Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Сделать шаг навстречу!

Газетный выпуск № 2025_027
12 марта 2025 19:30 Неравнодушные

Как в Курске на средства Фонда президентских грантов ведётся реабилитация особенных детей

Благотворительный фонд «Искорка надежды» начал реализацию нового проекта для особенных детей. Каждый ребёнок талантлив, уверены сотрудники фонда. Главное – помочь ему раскрыть свои способности. В феврале фонд приступил к реализации своего четвёртого проекта «Шаг навстречу», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Ребята уже приступили к занятиям. Наш корреспондент побывал в гостях у «Искорки надежды». Все имена детей в тексте изменены.

Коррекция через игру

Алене почти три года. Девочка общительная и весёлая, но, чтобы подготовится к детскому садику, ей и педагогам предстоит много потрудиться. Она родилась раньше срока, и то, что её сверстникам даётся легко, требует от малышки упорства. Девочка отлично понимает педагогов, пытается повторять слова.

В кабинете у психолога на вопрос «Как найти лягушку?» тут же указывает на её фигурку из картона. В ответ на вопрос «Куда положить?» Алена показывает на тёмный силуэт квакши на столе. Рядом – яркие фигурки кота, щенка, поросёнка. Малышка учится различать диких и домашних животных. Все игры имеют коррекционно-развивающий характер.

– С 3 марта для ребят начался интенсивный курс коррекционных занятий по индивидуальным программам обучения, мониторинг и контроль комплексного процесса, – поясняет директор Фонда «Искорка надежды» Марина Головинова. – Новый проект – «Шаг навстречу» направлен на комплексную коррекционную работу с 30 детьми с задержкой психического развития от трёх до семи лет, проживающих на территории Курска и области, имеющих нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы, которые ведут к трудностям в обучении и развитии. В феврале команда проекта готовилась к основной части реализации: была отобрана целевая группа, прошли индивидуальные консультации с родителями, диагностика и знакомство с детьми.

В кабинете БОС-терапии маленький Дима учится контролировать степень своей внимательности. Мальчик смотрит на экран. Перед ним великолепные картины природы. Вдруг только что бывшая ясной и чёткой картинка становится расплывчатой. Это сигнал, что мальчик потерял смысловую нить сюжета. Картинка вновь становится чёткой, только когда ребёнку удалось сосредоточиться вновь. А у Саввы курс психоэмоциональной коррекции. Он учится управлять своим телом на стабилоплатформе. Это – компьютерная игра с технологией захвата движения.

Занятие для четырёхлетней Сони проводит поведенческий аналитик (инструктор АВА), он помогает девочке скорректировать нежелательное поведение. Малышка живёт в своём сложном мире. Она плохо понимает речь, не всегда отзывается на своё имя. У Сони расстройство аутистического спектра. Задача педагогов – помочь ребёнку адаптироваться, сделать всё, чтобы его психологическое состояние было комфортным.

Параллельно проходит аудиотерапия методом Альфреда Томатиса для Ярослава. Фонд в своей работе применяет две методологии, по одной ребёнок слушает музыку Моцарта, по другой – голос матери на определённых частотах, по индивидуальной программе. Наушники с костной проводимостью позволяют слышать, и по воздуху, и по кости передавая звук таким, каким малыш слышал его ещё до рождения, в материнской утробе.

Шестилетняя Лиза увлечённо «пришивает» пуговицы на занятиях по нейрокоррекции. Конечно, игл и нитей на уроке нет. Зато есть разноцветные наряды из бумаги, к которым надо подобрать подходящую по цвету фурнитуру.

– Первый этап нейрокоррекции – мануальный комплекс, – пояснят Марина Головинова. – Все задания в этом блоке связаны с развитием мелкой моторики. Именно она запускает речь, все виды высших психических функций. Второй этап – психомоторный, куда входят упражнения на развитие высших психических функций. Ведь каждое полушарие отвечает за свой вид деятельности. Левое – за один, правое – за другой. Если у ребёнка есть какие-то нарушения, наша задача запустить взаимодействие этих полушарий. Таким образом откорректировать развитие таких высших психических функций, как внимание, восприятие всех видов мышления, памяти. Мы определяем, какой вид памяти преобладает у ребёнка – зрительный или слуховой, учитываем это при разработке заданий.

«Тяжеловато, но уже получается»

Одним из любимых у ребят сразу стал кабинет адаптивной физкультуры. Инструктор, который также является инструктором АВА-терапии, с гордостью рассказывает о своих учениках: у четырёхлетнего Марка хорошая память, всё в порядке и с координацией, мальчик лучше всех выполняет сложный комплекс упражнений. Трудности вызывают упражнения с мячом. Сейчас мальчик разучивает одно из упражнений с этим предметом.

– Тяжеловато, но уже получается, – говорит педагог. – Марик очень перспективный!

Хорошие успехи и у четырёхлетней Анастасии. Девочке трудно сосредоточить внимание. Яркое и красивое спортивное оборудование кабинета адаптивной физкультуры помогает ей этому научиться. Здесь надо суметь пройти полосу препятствий, удержаться на полусфере, запрыгнуть на платформу, пройти по деревянным дорожкам, ещё выполнить комплекс упражнений на коврике и освоить все тренажёры. Трудно! Непростые задания, которые выполняют ребята, шаг за шагом приближают их к победе. А родители и педагоги всегда рядом и готовы помочь. Кстати, будут учиться и родители.

– В рамках проекта для родителей запланировано проведение регулярных консультаций, направленных на обучение их методам и техникам коррекционной работы в домашних условиях, – рассказывает директор фонда. – С семьями будут работать: куратор (поведенческий аналитик высшей категории), инструкторы АВА, педагог-психолог, дефектолог, инструктор АФК, педагоги по проведению аудиотерапии методами А. Томатиса и биологически обратной связи (БОС).

В финале маленьких участников проекта «Шаг навстречу» ждёт самое интересное. Ребята покажут, насколько им удалось расширить свои возможности: три мероприятия, запланированные для заключительного этапа, выполнены в виде тематических квест-игр. Они должны состояться 1 июня и в канун Нового года.

СПРАВКА «КП»

Благотворительный фонд «Искорка надежды» ведёт свою деятельность с 2013 года, помогая детям с ограниченными возможностями, детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проживающих на территории города Курска и Курской области. Особое значение фонд уделяет социальной и социокультурной реабилитации особых детей.

Программы и проекты фонда реализуются с помощью благотворительных пожертвований и средств грантовой деятельности. С 2018 года на реализацию социально важных проектов фондом в регион было привлечено 12 миллионов 853 тысячи 283 рубля грантовых средств. Реализовано уже три проекта. Все проекты поддержаны Фондом президентских грантов.

Елена ГАМОВА



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также