/*?>
Рассказываем о двух замечательных лётчиках, Героях Советского Союза Александре Ерёмине и Викторе Александрюке
Недавно «Курская правда» начала серию публикаций под названием «Неизвестные герои» – о наших земляках, удостоенных высших государственных наград, но не слишком хорошо известных молодому поколению. Между тем в честь некоторых из них в Курске даже названы улицы. Сегодня мы расскажем о двух таких людях – Александре Ерёмине и Викторе Александрюке, прославленных лётчиках, Героях Советского Союза.
Улица Ерёмина
Герой Советского Союза Александр Климентьевич Ерёмин
Почти 50 лет назад, 25 апреля 1975 года, улица Окружная Промышленного района Курска (ныне Сеймский округ) была переименована в честь Героя Советского Союза Александра Климентьевича Ерёмина.
Будущий герой родился в старинном селе Верхний Реутец Курской губернии в сентябре 1921 года. Сейчас это Медвенский район. Село получило название от речки Реутец, по которой его северная окраина граничит с соседним селом – Нижним Реутцом, где появился на свет известный писатель-фронтовик Константин Воробьёв. Саша окончил пять классов школы на малой родине. Сейчас учебное заведение тоже носит имя героя.
Глава семьи, Клим Ерёмин, перевёлся лесничим в ближайшую к Курску Стрелецкую степь и переехал с семьёй в город. Поселились на улице, которая тогда не имела названия, недалеко от старого довоенного мясокомбината. Сейчас это 2-й Малиновый переулок. На доме №14 сегодня красуется мемориальная доска. Она была открыта 7 мая 2015 года.
От дома, где жил Ерёмин, до улицы его имени сейчас чуть более двух километров. Саша пошёл в среднюю школу №7 на улице Дзержинского. На учёбу мальчику приходилось добираться через овраги и болото по крутой меловой горе. Несколько лет назад учащиеся школы проложили «Ерёминский маршрут» – путь Александра из дома в школу и обратно.
Влюблён в небо
После окончания школы в 1939 году Саша поступил в аэроклуб. К тому времени он уже существовал три года. Кстати, именно здесь в разные годы становились на крыло и другие будущие Герои Советского Союза Андрей Боровых, Сергей Сыромятников, Николай Леонов. Недаром курские лётчики считались одними из лучших в СССР.
После аэроклуба Саша поступил в Чугуевскую военную авиационную школу в Харьковской области. Среди её выпускников тоже немало уроженцев Курской области. Например, Герой Советского Союза Евгений Азаров и уже упоминавшийся Андрей Боровых. Ерёмин окончил авиационную школу в 1940 году, но летать в мирном родном небе ему было суждено недолго. Началась война.
Командир эскадрильи
Александр Ерёмин готовится к боевому вылету
В штурмовую авиацию курянин попал в сентябре 1941 года. Ерёмин был настоящим асом, королём неба. Молодой, энергичный, талантливый, смелый, мужественный, он довольно быстро стал командиром 15-й эскадрильи гвардейского штурмового авиаполка. Полк входил в 277-ю авиадивизию 13-й воздушной армии Ленинградского фронта.
Боевые вылеты приходилось делать и по несколько раз в день. Советские лётчики наносили удары по расположению фашистских войск, атаковали колонны и поезда. Боевая слава эскадрильи сделала знаменитой её командира. С сентября 1941-го по февраль 1944 года Ерёмин на самолёте Ил-2 совершил 123 боевых вылета.
Защитник Ленинграда
Эскадрилья, которой командовал Александр Ерëмин, участвовала в битве за Ленинград. За это она получила звание Красносельская (в честь города в Ленинградской области). В конце августа 1942 года при выполнении задания по уничтожению дальнобойных батарей в районе посёлка Красный Бор самолёт гвардии лейтенанта Ерёмина был подбит, но он продолжил выполнять задачу и смог вернуться на аэродром.
Александр Ерëмин погиб 12 февраля 1944 года. Он уже выполнил боевое задание в районе эстонского города Нарва. При выходе из второй атаки его самолёт был сбит прямым попаданием из вражеской зенитной установки. Александр не смог дотянуть до аэродрома и упал в ледяные воды Финского залива. С 22 июня 1943 года по 12 февраля 1944-го эскадрилья под командованием Ерёмина совершила 462 боевых вылета на Ленинградском фронте.
Так вспоминал о Ерёмине в книге «Твои герои, Ленинград!» бывший военный корреспондент Абрам Буров: «Тяжело было боевым друзьям лётчика Александра Ерёмина писать его матери. Незадолго до того, как началось наступление под Ленинградом, Саша побывал в отпуске в родном Курске. Со слезами на глазах мать рассказывала ему о зверствах гитлеровцев. Александр дал слово отомстить за своих земляков. И вот теперь однополчане лётчика должны были написать, что нет больше Саши. Они писали о том, как храбро сражался Ерёмин, как уничтожил восемь танков, двадцать пять артиллерийских батарей, больше восьмидесяти автомашин врага. Он никогда не улетал от цели, не убедившись, что поразил её. В первый же день боёв за снятие блокады он полчаса штурмовал цель. Полчаса при ураганном зенитном огне!».
Письмо получилось большим. Отправили его вместе с орденом Отечественной войны I степени и медалью «За оборону Ленинграда». Таков порядок: эти награды передаются на хранение родным. Прошло немного времени, и прибыло письмо из Курска.
Ответ матери Александра Ерёмина читали всему полку: «Я должна сказать, что горжусь своим сыном. И Саше мне хочется сказать, хоть он и не услышит: горжусь тобой, мой дорогой сыночек! Дорогие мои! Я хочу вам признаться: когда я провожала его после приезда в отпуск, у меня на глаза набежали слёзы. Он заметил моё волнение и сказал: «Ты что плачешь, мама? Ведь меня ждёт страна, и ты гордись, что я борюсь, и буду бороться с фашистами». И я проглотила слёзы. Я взглянула на сына – он был такой радостный, приподнятый, мужественный. Потом он мне сказал: «Приеду героем или умру героем, ты, мама, не унывай». И улыбнулся. Родные мои, моё сердце тяжело ранено, и время не залечит эту рану, но я горжусь, что сын мой мужественно и честно защищал социалистическую Родину».
Александру Ерëмину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Пионерская дружина школы №7 стала носить его имя, мемориальные таблички установлены и на доме, где жил герой, и на школе. Для сохранения исторической памяти о прославленном лётчике многое сделали краевед Иван Монастырёв и руководитель школьного музея Варвара Сапожкова.
Прирождённый лётчик
Герой Советского Союза Виктор Ильич Александрюк
Рассказывая о Ерёмине, хочется вспомнить о другом выпускнике школы №7 и Курского аэроклуба – Герое Советского Союза Викторе Ильиче Александрюке. Лётчики были прекрасно знакомы, ходили по одним коридорам, занимались в одних кабинетах, у них были одни учителя. Оба родились в сентябре с разницей в год.
Виктор Александрюк появился на свет 30 сентября 1922 года в Курске. В 1940 году окончил 10 классов, с июня 1940 года – в Красной Армии. Александрюк – участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Он воевал в Куйбышевском и Тульском районах ПВО, на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Острогожско-Россошанской, Воронежско-Касторенской, Харьковской, Проскуровско-Черновицкой, Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
Лётчики-истребители в годы Великой Отечественной войны летали парами, состоящими из ведущего и ведомого. Первый выбирал направление атаки, а второй прикрывал его от нападения сзади.
Напарником Виктора был его боевой друг Александр Васько – однокашник по Чугуевскому училищу. Почти все боевые вылеты они совершили в паре на МиГ-3, Ла-5 и Ла-7. Ведущим в паре был Александрюк. Благодаря высочайшему взаимопониманию, разработанному набору сигналов, они проводили бои очень хитро. Как правило, атаковал тот, кто находился в лучшем положении. Начальником и подчинённым они были довольно условно, скорее это был единый боевой механизм. На счёт Александрюка была записана 21 личная воздушная победа и 5 групповых, Васько сбил 15 самолётов лично и 2 в группе.
Советские лётчики, невзирая на страх, усталость, перегрузки, погодные условия, с честью выполняли свою тяжёлую работу. Как говорил капитан Алексей Титаренко (Маэстро) в бессмертном фильме «В бой идут одни старики»: «Сбивать самолёты противника – это не подвиг, а, так сказать, обязанность истребителя, наши будни».
Лётчик-истребитель Герой Советского Союза генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко так характеризовал эту пару асов: «Есть такое понятие – «прирождённый лётчик». Говорят это о людях с выдающимися лётными данными. Так вот, Витя Александрюк в самолёте чувствовал себя лучше, чем на земле. В каждом ремесле есть степень мастерства, если хотите, искусства. Александрюк был мастером своего дела, чуть ли не артистом. Весь его полёт от взлёта до посадки проходил в стремительном темпе. Общительный и весёлый, Виктор Александрюк обладал неиссякаемым чувством юмора. Многие лётчики побаивались его метких словечек. Между прочим, именно ему я обязан своим то ли позывным, то ли прозвищем «Байда».
Командир звена 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (16-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта) гвардии старший лейтенант Виктор Александрюк к концу войны совершил 252 боевых вылета. За всю войну ни разу не был сбит, у него не было ни одной поломки и аварии. Свои последние совместные воздушные баталии Александрюк и Васько провели в небе Германии.
Виктор Александрюк со своим самолётом Ла-5
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, Виктору Александрюку присвоено звание Героя Советского Союза.
Высшую награду получил и Александр Васько. Это уникальный случай, когда такое высокое звание присвоили и ведомому, и ведущему. Как правило, ведомый получал высшую награду, когда набирался опыта и сам становился ведущим. Случай Александрюка-Васько чуть ли не единственный в истории.
Закадычные боевые друзья не хотели расставаться. Им много раз предлагали пойти на повышение, но тогда пара асов бы распалась. Эту дружбу они пронесли сквозь года. В своих мемуарах трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб вспоминал: «Вот и ещё старый знакомый Виктор Александрюк. Он тоже окончил наше училище. В паре с Васько он летал с 1943 года. Он – ведущий, Васько – ведомый. «Куда лётчик ни полетит, всюду старого товарища встретит», – говорил я, крепко пожимая лётчикам руки».
Благодарные потомки чтут героя
Виктор Александрюк был награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В Курске на доме, в котором он жил, по адресу: Ленина, 66, и на школе №7, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Имя Виктора Александрюка увековечено на стеле «Героям-курянам» на Красной площади города.
После войны он служил в ВВС и авиации ПВО. Александрюк должен был воевать вместе со старым другом и в небе Кореи, но заболел. А Васько одержал ещё три личные победы в корейской войне, летая на МиГ-15.
С 1951 года Виктор Ильич служил заместителем авиаэскадрильи в Прикарпатском военном округе. В июне 1953 года капитан Александрюк ушёл в запас. Работал начальником автостанции в Курске. Виктор Ильич ушёл из жизни 11 сентября 1991 года. Он похоронен в Курске на мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
В школе №7 создан музей – один из лучших школьных музеев области. В нём собраны материалы о выдающихся выпускниках. Будет справедливо, если одну из новых улиц областного центра назовут именем замечательного лётчика-аса Виктора Александрюка.
КСТАТИ
Интересный факт: Виктор Александрюк – единственный среди всех лётчиков-истребителей – Героев Советского Союза, переживших Великую Отечественную войну, кто так и не вступил в КПСС.
СПРАВКА«КП»
Самолёт Ил-2 – самый известный штурмовик Великой Отечественной войны. Он был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина. Наряду с автоматом ППШ, танком Т-34 и реактивной установкой залпового огня «Катюша» стал символом победы Красной Армии. Во время войны Ил-2 производился на авиационных заводах в Куйбышеве (Самара), Москве, Воронеже, Нижнем Тагиле. Ил-2 считается самым массовым боевым самолётом в истории авиации. С 1941-го по 1945 год было выпущено более 36 тысяч таких машин.
Серийное производство штурмовика началось в феврале 1941-го на авиационном заводе №18 в Воронеже. Боевое крещение Ил-2 принял уже 25 июня 1941 года. На крыльях самолёта были установлены две 20-миллиметровые пушки ШВАК (до 500 снарядов), а также два пулемёта ШКАС калибра 7,62-миллиметра (1500 патронов); Ил-2 мог брать восемь реактивных снарядов РС-82 или четыре РС-132, либо до 600 килограммов авиабомб.
Подготовил Вадим ОГНЕВЩИКОВ
Обсуждение ( 0 комментариев )