Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Неожиданный диагноз: чем может обернуться для водителя визит к врачу

Газетный выпуск № 2025_081
04 июля 2025 18:00 Авто

Госавтоинспекции расширили полномочия по аннулированию прав

Государственная Дума приняла поправки, предусматривающие возможность аннулирования водительского удостоверения, если у автомобилиста будет обнаружено заболевание, при котором нельзя управлять транспортом. Информацию о таких недугах, выявленных в ходе диспансеризации или обычного визита в клинику, медики будут обязаны передавать в Госавтоинспекцию. Врачи, юристы и эксперты неоднозначно оценивают нововведения. Подробности в материале «Известий».

Права под нож

Госдума одобрила поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных», которые расширяют полномочия Госавтоинспекции по аннулированию водительских удостоверений. Согласно принятым изменениям, с 1 марта 2027 года, если в ходе медосмотра, медосвидетельствования или при оказании медицинской помощи у водителя будет обнаружено заболевание, при котором запрещено садиться за руль или накладывающее ограничения на управление автомобилем, врачи будут обязаны известить его об этом, а также внести соответствующую информацию в единую базу данных, к которой получат доступ сотрудники МВД.

Получив такое уведомление, автомобилист будет обязан в течение трёх месяцев пройти необходимое дополнительное обследование. Если он не сделает это в установленный срок, а также если в ходе такого обследования подтвердится диагноз, Госавтоинспекция сможет аннулировать его водительское удостоверение.

«Право на управление транспортными средствами, действие которого прекращено <…>, восстанавливается при наличии медицинского заключения, подтверждающего отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, с учётом медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», – говорится в поправках.

Без суда

Право на аннулирование водительского удостоверения в случае обнаружения заболевания, не позволяющего управлять транспортом, у полиции есть и сейчас, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Но по действующему законодательству для этого необходимо судебное решение, подчёркивает он. После вступления нового закона в силу решения суда для этого не потребуется, рассказал «Известиям» юрист.

В настоящее время законодательством установлена обязанность для водителей, не осуществляющих профессиональную деятельность по управлению ТС, прохождения медицинского освидетельствования по истечении 10-летнего срока действия водительского удостоверения, отмечают авторы документа. Это приводит к тому, что автомобилисты, у которых выявлены медицинские противопоказания, не обнаруженные ранее, продолжают управлять транспортными средствами до истечения срока действия прав, констатируют они.

«В течение последних пяти лет подразделениями Госавтоинспекции на основании судебных решений о прекращении права на управление транспортными средствами лицам, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, было аннулировано более 105,4 тысячи водительских удостоверений. Указанное создаёт угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Как ранее сообщили «Известиям» в Минздраве России, сведения о результатах медицинского освидетельствования водителей будут передаваться в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Сейчас в неё заносятся данные о результатах медицинских освидетельствований на наличие или отсутствие противопоказаний к владению оружием.

С какими недугами нельзя управлять автомобилем

Диагнозы, при которых нельзя управлять транспортом, указаны в постановлении правительства РФ от 29 декабря 2014 г. №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». В частности, это запрещено людям, страдающим шизофренией, умственной отсталостью, эпилепсией, ахроматопсией (дальтонизмом), алкоголизмом, наркоманией и некоторыми другими заболеваниями. С 1 сентября этого года вступает в силу новое постановление правительства, в котором уточняются коды заболеваний в соответствии с их международной классификацией.

Помимо запретов, в постановлении перечислены диагнозы, при которых разрешается управлять ТС, но с определёнными условиями. Например, использование очков или контактных линз при снижении остроты зрения, обязательное оснащение машины парктроником в случае слепоты одного глаза, возможность управления транспортным средством только с автоматической трансмиссией при определённых видах травм или отсутствии конечностей.

Полезно для безопасности

Опрошенные «Известиями» медики считают, что введение новых позволит исключить из движения людей с опасными заболеваниями и повысить безопасность на дорогах. Управление автомобилем требует не только знания огромного количества правил, но также опыта и мгновенной правильной реакции мозга, подчёркивает невролог Павел Хорошев.

– Такое эффективное поведение требует полного здоровья мозга и психики. Поэтому, например, отклонения в поведении – весомый повод для отстранения от управления автомобилем, – считает он.

Принятие поправок является полезным и необходимым шагом для обеспечения безопасности дорожного движения, рассказал «Известиям» врач-кардиолог и руководитель направления медицинских проектов и инноваций «Инвитро» Алексей Никитин. Такие изменения минимизируют число ДТП и, как следствие, снизят количество травм и летальных исходов на дорогах, полагает он.

– Водители с заболеваниями, которые могут внезапно вызвать потерю сознания, дезориентацию, психомоторное возбуждение или нарушение когнитивных функций, представляют серьёзную опасность. Например, при эпилепсии с частыми приступами управление транспортным средством может быть опасно не только для других участников дорожного движения, но и для самого водителя, – пояснил Алексей Никитин.

По словам эксперта, эти изменения усиливают роль медицинского сообщества в обеспечении безопасности на дорогах, делая процесс медицинского освидетельствования водителей более значимым и имеющим реальные последствия.

– Это должно стимулировать врачей ещё более ответственно относиться к осмотрам, – уверен Никитин.

Новый закон особенно полезен для пожилых водителей, поскольку зачастую в пожилом возрасте оценка состояния здоровья, и в том числе когнитивных функций, могут требовать более внимательного отношения, полагает врач-психиатр Алина Говенько.

Важны критерии

Существующие сейчас запреты и ограничения на управление транспортом по медицинским показаниям в основном состоят либо из явных физиологических дефектов вроде отсутствующих конечнос-тей, либо из психоневрологических и наркологических диагнозов, отмечает Сергей Радько. Достоверно установить, что человек страдает шизофренией, умственной отсталостью, эпилепсией, алкоголизмом или наркоманией, может врач-специалист, специализирующийся по данным недугам. В ходе обычного обследования, диспансеризации, приёма у терапевта медработники могут только по косвенным признакам заподозрить у человека «запретное» заболевание и направить его на дополнительное, более углублённое обследование к соответствующему профильному специалисту, подчёркивает он.

– Для этого крайне важны максимально чёткие и подробные критерии, по которым водитель будет направляться на такое исследование, а информация об этом – поступать в базу данных и являться основанием для аннулирования прав. Это позволит избежать ситуаций, при которых человеку, пришедшему в поликлинику с ОРЗ или высоким давлением, придётся проходить дополнительные обследования, лишь потому, что принимавшему его врачу «что-то показалось», – заявил «Известиям» Сергей Радько.

Запущенный случай

Введение новых правил, безусловно, позволит исключить из дорожного движения тех, кто не должен управлять машиной, уверен главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. Но вместе с тем велика вероятность, что водители просто станут реже обращаться к врачам из опасений остаться без прав, полагает он.

– Допустим, у человека что-то где-то кольнуло. Зная, что потенциально визит к врачу может обернуться для него дополнительными хлопотами и возможным аннулированием прав, с большой долей вероятности можно предположить, что он займётся самолечением и попытается избавиться от недуга «народными средствами». А то и вовсе будет действовать по принципу «само пройдёт», – заявил «Известиям» Максим Кадаков.

В этом случае велика вероятность вовремя не заметить какое-то опасное заболевание, не ведущее к запрету на управление транспортом, полагает главред «За рулём».

Кирилл САЗОНОВ,
София ПРОХОРЧУК

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять