/*?>
Психологи и сотрудники аппарата детского омбудсмена обсудили, как работать с семьями и детьми, эвакуированными из приграничья
В пятницу в областном центре прошёл семинар-совещание с помощниками Уполномоченного по правам ребёнка в Курской области. Главная тема обсуждения – оказание адресной психологической поддержки семьям с детьми, покинувшими приграничные районы и столкнувшимися с травматическим опытом.
– Сейчас главное направление – сохранение семьи, – отметила Уполномоченный по правам ребёнка Наталья Листопадова.
Для этого при муниципалитетах создаются комиссии, которые проверяют обоснованность помещения детей в социально-реабилитационные учреждения. Листопадова отметила, что Курская область активно участвует в создании подростковых пространств, таких как «Смена» при ДОСААФ, недавно открывшееся в Щиграх пространство на базе центра «Импульс». Как результат – снижается подростковая преступность.
Главный внештатный педагог-психолог при министерстве образования Курской области Ольга Ширина рассказала о работе с семьями из приграничья.
– Я работала с подростками, прибывшими самостоятельно с эвакуацией из Суджанского района. Эти дети в шоковом состоянии, – говорит Ольга Сергеевна.
Помимо последствий от пережитого, обычные подростковые проблемы тоже не исчезают, хотя и отходят на второй план. Дети, долгое время находившиеся на территории ведения военных действий, требуют к себе особого внимания. Из-за утраты чувства безопасности им очень трудно вернуться в обыденность и найти новые точки опоры. Ребёнок может ложиться спать в одежде, прятать еду про запас, не видит смысла продолжать обучение, ставит на первое место навыки выживания в экстренной ситуации.
У ребят, приезжающих с освобождённых территорий, наблюдаются острые стрессовые реакции, боязнь громких звуков, страх перед будущим, агрессивность, эмоциональное напряжение, протестное поведение и депрессивная симптоматика. Так, у ребёнка, пережившего подобный травмирующий опыт, может проявиться самоповреждающее поведение. Усугубляет ситуацию, если родители употребляют алкоголь, бросают при детях фразы вроде: «жизнь закончилась», «всё плохо», «нет перспектив на будущее».
– Как ни странно, у детей дошкольного возраста такие проявления минимизированы, – отмечает специалист. – Дети боятся резких звуков, и есть проблемы со сном. Важно помочь пострадавшим людям найти в себе ресурс и увидеть ближайшие перспективы. А вот фраза «я понимаю, что ты пережил» в данном случае табу. Она вызывает чувство обесценивания у ребёнка, в то время как честное «я не могу даже представить, что ты пережил» располагает к дальнейшему разговору и детей, и взрослых, оказавшихся в экстренной ситуации. Нужно напомнить человеку о ситуациях, в которых он был на высоте и чувствовал себя сильным, это поможет найти внутренний ресурс. Для этого полезно задавать такие вопросы: «Что бы тебе сейчас хотелось сделать, чтобы почувствовать себя в безопасности?», «Что обычно помогает тебе, когда ты волнуешься?»
Участники семинарам обсудили с SMM-специалистами использование современных технологий в решении социальных вопросов, арт-терапевтический эффект социальных театров.
– Очень много вопросов можно донести до большого количества родителей через соцсети, – сказала Наталья Листопадова. – Это, например, онлайн-школа родителей, объединяющая до 1800 человек. Сейчас собрать такую обширную территорию в приграничном регионе не представляется возможным.
Вероника ТУТЕНКО
Обсуждение ( 0 комментариев )