/*?>
Иностранный язык является обязательной дисциплиной в учебном плане большинства специальностей и направлений подготовки в различных вузах РФ.
Опрос об особенностях изучения иностранного языка проходил среди студентов неязыковых специальностей курских (ЮЗГУ, КГМУ) и столичных (МЭИ, РГСУ, МВА имени К.И. Скрябина) вузов. Респондентами стали 350 бакалавров 1 – 3 курсов (55 % мужского и 45 % женского пола, в возрасте от 17 до 21). Он показал, что большинство студентов изучают иностранный язык более 5 лет, при этом их уровень является средним (А2-В1). Это может быть обусловлено как длительностью обучения, так и и включением иностранного языка в обязательный перечень изучаемых дисциплин школ и университетов.
Более 90% опрошенных выбрали английский язык, поскольку в большинстве школ, лицеев, гимназий и ссузов преподают именно этот язык, а изучение иностранного языка студентами неязыковых специальностей предполагает наличие определённого базового уровня владения языком, достигнутого на предыдущем этапе обучения. Кроме того, некоторые студенты МЭИ, РГСУ и ЮЗГУ изучают немецкий и французский языки. Значительно реже в опросе фигурировали испанский, китайский, корейский, фарси, румынский и латынь. Отметим, что латинский язык изучают только студенты медицинских вузов (МВА и КГМУ).
Однако перечень изучаемых иностранных языков не всегда совпадает с личными предпочтениями студентов. Согласно данным опроса, была получена следующая статистическая иерархия: английский (60,8%), китайский (29,2%), немецкий (26,3%), французский (25,7%), испанский (22,8%), японский (8 %), итальянский (5 %), арабский (5 %) и т.д. Отметим среди ответов наличие иностранных языков, которые редко встречаются в российских образовательных учреждениях или не встречаются вовсе (сербский, турецкий, чешский, иврит и т.п.). Это может быть связано с наличием родственников, друзей и знакомых в данных странах, желанием посетить их и познакомиться ближе с культурой данных государств (личные интересы), возможностью получить стажировку от вуза и пройти обучение по академическому обмену.

Более половины респондентов считают знание иностранного языка важным компонентом для успешного карьерного развития, расширения возможностей и личностного потенциала. Многие студенты не уверены в том, что иностранный язык пригодится в их будущей профессии, что может быть связано с прикладным характером профессий и редкой возможностью выезда за рубеж.
Все студенты отметили, что испытывают определенные трудности при изучении иностранного языка: 59,6% тяжело дается грамматика, 54,4% не понимают иностранную речь на слух, 41,5% плохо запоминают новую лексику, 39,2% не способны думать на иностранном языке, у 38,6% сложности с преодолением языкового барьера. Большинство студентов (88,9%) хотели бы усовершенствовать говорение. Важность отработки навыков аудирования, письма и чтения отметили 48 %, 44 % и 35 % опрошенных соответственно, что подчёркивает ценность и значимость развития коммуникативных компетенций на занятиях по иностранному языку.
Д.ф.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» Степыкин Н.И.
К.ф.н., доцент, доцент кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» Панкова В.В.
Старший преподаватель кафедры «Иностранный язык» РУТ (МИИТ) Кашевская А.М.