Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Курский парадокс Григория Шелихова

Газетный выпуск № 2025_037-038
03 апреля 2025 17:10 Мнение

Писатель и публицист Олег Качмарский рассуждает о парадоксах исторической памяти наших земляков

В Курске с Шелиховым непонятка. Один большой парадокс. Если с историком и писателем Николаем Полевым всё понятно – о нём тут ничего не знают, то о Шелихове вроде бы и знают и как бы почитают, но всё это в каком-то недоразвитом виде.

Часто бывает, что какая-то историческая личность весьма почитаема в отдельном регионе, а в целом по стране её известность небольшая. А вот с Шелиховым наоборот! Об общероссийском уровне известности говорит, например, залив Шелихова в Охотском море между побережьем Азии и основанием Камчатки. Или город Шелехов в Иркутской области, райцентр с населением около 42 тысяч человек. Большой залив и немаленький город – очень немногие удостаиваются такой чести.

Память на окраине

А как с этим в родном для героя регионе? В самом Курске улицы его имени нет, но есть таковая в деревне Татаренкова Нижнемедведицкого сельсовета Курского района (коттеджный посёлок, примыкающий к проспекту Дериглазова). Конечно, это лучше, чем ничего, но многие ли куряне бывают на этой улице?

Весьма почитают Григория Ивановича на его малой родине – в Рыльске: здесь и улица, правда, не в центре города (там, как водится, Карла Маркса, Ленина, Дзержинского, Урицкого, Карла Либкнехта), и даже один из двух существующих в стране памятников (второй – в Иркутске). В маленьком Рыльске, конечно, понимают, что личностями такого масштаба разбрасываться не стоит, но, с другой стороны, такое положение дел – Рыльск, а не Курск – как бы низводит статус героя на районный уровень. В Рыльске есть, да и хватит с него.

То же самое наблюдаем и в печатной, библиографической сфере. Книг о нём на просторах России выпущено вдоволь – на самые разные вкусы: здесь и художественная литература (Чиж, Григорьев, Фёдоров, Адамов), и научно-популярная (Марков, Ситников, Петрова). А вот в Курске с этим, что называется, голяк.

Есть интересное издание «Страницы истории Курского края. Том 2», где размещены весьма ценные материалы директора Курского музея археологии Александра Зорина, главного курского специалиста по Шелихову. Но попробуйте приобрести эту книгу – ни на Озоне, ни на Алибе, ни где-либо ещё найти её невозможно! Разве что в краеведческом отделе Асеевки.

Опять-таки, в Курском краеведческом музее Шелихов не представлен – причина: нечего экспонировать. Никаких научных конференций на эту тему никогда в Курске не проводилось и не проводится. Но зато граффити недавно нарисовали на стене трансформаторной подстанции в парке им. Дзержинского. Вот и получается, как в песне: и не то, чтобы да, и не то, чтобы нет.

Противоречивая фигура

Чем же можно объяснить сей «курский парадокс»? На мой взгляд, здесь две причины. Первая – неоднозначность самой фигуры. Вот и вышедшая в серии ЖЗЛ книга Натальи Петровой «Пионеры Русской Америки» (М., Молодая гвардия, 2021) начинается именно с этой мысли:

«Взгляды современников на Григория Ивановича Шелихова редко совпадали, как и оценка его деятельности историками. Неизменным оставалось одно – о нём всегда говорили либо с восторгом, либо с презрением. Так, Гаврила Державин именовал его «Колумбом Росским», Александр Радищев – «царьком»; долго живший в Русской Америке Кирилл Хлебников называл труд Шелихова «великим делом» во славу Отечества, а мореплаватель Василий Головин заклеймил его «проныром». <…> Каких только похвал и проклятий не заслужил Шелихов при жизни и после смерти!»

И дело тут в том, что он не столько мореплаватель, сколько предприниматель, купец. Это ведь не Крузенштерн и Лисянский, не Беринг и Чириков, не Беллинсгаузен и Лазарев, и даже не Семён Дежнёв. Мореплаватели в общественном сознании, как правило, связывались с наукой, с географией, и это прекрасно. А вот практическая цель – чисто меркантильная – фу ты, никакой романтики! Вот только нужно понимать, что за всеми географическими экспедициями всегда стояла практическая, меркантильная цель.

В 20–30-е годы советского периода представителей купеческого сословия не жаловали. Вероятно, по этой причине в 1928 году был снесён памятник Григорию Шелихову в Рыльске – нынешний это уже вторая версия, установленная в 1957 году (является объектом культурного наследия федерального значения).

И здесь мы выходим в сферу, которую в греческой мифологии символизирует Плутос, бог богатства. В романе Георгия Чижа «К неведомым берегам» (первая публикация: М., Молодая гвардия, 1962) находим весьма характерное место:

«Докладывая государыне о впечатлениях от своей беседы с Шелиховым и отдавая дань его уму и обширным познаниям в торговле, кабинет-секретарь сказал:

– Хитрый и умный мужик, из тех, про которых говорят: «глаза завидущие, руки загребущие»… Однако пользу государству может принести немалую».

В этом определении сфокусирован весь смысл деятельности Шелихова. Да, сам по себе это просто человек – со всеми достоинствами и недостатками, и прежде всего им движет меркантильный интерес. И в целом курское купечество – очень интересная и совершенно нераскрытая тема, читаем в книге Натальи Петровой «Пионеры Русской Америки»:

«Земляки Шелихова – курские купцы Полевые, Дружинины, Овсянниковы, Логачёвы – выменивали шкуры пушного зверя на Камчатке и Алеутских островах, отправляя промысловые отряды к берегам Америки, торговали мехами в Кяхте и, разбогатев, возвращались домой. Кто-то остался в тех краях навсегда: утонул во время шторма, замёрз, был настигнут стрелой туземца. Курянин Иван Полевой умер от цинги на Камчатке, Василий и Семён Полевые и Пётр Дружинин погибли на Алеутских островах. Однако новые отряды промысловиков упорно плыли к американским берегам и не только разведывали места пушного промысла, но и открывали неизведанные прежде земли».

Да, этой категорией купечества и, в частности, Шелиховым двигал Плутос, но только ли? Ещё раз обратимся к роману Георгия Чижа «К неведомым берегам», к тому моменту, где наш герой, обращаясь к своему будущему зятю Резанову, раскрывает смысл своих устремлений:

«Пойми, друг, я не монополии, я порядка добиваюсь и мощного капитала. С «пятачком» можно урвать то тут, то там. А нам великое товарищество нужно – с миллионами… Польза, прибытки – это потом, они не уйдут… Кто же будет защищать нас? Сами? Да разве новые рубежи, что мы создаём государству, можем сами защитить! Правда, пока поневоле стараемся, а что видим? Чуть где-нибудь наладили, придут Куки, Чатамы и выхватят подготовленное из-под носа, нагадят и уйдут. Так вот и бьёмся… <…> Зачинать, что я затеял, конечно, можно, но дальше надо разворачивать это дело. Хватит ли меня? Капиталу у меня для своего дома довольно, нажить сумею и больше, но в этом ли дело! Я хочу, чтобы с уважением и трепетом говорили не «Англия», а «Россия». Понимаешь, Россия, а не какая-то там Ост-Индия. Наша Российская Америка, вот что нужно…»

Говорил ли он это на самом деле? Но так ли это важно? Ведь и слова Александра Невского – тоже из фильма художественного. Но стали символом Руси. Точно так же и здесь: движение вперёд, утверждение России – вот что символизируют слова, деятельность и сама личность Григория Шелихова.

А второй причиной «курского парадокса» я бы назвал инертность, лень. Отсутствие исторической памяти. В лучшем случае она у нас достигает времён Великой Отечественной войны, а вот дальше… ну не хотим шевелиться, во что-то вникать. Зачем какие-то новые изыскания, когда всё давно устаканилось?

Всё можно исправить

В греческой мифологии бога лени и безделья зовут Аидонеем. В легенде рассказывается, что его принесли на Землю сами боги, чтобы обезопасить человека от слишком активных действий и излишней работоспособности. Принято считать, что место его обитания – в Греции, в окрестностях горы Олимп, однако почему-то думается, что с некоторых пор он прочно обосновался в ментальном пространстве Соловьиного края.

«До 1000-летия Курска осталось всего семь лет. Ни одного серьёзного проекта нет. Нам надо не просто спешить, надо бежать!» – после осмотра местных ОКН резюмировал врио губернатора Курской области Александр Хинштейн.

Спору нет, надо! Вот только для этого нам необходимо преодолеть силу инерции, победить Аидонея. И я гарантирую, что в глубинах собственной истории, в культурных залежах мы обнаружим множество до сих пор не реализованных проектов. Один из них: Григорий Шелихов – человек-символ.

Олег КАЧМАРСКИЙ

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять