/*?>
В краеведческом музее выставлена 71 акварель художника Израиля Ликоренко с изображением дореволюционного Курска
Как выглядели Херсонские ворота и что собой представляло здание Курского монтажного техникума, когда в нём размещались казённая палата и казначейство? Чем радовал жителей городской сад и где располагалась Спасо-Преображенская церковь? Ответы на эти вопросы можно получить на выставке «Старый Курск в акварелях Израиля Ликоренко», которая открылась в краеведческом музее. В трёх залах – признание в любви к дореволюционному городу.
Экономист с душой архитектора
Семья Ликоренко передала в фонды музея более 500 работ художника, отражающих историю Курска вплоть до 30-х годов прошлого века. Краеведы называют Израиля Иосифовича не только талантливым живописцем, но и историком.
Родился он в Миргороде в 1924 году. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в Курск. Здесь у него проявился талант будущего художника. Пареньку нравилось работать с красками и кистью, и, заметив это, родители отдали ребёнка в художественную студию при картинной галерее.
Летний театр в Саду общественного клуба
Когда началась Великая Отечественная война, семья Ликоренко эвакуировалась в Казахстан. По окончании девяти классов Израиля призвали в армию, но вскоре комиссовали по состоянию здоровья. В 1943 году семья вернулась в Курск, где юноша окончил вечернюю школу. Он мечтал стать архитектором и поступил в Харьковский архитектурный институт, но не смог его окончить из-за слабого зрения.
Израиль не отчаялся и не оставил желания получить высшее образование: через год он поступил в Московский кредитно-финансовый институт. Молодого специалиста по распределению направили в Новгородское отделение Госбанка. Через год он вернулся в Курск и устроился работать экономистом на крупный завод.
Нереализованную мечту стать архитектором художник воплотил на бумаге, с удивительной точностью отражая особенности разных зданий. А умение работать с цветом сделало каждую акварель невероятно притягательной: здесь и чёткость линий, свойственная строителю, и лёгкий поэтический флёр романтика-мечтателя, и фундаментализм краеведа.
Помимо акварелей, Израиль Иосифович известен как автор первого алфавитного указателя улиц Курска, включающего их многочисленные переименования.
Курск начинался с ворот
Городской летний театр в Купеческом саду (1912 год)
Свои работы Израиль Ликоренко писал не только с натуры, но и по воспоминаниям очевидцев, старым открыткам, почтовым карточкам и фотографиям, воссоздавая архитектурные ансамбли на бумаге.
– Сейчас много говорят о патриотическом воспитании, а патриотизм начинается с истории родного города, – говорит заместитель директора Курского областного краеведческого музея Игорь Плаксин. – И эта выставка не рядовая. Она рассказывает о любви к своему городу. Работы Израиля Иосифовича Ликоренко могут воспитывать подрастающее поколение.
Первый зал выставки рассказывает об истории Курска как губернского города с богатыми купеческими традициями. На одной из акварелей – въездные ворота, которые обозначали городскую черту. Всё, что было за ними, считали пригородом. Ворота стояли в направлении основных путей – на Москву и на Херсон.
В районе нынешнего фонтана на Московской площади стояли Московские ворота. Их возвели в 1823 году в память проезда через Курск императора Александра I. Херсонские ворота располагались в месте пересечения современных улиц Дзержинского, Павлуновского и Бочарова. Их возвели в память о приезде в Курск императора Николая I в 1835 году на месте ворот, которые сооружались в честь проезда Екатерины II по пути из Крыма в 1787 году. Рядом у ворот стояли шпили, увенчанные гербами.
Изобразил в своих акварелях Израиль Иосифович и курский трамвай. Он ходил «от шпилей до шпилей», или от Московских до Херсонских ворот, проходя через весь город. До наших дней ни помпезные ворота, ни лаконичные шпили не сохранились, а вот Дом губернатора уцелел. В нём с 1902 по 1906 год жил Николай Гордеев, которого считают крёстным отцом Курского областного краеведческого музея. Сегодня в бывшем губернаторском доме расположен наркологический диспансер.
Городской общественный банк Филипцова (1910-е годы), улица Херсонская, ныне Дзержинского, 21
Большой цикл акварелей рассказывает о том, как жили, где учились и чем зарабатывали куряне. А для того чтобы дополнить впечатления, музейные работники разместили в витринах экспонаты, дающие прямую отсылку к историческому прошлому города. К примеру, рядом с акварелью губернаторского дома – фотография губернатора Николая Гордеева, а возле рисунка классической мужской гимназии – снимки гимназистов.
– К сожалению, некоторые здания не сохранились, но для нас акварели Израиля Иосифовича – это историческое свидетельство того, как выглядел Курск в то время, – продолжает Плаксин. – Он очень внимательно относился к своим рисункам и, собираясь изобразить то или иное здание, даже уточнял, какого цвета оно было.
От церкви до синагоги
До революции в Курске насчитывалось порядка 30 церквей. Но кроме православных, в Курске жили представители и других конфессий. Поэтому во втором зале можно увидеть изображения и костёла, и кирхи, и синагоги. Среди знаковых храмов, которые продолжают восхищать своей красотой, – Знаменский и Сергиево-Казанский соборы, Вознесенская, Ахтырская и Троицкая церкви, Михайловский храм
и другие. Дополняют путешествие старинные иконы и макеты храмов.
Ворота, калитка и входная дверь на Старо-Преображенской улице (улица Софьи Перовской, 12)
В числе храмов, которые дошли до наших дней только в фотографиях и акварелях, – Флоровская церковь. Она стояла на месте нынешней аптеки на пересечении улиц Марата и Радищева и была знаменита тем, что имела самую высокую колокольню. В этой церкви прошли таинство крещения астроном Фёдор Семёнов и художник Вячеслав Шварц. В период борьбы с религией в 30-х годах прошлого века Флоровскую церковь полностью разрушили.
В 1936 году перестала существовать и Георгиевская (Смоленская) церковь. Она располагалась на углу Херсонской и Золотарёвской улиц (ныне пересечение улиц Дзержинского, 54, и Гайдара). Первое упоминание о ней относится к 1719 году. На месте деревянного храма в 1834 году возвели каменный, но простоял он немногим более ста лет.
Рядом с ней – на углу нынешних улиц Гайдара и Софьи Перовской – стояла Спасо-Преображенская церковь. Её после революции приспособили под хлебозавод, но в годы Великой Отечественной войны она была разрушена полностью.
Красота в деталях
Третий зал рассказывает о деревянной архитектуре окраин дореволюционного Курска и досуге горожан. Не удивительно, что влюблённого в архитектуру художника интересовали не только здания и архитектурные ансамбли, но и их отдельные элементы, например, ворота или решётки.
Жилой дом на Даньшинской улице (ныне улица Овечкина, 44)
Например, он изобразил, как выглядели балконы на доме Гладкова (ныне здание медицинского колледжа на улице Горького). Примечательно, что здесь работала служанкой до своего выхода в свет будущая певица Надежда Плевицкая, а позже жила юная Вера Мухина, ставшая знаменитым скульптором. Не менее интересным выглядел балкон дома Бесходарной на улице Семёновской. Воздушным элементам металлической ковки Ликоренко посвятил три акварели.
Отдельные стенды дают представление, как отдыхали куряне. На акварелях запечатлён Летний театр в Купеческом саду (ныне парк имени 1 Мая) и другие популярные для прогулок места. Примечательно, что вход в центральный городской сад был платным, а лавочки пронумерованы. На билетах, которые выдавались на входе, стояли цифры, обозначавшие места на лавочках. Соответственно, покупая билеты, куряне могли сразу понять, много ли отдыхающих к этому времени в саду. Для того чтобы хоть ненадолго перенести гостей в тот период, сотрудники музея организовали фотозону, главными элементами которой стали лавочка и вид на Купеческий сад.
Исследователи сходятся во мнении: творческое наследие Израиля Ликоренко – это не просто проявление яркого таланта, но и силы характера.
– Акварели Израиля Иосифовича – это настоящий подвиг во славу Курска, ведь он рисовал их, видя окружающий мир только одним глазом и перенеся два инфаркта, – говорит краевед Виктор Склярук. – Более того, Ликоренко установил, что дом Денисьева – это не здание с колоннами, где располагалась бывшая областная больница, а потом поликлиника, а другой дом, который выходит на улицу Семёновскую. Туда к своей любимой приезжал Тютчев. Сейчас здесь располагается кожно-венерологический диспансер.
На открытии выставки краеведы презентовали новый, второй по счёту, альбом с акварелями Израиля Ликоренко, включающий не только акварели мастера, но и истории изображённых на них улиц и зданий. Увидеть выставку и совершить виртуальную прогулку по старому Курску можно до 13 апреля.
СКАЗАНО!
– Для нас в преддверии тысячелетия Курска особенно важно видеть своими глазами тот ориентир, на который нам следует равняться, – заявил врио губернатора Александр Хинштейн, посетивший выставку. – И я рад тому, что на курской земле много неравнодушных людей, любящих историю, которые относятся к своему прошлому как к части самого себя. Надеюсь, что выставка будет интересна не только краеведам и архитекторам, но и всем, для кого история Курска – это не пустые слова.
Ирина ЛЕОНОВА
Фото автора