 110 снарядов. Буксир под обстрелом обрубил канаты, в результате чего два парома оказались брошенными в море. Заметив вражеские катера, советская подлодка стремительно ушла под воду.
Этот бой стал боевым крещением Михаила Васильевича и его команды. А на следующий день «М-35» успешно торпедировала германский транспорт «Schiff 29» водоизмещением свыше шести тысяч тонн.
Новый, 1942 год экипаж лодки встретил в Севастополе. Зимой и весной «М-35» выполнила вблизи Севастополя 12 походов. За время этих плаваний подлодка прошла под водой 212 миль, над водой – 709. В конце мая субмарина прибыла в порт Очамчири, после чего начался долгий, двухмесячный, ремонт судна.
В строй «М-35» вернулась только в августе 1942 года. Во время очередного похода экипаж Грешилова обнаружил французский танкер «Le Progress», захваченный Германией. Вокруг него плыли два катера-охотника и миноносец.
Спустя 20 минут маневрирования подлодка выпустила две торпеды, настигшие корабль. Раздались два взрыва колоссальной силы, означавшие, что танкер был с бензином. После попадания торпед судно разломилось на две части и затонуло.
Сразу после взрывов все корабли охранения ринулись в сторону советской подлодки, щедро разбрасывая глубинные бомбы. Отключив мотор и прочие шумящие приборы, «М-35» легла на грунт.
На «Щуке»
Подводная лодка Щ-215 – «Щука»
В ноябре опытного моряка Грешилова перевели на субмарину «Щ-215». Эту новость подводник принял спокойно, понимая, что на «Щуке», имеющей десять торпед (на «Малютке» их было только две), он сможет гораздо эффективнее драться с врагом.
В начале 1943 года контрнаступление советских войск под Сталинградом в корне поменяло обстановку на фронте, в первую очередь, на юго-западном направлении. Сложились подходящие условия для уничтожения группы армий противника на Северном Кавказе.
Основная задача подводников в те дни была одна – пускать на дно немецкие конвои и нарушать коммуникации врага. Очередное плавание состоялось в мае. Лодка подошла к району боевых действий у Крыма и вскоре обнаружила идущую навстречу самоходную баржу водоизмещением 650 тонн. Спустя десять минут был произведён залп двумя торпедами, уничтоживший судно противника.
22 мая в шесть часов утра «Щ-215» скрытно прошла в район Херсонесского маяка, и вскоре обнаружила огромный транспорт противника (водоизмещение более 5000 тонн). С расстояния двенадцати кабельтовых (более двух километров) Грешилов атаковал транспорт
четырьмя торпедами, три из которых достигли цели. Сразу после выстрелов подлодка ушла на глубину.
В апреле 1943 года Михаил Васильевич получил долгожданное письмо от супруги. После освобождения Курска она разыскала его через военкомат. Все родные подводника, к его огромному облегчению, были живы и здоровы.
В июне «Щ-215» была направлена на ремонт, а командование предоставило её командиру короткий отпуск. Забрав семью из Будановки, он отвёз родных в Батуми.
В районе Босфора
23 августа Грешилов получил боевое задание в районе пролива Босфор. На основе разведывательных данных командование ожидало вход в Чёрное море немецкого транспорта «Тисбе» с крайне важным стратегическим грузом – хромовой рудой.
Грешилов писал: «Слева транспорта шёл миноносец, ещё один справа, с каждого борта – по два катера-охотника, а в воздухе – гидросамолёт. Все охранение двигалось переменными курсами. Подобного эскорта я доселе не встречал! Принял решение пересечь курс «Тисбе», выйти на левый борт транспорта и ударить со стороны берега».
Поднырнув внутрь кольца, образованного кораблями охраны, и подстроившись к их движению, «Щ-215» в 19:35 атаковала транспорт. Подряд были выпущены четыре торпеды, три из которых поразили цель.
Потопление «Тисбе» стало огромным стратегическим успехом, не оставшимся не замеченным даже за рубежом. Правительство США наградило Грешилова «Морским крестом» – высшим военно-морским орденом, которым отмечены всего пара десятков иностранных граждан.
Любопытно, что проведённые впоследствии расчёты показали, что из хромовой руды, находившейся на потопленном транспорте, немцы могли изготовить 87 тысяч тонн высококачественной бронированной стали.
В Крыму
На праздничной демонстрации 9 Мая
В конце 1943 года советские войска вышли к Перекопскому перешейку, отрезав от материка крымскую группировку немцев. Основной задачей подлодок стало разрушение коммуникации «Крым – порты противника» на западном побережье.
В полночь 15 ноября, находясь на очередном задании, экипаж Грешилова обнаружил конвой из 13 единиц: семь самоходных барж, два буксира с баржами, два сторожевых катера. В ходе атаки была утоплена одна самоходная десантная баржа.
Весной 1944 года борьба за освобождение полуострова вошла в заключительную фазу. Последний поход Грешилова в этой войне начался 20 марта. В полночь 27 марта подлодка Грешилова успешно торпедировала фашистский транспорт.
А когда возвращались на базу, подобрали плывшего на баркасе немца. Вероятно, это был единственный гитлеровец, пленённый советской подлодкой. Немец пытался удрать в Турцию, однако мотор заглох.
В начале мая наши войска очистили Севастополь. Если оборона города длилась 250 дней, то его освобождение заняло одну неделю.
Грешилов же за годы войны совершил на своих подлодках 26 боевых походов, потопив пять и повредив три корабля противника. За боевые заслуги он был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Нахимова второй степени.
Летом 1944 года Михаил Васильевич был назначен в штаб Черноморского флота и удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Ставшая ему родной «Щука» получила звание гвардейской. Любопытно, что всего на Черноморском флоте имелось пять гвардейских лодок, две из которых в разное время находились под командованием Грешилова.
В начале февраля 1945 года Черноморский флот опять был приведён в боевую готовность – надо было обеспечить встречу Сталина, Черчилля и Рузвельта в Ялте.
В это же время в жизни Грешилова состоялось радостное событие – на свет появился третий сын Михаил. Потом была учёба в Военно-морской академии. Окончив академию, курянин в звании капитана первого ранга вернулся на родной Черноморский флот и несколько лет служил начальником оперативного отдела штаба военно-морской базы в Поти, а затем в штабе флота в Севастополе.
В 1951 году Михаила Васильевича перевели в столицу на работу в Управление подводного плавания Главштаба ВМФ. В 1959 году он ушёл в запас и некоторое время трудился в Институте акустики АН.
В родной Будановке
Мемориальная доска, установленная
на здании Курского педагогического колледжа
После этого Михаил Васильевич нигде уже больше не работал, если не считать близкого его душе труда на земельном участке в родной Будановке. Страстью выдающегося подводника на склоне лет стало выращивание новых сортов плодовых деревьев.
Кроме того, Грешилов поддерживал связи с боевыми друзьями, много выступал в печати, работал в ветеранских организациях, охотно встречался с молодёжью.
За все свершённое судьба подарила Михаилу Васильевичу долгий век – умер он 8 марта 2004 года, на 92-м году жизни.
КСТАТИ
Любопытный факт из жизни великого подводника: у Михаила Васильевича была окладистая огромная борода лопатой. В первые годы войны начальство ругало подводника, указывая, что борода мешает надевать средства индивидуальной защиты (СИЗ). Однако Грешилов на тренировках демонстрировал ошибочность этого утверждения, проворно и ловко (гораздо быстрее норматива) надевая СИЗ и заправляя бороду под резиновую маску. В конце концов начальство махнуло на это рукой…
Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников
Обсуждение ( 0 комментариев )