Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Гостья из прошлого

Газетный выпуск № 2025_090
25 июля 2025 16:35 Культура

Художник и мастер гравюры Ариадна Рюмшина одевается в стиле прошлых веков и не боится идти против моды в искусстве

Древнее искусство гравюры, пережившее всплеск в начале XX века, сегодня – экзотика. Тем интереснее было пообщаться с современным гравёром курянкой Ариадной Рюмшиной. Она поделилась с нашим корреспондентов тонкостями мастерства.

Час лесного покоя для вдохновения

Кружевная косынка на голове, плетёная корзиночка в руках, блузка с рукавами-фонариками, сарафан… Так Ариадна выглядит в этот раз. Есть в её гардеробе корсеты, накидки на голову и плечи, а вот джинсы надевает только в дорогу.

– Я же всё-таки современный человек, совсем без них не обойтись, – улыбается девушка. – А так, да, стараюсь собрать свой гардероб в фэнтазийно-средневековом стиле на маркетплейсах.

Образ получается настолько органичным, что никого на улицах не удивляет, чему Ариадна только рада.

– Вообще каждый раз публичное выступление – стресс для меня, – признаётся художница.

Тем не менее она выступает на различных арт-площадках. Максимально точно воссоздать образ эпохи, как реконструкторы или косплееры, Ариадна не стремится. Скорее – передать саму атмосферу времени расцвета гравюры. Художник говорит, что если бы была возможность отправиться в прошлое, в Средневековье она бы заглянула. Но как турист, ненадолго.

– Насовсем, пожалуй, нет, если только жить там по своим правилам. Там ведь женщинам нельзя было освоить ремесло, как мне сейчас, – говорит она. – А я люблю учиться всему новому.

Сейчас девушка продолжает постигать искусство гравюры в Гёттингене в Германии, в институте Георга Аргуста. Говорит, что немецкая архитектура вызывает ассоциации с мрачноватыми сказками Гофмана, сюжеты которых подходят для создания графичных чёрно-белых работ.

У Ариадны есть серия работ в стиле декаданс. На них можно увидеть песочные часы, череп, догоревшие свечи, сломанное перо – всё то, что побуждает задуматься о бренности и скоротечности бытия.

– Об этом нельзя забывать ни в каком возрасте, – уверена двадцатитрёхлетняя художница и показывает одну из декадантских работ «Мой маленький натюрморт». – В этот период я болела, осмысливала себя, хрупкость самой жизни, и в этом мне помогла гравюра.

Ариадна говорит, что не раз замечала , как гравюра оказывает арт-терапевтическое воздействие, начиная от момента обдумывания будущего сюжета, когда приходит вдохновение, до процесса воплощения, когда в ход идут штрихели разных диаметров. Вдохновляет художницу и курская неоготика, особенно усадьба Нелидовых в Мокве.

Говорит, для внутренней гармонии ей бывает необходим час лесного покоя. Так характеризует тот период времени, когда в лесу устанавливается тишина и природа отдыхает. Обычно это тогда, когда люди наименее активны.

В нашем регионе, как и в других областях России, нет официального закона о «Часе лесного покоя», но действуют законы о тишине, которые касаются, в частности, и лесных зон.

Делай своими руками

Жизненное кредо Ариадны – делай что-то своими руками. С детства она любит мастерить, рассматривать чёрно-белые иллюстрации в книгах. В них, говорит художница, чувствуется символизм. Нравится ей и красочная, глубокая фламандская живопись, ассоциирующаяся со Средневековьем. Но в ней, по мнению художницы, больше роскоши, чем лаконичности, помогающей художнику наиболее чётко выразить свои идеи.

Начала обучение девушка в Белгороде в БГИИК. По понятным причинам продолжала постигать азы искусства дистанционно, а потом перевелась на худграф КГУ в 2023 году.

Здесь девушка освоила ещё одну средневековую профессию – кожевенник. Она умеет шить сумки, кошельки, даже чехлы для ноутбуков. «Всё новое – это хорошо забытое старое», – говорит наша собеседница.

Так и с гравюрой. Ариадне, решившей идти в искусстве своим путём, пришлось стать одним из современных первопроходцев в подборе материалов и технологий. Увлечение гравюрой – дело недешёвое. Требует оно много времени, чтобы найти нужные материалы, а также на создание самой гравюры. Этап эскиза, поиска наиболее выразительных средств позволяет мастеру ошибаться. Часто художница использует для создания рисунка графический планшет.

А вот на втором этапе – переносе эскиза на материал – гравюра ошибок не прощает. Разве что только совсем мелкие, которые заметны только самому их создателю. Зритель же может решить, что именно так и задумано. Отпечатывается изображение зеркально, что нужно учитывать в процессе создания гравюры.

– Дома у меня много зеркал, работаю напротив них и вообще люблю зазеркалье. Льюис Кэрролл – один из любимых авторов, и конечно, Гофман. У меня есть линогравюра с его портретом, – рассказывает Ариадна.

Гравюра – не самый популярный вид искусства, соответственно наставников на этом пути найти сложно. Тем не менее нашей героине это удалось, что-то постигала вместе с преподавателями, что-то самостоятельно.

– На первом курсе в качестве пресса использовала собственный вес, теперь – два деревянных бруска, скреплённых железом, – рассказывает художница.

Чтобы поднимать тяжести и регулировать нажим штрихелей, нужны сильные руки.

Не случайно Ариадна, начиная день с зарядки, включает в неё упражнения для рук.

В выходной день художница любит прогуляться по живописным зелёным уголкам Курска, считает, что художнику нужно уединение.

Необычную художницу в средневековом наряде можно увидеть и на курских кладбищах. Говорит, что такие прогулки помогают ей настроиться на мысли о вечном, так же как и черепа животных в её комнате. Первый, медвежий, она заприметила ещё давно, он достался ей от деда-охотника. Долгое время лежал без дела в подвале, прежде чем стал арт-объектом.

Художник, считает Ариадна, это не только дело, но и образ жизни. Настроиться на творчество ей помогают зажжённые свечи или музыка. Приятная атмосфера помогает лучше слышать себя, свои истинные, а не продиктованные модой устремления.

Девушка собирает винил. В её коллекции более 100 пластинок, среди них записи Александра Розенбаума, Муслима Магомаева, Карела Готта. Причём пластинка Розенбаума с автографом барда, который он оставил девушке на одном из своих концертов.

Современную музыку Ариадна не любит, так же как и шумные компании.

– Вечеринки точно не моё, – поправляет выбившиеся из-под ажурного платка пряди художница.

У Ариадны Рюмшиной состоялась уже не одна персональная выставка. И впереди много творческих планов.

Вероника ТУТЕНКО
Фото Николая СИДОРЕНКО и героини материала

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять