/*?>
Вспоминаем велосипедиста Евгения Клевцова – первого курянина, попавшего в состав олимпийской сборной СССР
Улица Клевцова – одна из самых молодых в Курске. Она расположена в микрорайоне Северный и на карте города появилась лишь в начале 2020 года. А своё название улица получила в честь уроженца Обояни, прославленного велогонщика Евгения Клевцова. Это имя нельзя назвать забытым. Но, так уж сложилось, что всю жизнь Клевцов находился в тени более именитого спортсмена.
В спорт привёл случай
Когда говоришь про курский велоспорт, первым делом на ум сразу приходит фамилия олимпийского чемпиона 1976 года Валерия Чаплыгина. На Олимпиаде в Монреале он первым из курян завоевал золото. Но первая олимпийская медаль, приехавшая в Курск, на счету именно Евгения Клевцова.
Евгений Петрович родился в 1929 году в Обояни. Его отец Пётр Клевцов прошёл войну, вернулся живым, но из-за ранений, полученных в боях, умер вскоре после её окончания. В семье остались мама, Женя и три его сестры. Парню нужно было кормить девочек, образованием заниматься некогда.
После окончания семилетки Женя устроился работать слесарем. Послевоенные годы были тяжёлые, а 1946-й и вовсе выдался неурожайным. Несколько раз молодой человек падал в обморок на работе, хотя и обладал богатырским здоровьем – хорошие гены достались от отца и деда. Парень с раннего детства любил плавать и надолго мог задерживать дыхание под водой. Именно сильные лёгкие помогут ему позднее в спорте.
Чтобы выжить, семье часто приходилось рыбачить сетями. Это считалось браконьерством, и можно было получить реальный срок. Поэтому ловили рыбу только по ночам. С тех пор у Жени остался страх. Больше он не любил воду. Она казалась ему чёрной, зловещей.
Перенял парень от отца и любовь к изобретательству. Всё делал сам своими руками: и радиоприёмник смастерил, и ветряк во дворе для выработки электроэнергии, и велосипед. Детали и запчасти для него собирал по всей Обояни, что-то нашёл у знакомых, что-то – на свалке. Ездил на велике на работу и с работы. Когда пришла разнарядка отправить одного человека на соревнования по велоспорту в Курск, неудивительно, что выбор пал на Клевцова. Больше послать было некого – не было в то время в районе других велосипедистов. Просьба от руководства была одна – не прийти последним к финишу, не посрамить родной Обоянский район.
Сёстры нарядили юношу – перешили ему старый отцовский пиджак. И поехал Женя бороться за честь района. Так он первый раз выехал за пределы родной Обояни.
В Курске смотрели на парня с удивлением. Скромный юноша в старом пиджаке на самодельном велосипеде. Пиджак попросили снять. Его на себя надела женщина-судья, но Женя всю гонку переживал, чтобы его не украли. Жила семья Клевцовых небогато и позволить себе новый пиджак не могла.
В гонке участвовали около пятидесяти человек. Моросил дождь. Довольно быстро Евгений оказался в числе лидеров, а потом стал отрываться от них. Да так сильно, что испугался, туда ли он едет. Остановился и не увидел преследователей, потом чуть не проехал нужный поворот. И добрался до финиша первым. В гонке помогала дыхалка, у него была большая кубатура лёгких.
Финишировав, сразу постучался в вагончик судей с просьбой вернуть пиджак. Они не поняли, что произошло, не ждали так рано никого. Стали расспрашивать: Откуда взялся такой? Как давно тренируется? У кого? Парень скромно ответил: «Евгений Клевцов я, из Обояни…» Про тренировки он и вовсе ничего не понял. Сказал, что просто ездит на велосипеде на работу, а после работы – домой. Дома парня встретили как героя. Его просили хотя бы не опозорить район, а он прославил.
Теперь Женя стал понемногу тренироваться. Ездил домой самой дальней дорогой, выезжал в выходные на велопрогулки. Но плана никакого не было, разумеется, как и тренера. Он просто любил кататься на велосипеде. Но в спортивных кругах уже пошла молва про обоянского самородка. Где это видано, ни разу до этого не участвовал в соревнованиях и тут первое место с большим отрывом.
Лучший сельский велосипедист
Гонка имени Клевцова
Через некоторое время в Обоянь пришло письмо – отправить Клевцова на всесоюзные соревнования спортобщества «Коммунар» в Пятигорск. Теперь Евгений впервые покидал Курскую область. В соревнованиях приняли участие более ста человек. Женя очень волновался. И как оказалось – не зря. Со старта он рванул и вышел в лидеры, но… Подвёл его верный друг – железный конь. Всё-таки собран он был кустарным способом из того, что нашлось. Порвалась цепь, и продолжить гонку парень не смог. На следующий день всё повторилось: со старта пошёл первым, впереди только судейский мотоцикл, но на сей раз отвалился шатун. Женя, опустив голову, побрёл с велосипедом к старту. Пришёл в гостиницу, стал собирать вещи.
Но неожиданно к нему нагрянул председатель Центрального совета ДСО «Коммунар» Пётр Ткачёв. Он наблюдал, как Клевцов рвал со старта, и ждал его на финише. Но за два дня ни разу не увидел. Понял, что-то случилось, и решил зайти в гостиницу к начинающему спортсмену. Он подбодрил парня, и пригласил выступить на первенстве сельских велосипедистов. Оно должно было состояться здесь же через неделю.
В Обоянь ушла соответствующая бумага, Евгения отпросили с работы. Ткачёв выделил ему нормальный велосипед. Неделю Клевцов усиленно тренировался. В столовой велосипедистов хорошо кормили, но парень грустил. Он думал о матери и сёстрах, жаль, что их нет рядом, и он не может отправить им свою пайку.
Женя не мог подвести человека, который в него поверил. Ведь Ткачёв сильно рисковал, он взял в команду «Коммунара» никому не известного парня, да и ещё и того, кто два раза подряд не смог финишировать. Но Клевцов не подвёл и выиграл гонку. Дистанцию в 50 километров он прошёл за 1 час 40 минут и 35 секунд.
После возвращения домой в «Курской правде» вышла небольшая заметка про уникального спортсмена.
Чемпион СССР
Евгений продолжил усердно работать и больше тренироваться. В Обояни его уже узнавали на улицах. Он стал всё чаще выезжать на трассу в сторону Белгорода: готовился к чемпионату Курской области. Теперь он уже был фаворитом, хотя с момента его дебюта прошло совсем немного времени. Некоторые курские спортсмены с недоверием поглядывали на выскочку из Обояни. В итоге турнир он выиграл легко. Отныне Клевцов стал лучшим велосипедистом области.
Евгению поручили везти сборную региона на соревнования в Ростов. При том что почти все её участники были старше и опытнее. Обоянский самородок выиграл и этот турнир с большим отрывом. К нему после гонки подошёл пожилой незнакомый мужчина. Долго расспрашивал. Вопросы стандартные: Откуда? У кого тренируется? Сколько часов в день? Женя всё честно рассказал, но забыл спросить у мужчины, как его зовут. И кто он? А тот не представился. Оказалось, что это был тренер сборной СССР.
Вскоре парня забрали в армию. Служил в Тамбове, но в части почти не бывал. Клуб ЦСКА всегда поощрял спортсменов, делал им поблажки, лишь бы они побеждали и приносили медали. На сборы в Адлер Жене пришло письмо от сестры. Она писала, что вся семья болеет малярией, а огород копать некому. Недолго думая, Евгений отпросился на несколько дней, чтобы съездить домой. За день парень в одиночку вскопал более 10 соток.
Зимой велосипедисты, чтобы поддерживать форму, переходили на другие виды спорта. Чаще всего на лыжи и коньки. Клевцов не умел кататься на коньках, но решил их освоить во что бы то ни стало. За две зимы Евгений освоил коньки так, что выиграл несколько соревнований. И даже приезжал на турнир в Курск, где изумлённая публика, привыкшая видеть его на велосипеде, рукоплескала новому конькобежцу. В Курске Клевцов стал чемпионом своего округа.
А затем был чемпионат СССР по велоспорту 1951 года. Женя опять страшно волновался. Но отработал выше всяческих похвал. После победы в командной гонке, отдав все силы, долго лежал на траве. Вот так простой обоянский паренёк всего за пару лет дошёл до победы на чемпионате страны. В индивидуальной гонке Клевцов занял третье место из ста сорока шести участников. Вот это дебют на чемпионате СССР: золото и серебро.
Горечь Хельсинки
Следующий 1952-й был годом Олимпиады в Хельсинки. Все спортсмены хотели на неё попасть, но отбор был жёстким. Весной Клевцов второй раз стал чемпионом страны в командной гонке на 100 километров. Когда увидел свою фамилию в списках сборной, счастью не было предела. На Олимпийские игры поехали Евгений Клевцов, Николай Бабаренко, Анатолий Колесов, Владимир Крючков.
В спортивных кругах ходили разговоры, что состав в Хельсинки отправили не самый сильный, но к Клевцову претензий не было. Все знали, что он трудяга. В те годы спрашивали со спортсменов серьёзно. Второе место считали провалом, советский человек должен быть лучше во всём. Евгению доверили капитанскую повязку, а это двойная ответственность.
Гонка была сложная. Ехавший впереди французский велогонщик не справился с управлением и упал, образовалась большая свалка. Женя тоже упал, но не в общую кучу. Поранил ногу, пошла кровь. Поднялся и, невзирая на боль, помчался вперёд.
Он потерял из виду своих партнёров, может, они тоже попали в завал? Думать особо было некогда. Но гонка командная, и если он приедет к финишу первым, а ребята сильно отстанут, то для общего зачёта это будет большой минус. Так и ехал Евгений с мыслями – вырваться вперёд или ждать партнёров?
Крючков и Колесов тоже попали в завал. Первый быстро исправил велосипед и поехал, однако в скором времени колесо заклинило, и гонщик сошёл с дистанции. Второй – два километра бежал с велосипедом в руках, чтобы его поменять.
Клевцов пришёл только тридцать первым из двухсот спортсменов. В целом не так плохо, учитывая завал. Но мысли в голову лезли разные. В целом советская команда выступила неудачно, а он капитан, значит в ответе за всех. Хоть и приехал быстрее всех из сборной.
По возвращении в часть Клевцову приказали драить туалет, командир роты не скупился на выражения. Обещал научить любить Родину. Всю ночь Женя отмывал туалет, работы сельский паренёк никогда не страшился. И получил за это благодарность. Вскоре начались тренировки, спортсмены стали готовиться к новым соревнованиям.
К тому времени благодаря Евгению в Курской области ребята массово шли записываться в секции велосипедного спорта. Они хотели быть похожими на Клевцова. Если этот парень стал чемпионом Союза и поехал на Олимпиаду, то и они смогут. Секцию открыли и в Обояни.
Тем временем в Москве стартовала всесоюзная многодневная гонка. Она проходила через Тулу, Орёл, Курск, Обоянь, Харьков и Белоруссию обратно в столицу. В Курской области гонщиков встречали десятки тысяч человек. Конечно, с нетерпением ждали Женю. Собрался полный стадион, первым на него въехал Клевцов. Зрители стали скандировать фамилию спортсмена. Он победно вскинул руки вверх и так доехал несколько десятков метров, не держась за руль.
На следующий день почти вся Обоянь вышла встречать земляка. Естественно, и здесь Женя приехал первым, с большим отрывом. Поэтому когда подъехал к маме и сёстрам, притормозил на несколько секунд и крикнул, что у него всё в порядке.
На Олимпиаду в Мельбурн Клевцов не поехал. Но не по спортивному принципу. В Австралию нужно было долго плыть на корабле. Он представил, что ему придётся испытать. Опять видеть чёрную воду. Он даже на отдых не любил ездить к морю. А тут такое путешествие, считай, в замкнутом пространстве. Примерно полторы недели. Евгений всё честно рассказал тренерам.
В Мельбурне сборная СССР снова выступила неважно. Женя терзал себя, может, стоило всё же поехать, наверное, он смог бы помочь команде, если бы вытерпел пытку путешествия.
Жаркий Рим

Советские спортсмены-велогонщики Евгений Петрович Клевцов и Валерий Андреевич Чаплыгин
В 1956 году Клевцову первому из уроженцев Курской области присвоили звание заслуженного мастера спорта СССР. К тому времени Евгений уже женился. Супруга – тоже из Обояни. Семья перебралась в Москву. В 1957-м – снова золото в командной гонке. Клевцов стал готовиться к следующей Олимпиаде в Риме. Тренировки, сборы, соревнования, всё уже в привычном ритме.
В 1960-м в Италию Женя опять ехал капитаном команды. Если в 1952-м в Финляндии он был ещё неопытным спортсменом, то на Олимпиаде в Риме это был закалённый, прославленный велогонщик.
Апеннинский полуостров встретил олимпийцев невыносимой жарой. В гонке участвовали 35 сборных. Она шла ровно, наши были в лидерах. Но за 20 километров до финиша Клевцов заметил, что партнёры сдают – видимо, сказывалась жара. Евгений стал думать, оставить одного своего товарища позади и отрываться с другими или пытаться подтянуть отстающего… По правилам зачёт без одного велосипедиста тоже считался и шансы на победу были высоки. Но если ещё кому-то из партнёров станет плохо?
Решил не бросать товарища, на него вылили всю оставшуюся воду и так поехали. В итоге завоевали бронзовые медали. Это были первые медали для советских велогонщиков на Олимпийских играх.
В групповой шоссейной гонке своя тактика. Вся команда работала на Виктора Капитонова, который опередил итальянца Ливио Трапе и стал олимпийским чемпионом. По правилам только он получал золото. Хотя достойны были все советские велогонщики.
После Рима Клевцов стал думать, как быть дальше. До следующей Олимпиады в Токио ещё долго. Дотянуть до неё или бросать спорт? Пусть отечественные спортсмены, которые считались любителями, зарабатывали меньше, чем западные, но по советским меркам всё равно весьма неплохо.
А вот что делать после окончания спортивной карьеры? Нужно ведь кормить семью. Не всем суждено стать тренерами. Но Евгения Петровича это не смутило. Он имел золотые руки, светлую голову и две востребованные профессии: слесарь и токарь. Клевцов окончил среднюю школу, потом институт физкультуры и Высшую школу тренеров.
Молодой «дед»
В конце концов спортсмен решил ещё погонять. В 1962 снова соревнования в Италии, на сей раз чемпионат мира в Милане. Уже было не так жарко. Стал четвёртым из ста восьмидесяти шести спортсменов. Через год его пригласили в команду ЦСКА механиком. Это дело пришлось ему по душе: в одном соединились два увлечения.
Прославленный гонщик чинил велосипеды молодым спортсменам, а они прозвали его дедом. За всю жизнь Евгений Петрович собрал шесть самодельных велосипедов, но самый любимый конечно первый, который вывез его в люди.
Он никогда не забывал малую родину. С супругой они часто приезжали в родной город. Все, кто знали Клевцова, отмечали, что даже после олимпийской славы он остался простым, добрым парнем. Не зазнался и не хвастался заслугами.
Евгений Петрович ушёл из жизни 7 января 2003 года. С 2008 года в Обояни проводится шоссейная велогонка «Мемориал Евгения Клевцова». В 2021 году в музее «Юные защитники Родины» проходила выставка «Курский велогонщик Евгений Клевцов». На ней были представлены уникальные фотодокументы из фондов военно-исторического музея и семейного архива спортсмена, личные вещи велогонщика, спортивный инвентарь, награды, медали, кубки, газетные публикации, письма.
Подготовил Вадим ОГНЕВЩИКОВ
В статье использованы материалы из книги Василия Воробьёва «Обоянский самородок»