/*?>
Новая мода, которая приводит в больницу
Фото Антон Вергун, ТАСС
Родители встревожены не на шутку – очередная мода вновь приводит детей в больничные стены. Травмоопасный тренд напугал и врачей, которые не скрывают переживаний за маленьких пациентов. При чём тут дезодорант и фильм «Бойцовский клуб» – выясняли «Известия».
Похожая травма
Пузырные волдыри, покрасневшая кожа и запись в медицинской карте «термический ожог», а то и вовсе «химический ожог» – примерно так выглядят следы подростковых «развлечений» на волне популярности очередного тренда.
Подростки, предположительно, стали повторять сцену из американского фильма «Бойцовский клуб», снятого по одноимённому роману Чака Паланика. Весь процесс молодое поколение сопровождает музыкой, которая звучала в фильме. Правда, в руках у детей чаще оказывается не щёлочь, а дезодорант.
Главная опасность кроется в содержимом, скрывающемся под железной оболочкой. Кожа получает повреждение от алюминиевых солей, кислотных ингредиентов, из-за чего и формируется ожог. Помимо этого, вызвать его могут и вещества, использующиеся для ароматизации продукта, и спирт, основной «стержень» любого дезодоранта.
Неискоренимые последствия
Ожоги от дезодоранта отличаются от привычных в нашем понимании, поскольку подросток, нанёсший себе такое увечье, обращается не с огнём, а с настоящей таблицей Менделеева в одном флаконе.
Детский дерматолог и косметолог Ирина Ильяшова предупреждает, что для подростка это закончится серьёзными последствиями: не только боль и пузыри, но присоединение инфекции и появление рубцов. По её словам, в тяжёлых случаях может понадобиться пересадка кожи, а если площадь повреждения значительная – это реальная угроза жизни.
– Распыление дезодоранта в течение длительного периода времени с близкого расстояния – при рекомендованном не менее 15 см – вызывает так называемое аэрозольное обморожение кожи – это травма, вызванная воздействием сжатого газа, содержащегося в баллончике, – объяснила Ильяшова.
Дело в том, что во время распыления происходит стремительное испарение содержащихся в составе аэрозоля пропиленов и других летучих компонентов. Дерматолог рассказала «Известиям», что такие вещества имеют низкую температуру кипения, поэтому поглощают при испарении тепло из окружающей среды, в том числе и из кожи, что обеспечивает сильный охлаждающий эффект. Согласно результатам контролируемых экспериментов, газ из спрея-дезодоранта может понизить температуру кожи на 60 градусов.
Контакт с химическими веществами приводит не просто к термическому ожогу, но и зачастую к химическому. Лечить такие травмы тяжело, поскольку кожу разъедает, из-за чего её глубокие слои оказываются серьёзно повреждёнными. Нередкий случай, когда подобный ожог требует госпитализации.
Так, в Санкт-Петербурге в больнице оказалась девочка-подросток – термические ожоги она себе нанесла в четырёх местах.
– Чем продолжительнее распыление аэрозоля, тем глубже повреждение. Это приводит к серьёзным последствиям, затрагивает дерму и более глубокие структуры, разрушает нервные окончания и увеличивает риск заражения и образования рубцов. Такие повреждения редко проходят бесследно, пузыри оставляют после себя пигментные пятна, более глубокие – рубцы, – объяснила Ильяшова.
Кроме того, дерматолог подчеркнула, что лопнувший пузырь с жидкостью образует в итоге открытую рану, к которой может присоединиться инфекция, после чего разовьётся воспаление.
Травматолог Ибрагим Евтемиров дополнил, что чаще всего увечья наносят себе на руки или ноги, реже – на живот или лицо. Если кожа обморожена сильно, может остаться рубец или белое пятно, где не растут волосы и нет нормальной пигментации. Евтемиров предупредил, что в тяжёлых случаях – если ожог глубокий и затронул сустав – могут наблюдаться постоянная чувствительность к холоду, боль, ухудшение подвижности.
Специалисты предупреждают, что прокалывать пузыри, которые появляются на месте травмы, нельзя. Первая помощь в этом случае – наложить стерильную повязку и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.
Евтемиров также советует аккуратно согреть ожог – можно наложить чистую сухую ткань комнатной температуры. Нельзя растирать или сразу лить горячую воду – можно ухудшить повреждение. Более того, при наличии пузырей и сильной боли нельзя не только их вскрывать, но и мазать спиртом, зелёнкой или кремами. Если есть необходимость, то ребёнку можно дать обезболивающее, прежде чем отвезти в травмпункт или вызвать скорую.
Евтемиров подчеркнул, что главное – объяснить подросткам, что это не «прикол», а настоящая травма, которая может остаться на всю жизнь.
Просьба ожога
Бунтарский дух или крик о помощи – две крайности, которые определённо могут составлять реальную причину возникновения подобного подросткового тренда. Немудрено, что и детище Чака Паланика окажется в итоге вовсе ни при чём.
Директор Лиги безопасного интернета и член Общественной палаты России Екатерина Мизулина в своём Telegram-канале отметила, что тренд с ожогами от дезодорантов выглядит как новая разновидность самоповреждения.
– Часто подростки пишут, что к селфхарму их приводят конфликты в семье, отсутствие заботы и внимания со стороны родителей, одиночество и травля в школах. Этой теме вообще мало уделяют внимания, а проблема большая, подросткам очень нужна помощь, – подчеркнула Мизулина.
Популярность подобных трендов связана и с тем, что в подростковом возрасте самая главная задача – это стать личностью. Процесс становления идёт в том числе через подражание. Так считает детский психолог и судебный эксперт Анастасия Шакирова.
По её словам, подростки используют подражание для ориентации на свою внешнюю идентификацию со значимой для них личностью. Проблема в том, что в подростковом возрасте дети очень внушаемы, из-за чего желание проявить себя, занять своё место в социуме идёт и через подражание, и через следование даже травмоопасным трендам.
– Такие тренды пропагандируются для того, чтобы захватывать ребёнка эмоционально. После этого ребёнок становится внушаемым. Он полагает, что если будет делать так же, то якобы станет крутым и заметным, его признают, и он будет выделяться среди своих сверстников, потому что стать заметным и выделяться – это тоже один из важнейших элементов в подростковом возрасте, поиск себя, – рассказала Шакирова.
Повлиять может и сама среда подростка. Анастасия Шакирова объяснила: не факт, что подросток в период внутреннего роста и развития будет делать именно это, однако если он находится там, где так принято, где он черпает информацию об этом тренде, такой вариант событий становится более чем возможным.
– У нас у всех есть инстинкт самосохранения. Но в подростковом возрасте он немного затухает, его перекрывает адреналин. Центр мозга, который отвечает за наше удовольствие, становится более активным. Если ребёнок растёт в благополучной семье, получает удовольствие адекватным способом, его не тянет нанести себе увечья. Если же ребенок растёт в асоциальной среде, в среде, где его игнорируют, где ему уделяют мало внимания, то он начинает заниматься таким самоповреждением, – рассказала Шакирова.
Эксперт подчёркивает: такое поведение – один из способов привлечь к себе внимание, один из способов доказать себе, что «я – живой». Это один из способов обратить на себя внимание, сказать: «Я здесь, я есть, да, я существую, обратите на меня внимание».
По её словам, обратить внимание на самоповреждающее поведение необходимо сразу, поскольку оно может быть сигналом психического расстройства, в том числе затяжной депрессии, или вовсе симптомом – последствием употребления психоактивных веществ.
На опережение
Травмирование подростка им же самим происходит не всегда спонтанно, наоборот, этому предшествует множество признаков, на которые стоит обратить внимание.
– Если ребёнок приходит домой, швыряет портфель, хлопает дверью, закрывается в комнате на весь день – это самый первый звонок, на который стоит обратить внимание. Он сигнализирует о том, что нам нужно выровнять, наладить отношения с подростком, нужно, чтобы он доверял. А доверие, главным образом, выражается в том, что ребёнок делится своими переживаниями, – подчёркивает Шакирова.
Если самоповреждение уже случилось, то паника только навредит. Важно наладить отношения в самой семье. Поэтому путь один – обратиться к детскому психологу или к детскому психиатру.
– Если у нас произошла такая ситуация, это значит только одно: отношения в семье чрезмерно напряжённые, подростка это абсолютно не удовлетворяет. Есть серьёзные конфликты в семье, которые требуют вмешательства специалистов. Это поможет избежать более неприятных последствий, – отметила Шакирова.
Елена СОБКОВА