/*?>
Курский областной драматический театр имени Пушкина показал свою первую большую постановку, посвящённую СВО
В Курском драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе курского драматурга Александра Демченко «Как я остался человеком». Спектакль поставлен в рамках федерального проекта «СВОи. Непридуманные истории» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Работа над постановкой началась ещё летом на фестивале Таврида в лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции». Но августовские события в Курской области сильно поменяли отношение создателей к своему спектаклю. Каждый участник – от постановщика и актёров до художника и звукорежиссёра – вложил в него что-то личное.
В итоге действо получилось очень живым, без пафоса и наигрыша, понятным каждому. Таким его сделали в том числе диалоги – это заслуга самих актёров, их импровизация, отмечает режиссёр Вадим Павленко. Разумеется, естественности добавляет тот факт, что персонажи – не собирательные образы, а реальные люди, бойцы, воевавшие на фронтах СВО. На Тавриде режиссёр и автор пьесы три недели общались с прототипом главного героя – действующим военным по имени Артур. Он рассказывал о жизни на переднем крае без прикрас. А ещё о своих чувствах и о том, почему оказался «за ленточкой».
– Мы хотим рассказать историю о человеке, а не о войне. О человеке в боевых действиях, в обострённых обстоятельствах. О его чувствах, о его переживаниях, – поясняет Вадим Павленко. – Рассказ не только о главном герое. Там много героев. Когда мы смотрим новостные ленты, перед нами много бойцов, множество судеб. Таких историй, как у Артура, наверное, тысячи, сотни. Я хотел раскрыть мотивацию – почему он пошёл туда. Мотивация у всех разная. У Артура это была личная трагедия, личная драма – месть за своего товарища.
Режиссёр показывает зрителю войну настоящую: сцена в дыму и в огне, вдали в очертаниях угадывается парафраз знаменитой картины «Апофеоз войны» – груда шин, на них в ожидании добычи замерли чёрные вороны. Над сценой, как дамоклов меч, нависает беспилотник – знак того, что все они под ударом, а под ногами – крысы, символ тёмной стороны человеческой души, символ смерти. Шин на сцене много. Это то, чего больше всего не хватало бойцам на фронте, рассказывал Артур постановщику. Вадим Павленко сделал их не просто декорациями – они будто ещё один персонаж.
Кстати, декорации в спектакле условные, актёры сами их меняют. И это ещё один приём режиссёра – он задаёт ритм, динамику происходящему на сцене. То ширма становится дверью, то укрытием в блиндаже, то транспортом, то экраном. А на экране – кадры документальные о нашей, увы, действительности. Предваряет всё действо мелодия «Прекрасное далёко», что ещё больше усиливает эффект постапокалипсиса. В целом музыка здесь тоже с характером. Она не просто дополняет происходящее на сцене, она его часть.
Актёр Максим Карпович, который воплотил на сцене образ Артура, признаётся, что, по сути, начал готовиться к роли ещё три года назад, когда волей случая оказался в одной больничной палате с бойцом.
– Для меня война не началась со вторжения (ВСУ. – Прим. ред.) в Курскую область. Она началась гораздо раньше, – говорит артист. – В начале СВО я был в больнице, и ко мне положили соседом парня, он приехал оттуда. Они стояли под Харьковом. Он пробыл со мной два-три часа, ходил звонил командиру, говорил: «Заберите меня отсюда, я не могу тут находиться, пока пацаны там погибают». Мне это надолго запомнилось. Как артист я для себя это отложил, вот это понимание, что такое братство, что вообще такое война. А парень был юный – года 22–23. Вот где герой.
Автор пьесы Александр Демченко признался, что когда писал произведение, представлял будущую постановку иначе. Но результат его впечатлил. На репетициях он не был ни разу, а, увидев получившийся спектакль, прослезился.
– Красиво, сильно, – лаконично охарактеризовал драматург постановку.
Есть в спектакле место и лирике. До слёз радуются бойцы письмам из тыла, которые им пишут дети. Дети, которые даже не знают имён своих героев, но очень хотят, чтобы все они поскорее вернулись домой живыми.
Руководитель проекта Ольга Люстик уверена, что постановка «Как я остался человеком» позволит не только прикоснуться к истории, которая творится на наших глазах, но и предложит зрителю взглянуть на тему СВО с другой стороны, с позиции простых людей и их судеб.
Мария КОРОГОД
Фото Александра МАЛАХОВА
Обсуждение ( 0 комментариев )