Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Никогда не знаешь, что произойдёт через 5 минут

Газетный выпуск № 2025_112
16 сентября 2025 12:13 Призвание

Сотрудники Курской областной станции скорой медицинской помощи, удостоенные медалей Луки Крымского, рассказали о работе в приграничье

Президент России наградил медалями Луки Крымского заведующего подстанцией скорой помощи Алексея Колесникова, врачей Елизавету Мальцеву, Даниила Ульяновского, Даниила Храмцова и Андрея Щекина, а также фельдшеров Жаннат Жаманкулову, Марину Иванникову, Николая Лопатка, Сергея Черных и Михаила Шульгина. Наш корреспондент встретился и побеседовал с ними.

– Специальности «врач», «фельдшер», «медработник скорой помощи» откладывают определённый отпечаток на характер и требуют определённых качеств – умения переносить сложности, не впадать в панику, быстро сориентироваться и сделать то, что нужно в критической ситуации, – рассказывает главный врач Курской областной станции скорой медицинской помощи Константин Хруслов. – Это особый склад характера, и я очень горжусь тем, что я врач скорой помощи. Чувствую гордость за награждённых, это признание их заслуг, их мужества. Они в полной мере заслужили эту награду. Кто-то из них уже имеет приличный стаж, кто-то продолжает обучение в медицинском вузе и уже на этом этапе показал свои лучшие качества – как человеческие, так и профессиональные.

Все награждённые с начала вторжения ВСУ в Курскую область в 2024 году выезжали в приграничные районы для оказания неотложной помощи. Сегодня на область приходится около 100 бригад. Машин почти в два раза больше.

– Этого достаточно, – говорит Константин Хруслов. – Помимо касок и бронежилетов для медработников на автомобилях скорой установлены средства радиоэлектронной борьбы, которые позволяют определить, есть ли в определённом радиусе дроны.

С носилками по лесу

– Профессию врача я выбрал потому, что мне интересно разбираться в физиологии, помогать людям. За время ковида и СВО вызовы в целом были одни и те же. Это работа в особых условиях – никогда не знаешь, на что приедешь. Повод может быть один, а по факту что-то совершенно другое, – рассказывает Даниил Ульяновский. – Случаются и непредвиденные ситуации, связанные с местом нахождения больного. Две недели назад у нас был вызов в лесополосу. Пришлось идти примерно километр буквально через лес. Там находилась пациентка. Такое бывает, что часть пути приходится проделывать пешком с носилками, каталками.

Врачу скорой помощи необходимы сила, выносливость, смекалка.

– Физические нагрузки у нас постоянные. Например, когда эвакуируем пациентов с ожирением – такое не редкость. Был, например, пациент свыше 300 кг, на помощь врачам пришли сотрудники МЧС, – продолжает врач. – Темп работы у нас непредсказуемый, может быть спокойная смена, а могут сразу одновременно выехать все задействованные на данный момент машины. Никогда не знаешь, что произойдёт в следующие пять минут. Бывало, за сутки приходилось работать 22 часа – в пик заболеваемости.

Первые часы после вторжения был огромный поток раненых – как гражданских, так и военных.

– Чем меньше с момента повреждения, травмы до оказания высокотехнологичной помощи прошло времени, тем выше шансы на проведение уникальных операций, счёт идёт на часы и минуты, – констатирует Даниил, вспоминая случай, который можно назвать исключением из правил. – В Льговскую центральную районную больницу мы доставили пациента, который сам себе необоснованно наложил артериальный жгут, который не снимался более восьми часов. В такой ситуации, как правило, начинается некроз (гибель клеток или тканей из-за недостатка кровоснабжения. – «КП»). Но, к счастью, жгут был наложен неправильно, благодаря чему сохранилось минимальное кровоснабжение. С военными врачами было принято коллегиальное решение о декомпрессии, и конечность удалось сохранить. К сожалению, пациентам до приезда врачей не всегда правильно оказывается первая медицинская помощь, например, при эпилепсии. Хоть много говорится о том, что не стоит держать человека, пытаться прижать ему голову, открыть рот, так делают и в ход идут разные предметы: ножи, ложки, и это часто наносит вред, травмируя пациентов больше, чем сам приступ. До сих пор удивляет, с какой беспечностью наше население относится к собственному здоровью и к медицине в целом, не придерживается назначенного лечения. В таких случаях люди в той или иной степени сами виноваты в ухудшении своего состояния.

В бронежилетах непривычно

Никто из нас не рассчитывал на эту награду, мы просто выполняли свою работу, говорят награждённые.

– К счастью, я успел с третьего курса поработать в качестве среднего медперсонала, поэтому оказался готов ко всему. Насколько сложный случай, в процессе оказания помощи не думаешь. Уже потом анализируешь и понимаешь, что ситуация была сложной и исход мог быть неблагоприятным, но всё получилось, и это здорово, – говорит Даниил Храмцов.

Самым сложным, вспоминает Жаннет Жаманкулова, был первый выезд после вторжения:

– Нам выдали бронежилеты, каски. Первое время психологически было сложно, а потом включаешься в процесс и просто делаешь то, что должен делать. Когда вышла на работу, уже знала о вторжении, пережила ужас от этой новости и была готова к своей обычной работе в реанимационной бригаде.

Самое приятное в работе врача скорой, продолжает она, видеть бывшего пациента здоровым:

– Недавно мужчина, у которого был инфаркт, вызывал скорую помощь жене с давлением. «Я её знаю, она меня и спасла», – узнал меня. Это и есть признание.

– Работать в бронежилете и каске непривычно, они ограничивают скорость оказания медицинской помощи, – говорит Алексей Колесников.

Иногда попутно нужно оказывать психологическую помощь.

– В Большесолдатском районе после атаки ракет и беспилотников люди бежали кто с оторванной рукой, кто с повреждённой ногой, – вспоминает Андрей Щекин. – Человеку в состоянии травмы нужно провести адекватное обезболивание, уменьшить таким образом число раздражающих факторов на психику и, конечно, нужно найти успокаивающие, ободряющие слова.

Михаил Шульгин родом из Суджанского района.

– Самое тяжёлое воспоминание у меня связано с 7 августа, – рассказывает он. – В тот день одна семья выезжала из Суджанского района на автомобиле. В машину попал беспилотник. Глава семьи погиб на месте. У матери – открытый перелом бедренной кости. Машина двигаться дальше не могла, и женщина взяла на руки ребёнка 5-6 лет, который тоже получил повреждение осколком, и на эмоциях несла его 6-8 километров.

Медработники вспоминают, как сложно было работать во время прилётов на улицу Союзную в Курске и по больнице №6. И даже когда есть опасность нового прилёта, всё равно нужно выполнять свою задачу.

Уступите дорогу скорой!

Елизавета Мальцева трудится на скорой с 2021 года. Эпоха ковида, когда приходилось сидеть с больными в очередях на госпитализацию по шесть часов, стала для неё экзаменом на прочность. Полученный опыт помог во время вторжения, когда молодой врач выезжала в Суджу, Рыльск, Льгов, Большесолдатский район.

– В первые дни вторжения помогли белгородские коллеги, уже имевшие и опыт, и оборудованные машины, – рассказывает Мальцева.

Молодой врач всей душой переживает за каждого пациента, радуется, когда удаётся сделать почти невозможное, и переживает, когда надежда на чудо не оправдалась.

– На пункт временной помощи привозили военнослужащих с обширными минно-взрывными травмами, – вспоминает она. – Мы всеми силами пытались довезти пациентов до центра сочетанной травмы. Был реанимационный пациент, которого мы забирали из Льгова с обширными повреждениями, ожогом верхних дыхательных путей и передней поверхности тела. Довезли до Курска. Спасти его удалось.

Близкие выбор девушки приняли, но всё равно очень волновались за неё, просили каждые час-два выходить на связь. И она старалась выполнять эту просьбу.

– Рад за свою бригаду, – улыбается водитель выездной бригады скорой помощи реанимации 21-й бригады Геннадий Грищенко.

На скорой Геннадий Иванович работает водителем 10 лет, выезжал после вторжения с медработниками в приграничные районы.

– Самое сложное, – говорит он, – когда везёшь детей. При перевозке тяжелобольных тоже нужно быть очень внимательным, особенно на перекрёстках. Не всегда скорой уступают дорогу. Бывало, подрезали. А ведь счёт идёт на секунды. Хочется обратиться с пожеланием ко всем, кто за рулём, чтобы помнили: мы ведь не просто так катаемся по дорогам. А если бы ехали к их близким? Правда, сейчас многие стали относиться с пониманием, стараются освободить дорогу.

Бывает, в дождь, снег в труднодоступные места проехать скорой сложно. Так случилось и в Большом Шумаково.

– Туда – к больному – проехали, а назад стали разворачиваться и попали в колею, – продолжает Геннадий Иванович. – А на часах – двенадцать ночи. Но, услышав, что машина буксует, с одного-другого двора вышли люди, начали толкать – и местные, и сотрудники скорой общими усилиями вытолкали машину, и больного благополучно доставили в подразделение.

Вероника ТУТЕНКО
Фото автора

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять