/*?>
В этом учебном году самая необычная школа Тимского района отметила своё пятидесятилетие
Представление школьного театра
Семьдесят процентов из 57 учеников Волобуевской средней общеобразовательной школы – турецкой национальности. Турки приехали в Постояновку в девяностые из Узбекистана, где случился межнациональный конфликт. Сначала в деревне обосновалось несколько семей.
– Когда дети пришли к нам в школу, я только начинала здесь работать, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Щербакова. – Думала, что они будут просто сидеть на уроках, потому что не знали русского языка. Начинали с азов. Детей сажали за парты и говорили им: «это подоконник», «это цветочек», «это пол», а на улице – «это трава». Так они начинали изучать русский язык. Взрослые его знали, но не все.
Поют «Валенки» и колядуют
Сама Татьяна Александровна училась здесь с первого класса. Как раз в том самом 1974 году, когда впервые села за парту, открыли эту школу. Вернулась она работать сюда же учителем начальных классов.
– Турки, когда только приехали, узнали, что у меня годовалый ребёнок болеет (у дочери был стоматит), хлеба своего печёного принесли, ещё какие-то гостинцы, – рассказывает Татьяна Щербакова. – На улице у них были печи, и они хлеб, круглый, вкусный, пекли и нас угощали.
Сейчас хлеб в магазине покупает и турецкая молодёжь. Но на выпускные вечера по-прежнему приносят свои фирменные манты и брынзу.
– Рядом со мной поселилась турецкая семья, – вспоминает Татьяна Александровна. – Сейчас они в Турцию переехали. Как-то соседка позвала меня посмотреть, как они делают брынзу по национальному рецепту. Я вроде всё так же повторяю – не получается. Они брынзу в бочки закладывают, заливают солёной водой, как мы огурцы, получается прекрасная заготовка на зиму.
Турки, отмечают русские соседи, очень сплочённый народ.
– Когда-то у нас загорелось сено, все турки прибежали тушить, – приводит пример Татьяна Александровна. – Если ты с ними дружишь, на помощь придут все.
Сейчас они обрусели, у всех российское гражданство и, соответственно, права на российские льготы. Дети получают образование, но кое-какие отличия есть. Сейчас у мусульман идёт месяц Рамадан, и дети постятся уже с пятого класса.
– Когда приезжает батюшка, турецкие дети не ходят на эти встречи, молятся каждый вечер по-своему, – продолжает Татьяна Александровна. – Но в некоторых семьях родители советуют детям учиться в русской школе, узнавать о России как можно больше.
Турецкие ребята вместе со своими русскими сверстниками ставят сценки по произведениям русских классиков, поют «Валенки».
– Они колядуют! – смеётся Татьяна Александровна. – Они же дети, им всё это интересно, тем более если ещё и конфеты дают.
– Ко мне колядовать приходили турки, – добавляет директор школы Марина Белых. – Они по своему обычаю дома ёлки не ставят, но когда приходят сюда, фотографируются возле них, да и взрослые делают фото на память. Мы не делаем различий между турками и русскими.
Марина Петровна окончила эту школу в 1995 году и вскоре в ней работала сначала вожатой, а затем учителем.
– Все наши дети очаровательные, хорошие, добрые, приучены к труду, как все селяне, – говорит она.
Учителя замечают, что в последнем турки значительно преуспели.
– С вот такого возраста, – Татьяна Александровна поднимает руку на метр от пола, – коров доят, грядки полют. Очень сильные, ловкие. На улице у нас есть стадион с турниками. Турецкие мальчишки уже в начальной школе подтягиваются на них как мужички.
Турки держат коров, сажают много моркови, свёклы с тем расчётом, чтобы продать излишки. Более практичны. Ребёнок, даже если не силён в математике, деньги посчитать умеет. Женщины в турецких семьях чаще домохозяйки, но есть и работающие. Женятся турецкие парни обычно на своих соотечественницах, но иногда в селе создавались и межнациональные семьи.
Спортсмен и отличник Маммад Аббасов – гордость школы
Многие турецкие дети с первого класса знают русский язык, но грамматика даётся им непросто. Хотя как-то, рассказывают учителя, их турецкий ученик превзошёл русских сверстников в фонетическом разборе на русском языке.
Наиболее преуспевающие в учёбе ребята продолжают обучение в курских вузах, некоторые выпускники турецкой национальности выбирают профессию педагога. В этом году готовится к поступлению в медицинский вуз гордость школы – спортсмен и круглый отличник Маммад Аббасов.
– Люблю биологию, химию, мне нравится помогать людям, – так он объясняет выбор будущей профессии.
На серебряную медаль идёт Лейла Байрамова, фото которой также украшает школьную Доску почёта.
Первое время турецкие дети внешне отличались от местных, а сейчас одеваются так же, как и их русские сверстники. Но девочка, которая готовится пойти по религиозный стезе, пришла на уроки с покрытой головой. Татьяна Александровна, как раз проходившая профессиональные курсы, поинтересовалась у наставников, как быть в такой ситуации, если ребёнок так оделся в школу.
– Пусть, – посоветовали ей.
– Было интересно узнавать их обычаи, – продолжает завуч. – Я сама, когда была в Стамбуле, ходила в мечеть, разувалась там, признавая правила. Становилась там, где должны стоять женщины.
Вечная память героям – Андрею, Сергею и Мардоли
Напротив школы – памятник Герою Советского Союза танкисту Андрею Григорьевичу Лобанову. Он погиб, освобождая соседнее село. Татьяна Александровна помнит день перезахоронения, когда на церемонию приезжали его земляки из Асбеста. Она тогда училась в пятом классе.
– Сейчас к каждому мероприятию патриотической направленности убираем возле памятника, возлагаем цветы, на втором этаже школы стенды рассказывают о биографии героя. Юнармейцы любят фотографироваться у этого памятника с гостями школы, – рассказывает Татьяна Александровна.
На фасаде школы мемориальная доска в память о Сергее Константинове, брате Марины Петровны. Здесь он учился, его имя носит юнармейский отряд.
Сергей погиб при выполнении воинского долга на Кавказе, награждён орденом Мужества. В прошлом году по дороге домой погиб ещё один воин, парень из турецкой семьи Мардоли Хатамов.
– Мой ученик, участник СВО. Я его первая учительница, – в голосе завуча печаль и гордость.
Раньше у неё была и фотография только поступившего в школу будущего защитника России. Дорогое ей фото учительница передала родственникам Мардоли. Он окончил технический вуз, подавал большие надежды как спортсмен. На его похороны в село приехал весь спортклуб, где он занимался борьбой, много было русских.
– Папа его в нашей школе работал некоторое время учителем в группе продлённого дня как переводчик, помогал взаимодействовать с маленькими детьми, не знавшими русского языка, – рассказывает завуч.
Турецкое кладбище огорожено забором и закрывается на замок. Ученики предлагали Татьяне Александровне, не попавшей на похороны ученика, пройти к его могиле, но она не стала пользоваться привилегией в обход традиций.
– Из-за оградки посмотрела и обратила внимание, что на его могиле лежали живые цветы, а у турков не принято класть живые цветы, и венки они не ставят, – говорит учительница.
На близлежащее турецкое кладбище везут хоронить со всего района. Есть в Волобуевке и мечеть – обычный зелёный дом, который мы едва нашли.
Увлекаются театром, собирают роботов
Ребята на уроке роботехники
Светлый коридор в школе, расписанный сюжетами сказок, ведёт в детский сад. Выпускница школы, молодая мама Инна Дороднова работает здесь совсем недавно.
– У нас 13 малышей и очень дружный коллектив, – говорит она.
– Муж гордится, что я здесь работаю, – делится личным воспитательница Камилла Расулова.
И родители, и муж поддержали решение женщины зарабатывать и заниматься любимым делом. На голос мамы выходит её сын. Исаболи два с половиной года.
– В честь дедушки назвали, – улыбается Камилла.
Турчанка по национальности, она училась в Черемисиново.
– Замуж вышла. Муж Магомед здесь родился и вырос, – рассказывает воспитательница. – Село мне сразу понравилось, люди все общительные, добрые, весёлые.
Школа современная, красивая, в фойе – фонтан, где с 1 сентября живёт черепаха. На днях на базе этого учебного заведения проходил зональный фестиваль «Точка роста». В сентябре состоялось открытие школьного театра. От желающих стать участниками представлений нет отбоя, актёрский талант обнаружили в себе все ребята. В школе есть класс коррекции, работают логопед и психолог.
…Робот уверенно проделывает путь от стены до стены и обратно. Здесь многие ребята увлекаются робототехникой.
– В робототехнике девочки разбираются даже лучше ребят, – говорит учитель технологии Геннадий Красников.
А начинала вести дисциплину молодой педагог Елена Жидких. Сейчас она учитель математики и советник директора по воспитанию.
Воспитатели Инна Дороднова и Камилла Расулова
– В процессе сборки у нас сейчас самолёт, осталось написать программу. Робот-щенок подаёт лапку, – Елена показывает возможности собранных в сельской школе роботов. Некоторые детали для них печатали здесь же на 3D-принтере.
В педагогическом коллективе много молодых учителей.
– Об Анастасии Олеговне недавно в районной газете писали, – представляет одну из них директор.
Анастасия Леонова родилась в соседнем селе. Сейчас живёт в Тиму, готовится к участию в областных соревнованиях и растит спортивную смену: школьная команда девочек по волейболу на хорошем счету в районе. Учительница сетует, что пока не получается собрать команду мальчиков, потому что их в школе меньше.
Хорошие результаты на патриотических сборах показывают юнармейцы школы. Ребята рассказывают, что юнармеец должен быть разносторонним. В отряде 20 человек, все они хорошо проявили себя в учёбе, спорте или творчестве. Например, Ксения Шатохина – победитель районного конкурса чтецов, а Зехра Расулова отличилась в спорте. Она играет в волейбол.
Зехра – дочь муллы. Мулла, рассказывают педагоги, исправно посещает родительские собрания. В школе учится и младший брат. Помимо физкультуры, у Зехры любимые предметы математика и изобразительное искусство. С чем свяжет будущее, она пока не думала, но уверена, что, получив профессию, вернётся в родное село.
– У нас всё интересно, – говорит шестиклассница.
На всех юнармейцах красные футболки и береты.
– Юнармия – замечательное молодёжное движение, где мы развиваемся во всех сферах, раньше я с восхищением смотрела на старшеклассников-юнармейцев и хотела поскорее повзрослеть и стать похожей на них, – увлечённо рассказывает Ксения Шатохина, которая сейчас готовится к областному этапу конкурса чтецов. Ей нравится передавать голосом возможности русского языка. Любимый писатель – Чехов.
Ученики школы с окопными свечами, изготовленными для российских солдат
– У нас прекрасный руководитель – Георгий Николаевич, – добавляет соседка по парте Дарья Власова. Это она о Георгии Николаевиче Щербакове, который со дня основания курирует отряд юнармейцев. Юные патриоты не остаются в стороне от событий на Донбассе и в Курской области, помогали волонтёрам с заготовкой дров, домашней еды, изготавливали окопные свечи. Для этого сотрудники школы заказывали 32 килограмма воска. Также поддержку оказал глава Ленинского сельсовета Павел Иванович Парфёнов – дважды привозил по большому пакету воска. Всего получилось сто четыре свечи, которые юнармейцы передали добровольческой организации.
В день, когда мы приехали, в школе совместно с Волобуевским ДК и Волобуевской сельской библиотекой проходило мероприятие, посвящённое воссоединению с Крымом. Работники культуры рассказали ребятам про Крымский мост, про «Артек».
Турки, говорят они, интересуются русской историей, с удовольствием водят хороводы и обожают блины. А русские, в свою очередь, с уважением относятся к их традициям.
СПРАВКА «КП»
Согласно Всероссийской переписи населения 2021 года, в стране проживают в общей сложности 120 800 турок. Из них называют себя турками-месхетинцами 4095 человек.
Вероника ТУТЕНКО
Фото автора и из архива героев материала