Газета "Курская правда". Всегда актуальные новости в Курске и Курской области. События и происшествия.

Классики и современники

Газетный выпуск № 2025_113
18 сентября 2025 14:08 Культура

В музеях Курска одновременно открылись две необычные выставки: посетители могут увидеть загадочные картины мировой живописи и традиционную народную керамику

Как правило, художник не оставляет описания своей картины. Каждый может увидеть в ней что-то своё. А великий Франсиско Гойя свои работы даже не подписывал. Многие полотна и фрески получили название уже после смерти художника. Неизвестно и оригинальное название самого известного триптиха Иеронима Босха. Исследователи назвали его «Сад земных наслаждений». При этом до сих пор ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

Сегодня высококачественную репродукцию картины Босха куряне могут увидеть в областном краеведческом музее, где открылась выставка «Самые загадочные картины мира». Куряне приблизятся к шедеврам разных эпох. Нас ждут «Неизвестная» Ивана Крамского, «Влюблённые» Рене Магритта, «Триумф смерти» Питера Брейгеля, «Неравный брак» Василия Пукирева, «Офелия» Милле, «Сатурн» Франсиско Гойи… Всего представлено более 30 репродукций картин известных авторов.

Картины с историей

– Работы выполнены в технике жикле – высококачественная печать на холсте, – объясняет старший научный сотрудник Курского областного краеведческого музея Инна Леонова. – Она передаёт всё, что отражено на оригинальном полотне. Видны даже малейшие, связанные со временем нюансы – сколы, утрата лакокрасочного слоя и т.п.

Работа венгерского художника Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», возможно, не так известна, как соседние полотна. Оригинал находится в Будапеште. На первый взгляд, картина вполне обычная. Долгие годы искусствоведы ничего особенного в ней не видели, пока кто-то не приложил к середине полотна зеркало. В зависимости от того, с какой стороны смотреть на отражение, мы видим либо умудрённого жизнью старца (многие искусствоведы полагают, что это Бог), либо поистине дьявольский образ.

Картина Рене Магритта «Влюблённые» изображает двух целующихся людей с закрытыми тканью лицами. Возможно, художник хотел подчеркнуть, что любовь, несмотря на свою силу, может быть слепой. Однако существует и другая трактовка. Мать Магритта добровольно ушла из жизни – утопилась в реке, одетая в ночную рубашку. Когда её тело вынули из воды, подол рубашки был обмотан вокруг лица женщины. Эта трагическая история оказала глубокое влияние на психику и всё последующее творчество сына.

Картина Билла Стоунхема «Руки противятся ему» основана на строчке из стихотворения, написанного его женой. На картине – мальчик и девочка перед стеклянной дверью, а за дверью видны маленькие ладошки, тянущиеся к мальчику. У мальчика на картине странный взгляд. Девочка, соседствующая с ним, изображена в виде куклы с шарнирными ручками. Взрослый художник утверждал, что в картине нет ничего страшного. Но не все зрители с этим согласятся.

У этой картины непростая судьба. Её покупали и продавали, так как в домах, где она находилась, происходили странные события. Её даже называли картиной с привидениями. В 2017 году художник создал ещё одну картину. Эта работа практически повторяет первую, но взгляд детей показан с другой стороны. Картина называется «Руки изобрели его».

И подобные истории можно рассказать практически про любой экспонат выставки. Какие-то легенды ещё не родились. Потомкам ещё предстоит узнать тайны многих шедевров. Хотя, может, и не стоит. Например, современный шотландский художник Кен Карри считает, что картина умирает после того, как её разгадали.

Глина навека

В Курском музее археологии открылась выставка традиционной керамики. Изразцы, махотки, глечики, солонки, сосуды для вина, ендовы, кубышки, подойники, щанки, кацеи, плошки, маслëнки, кашники, цветочные горшки, кринки и корчаги. Названа она «Сказы старинной корчаги».

Здесь представлены предметы из частной коллекции Романа Нарети: около 100 экспонатов крестьянской керамики второй половины XIX – начала XXI века. Её изучению Роман Юрьевич посвятил 12 лет. А началась коллекция с игрушки. На Коренской ярмарке ему подарили фигурку керамической лошадки.

– Я был очарован, – вспоминает коллекционер, – словами трудно объяснить, но я почувствовал, что всё это мне необыкновенно близко. Керамика меня сразу увлекла. Тогда я не думал о сохранении и передаче. Просто мне захотелось видеть эти своего рода сокровища народного искусства.

В экспозиции поливные, дымлёные, вощёные, ангобированные и лощёные сосуды из Курской, Белгородской, Липецкой, Ярославской, Полтавской, Псковской, Калужской, Рязанской, Пензенской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Ивановской, Тверской и других областей, а также из Пермского края, Грузии и Армении.

– Глина – материал, который с человеком с незапамятных времён, – говорит Роман Наретя. – Люди делали кирпичи для строительства жилища, изразцовые печи, посуду. Работа с пластическим материалом – всегда волшебство. Глину можно увековечить: после обжига предмет может храниться десятилетия, а то и столетия.

Среди экспонатов и знаменитый суджанский изразец – несколько лет назад его удалось спасти из частного дома, в котором сломали старинную печь.

– Это конец XIX века, – рассказывает коллекционер. – В Курской области суджанские печные изразцы и изразцовые плитки делал Александр Поляков. Недавно Александра Николаевича не стало. Сегодня его работы находятся в коллекциях многих музеев.

А вот Владимир Холчев посвятил гончарному искусству всю жизнь. В 1993 году он создал в Глушково центр промыслов и ремёсел, затем – частную мастерскую. Учиться ездил в Рыльск, к знаменитому мастеру Николаю Андреевичу Тищенко.

– Все мои работы, представленные на выставке, изготовлены в Глушково, – говорит Владимир Павлович. – Не знаю, цела ли сегодня наша мастерская. А вот маленькие кувшинчики-шептуны я сделал уже в Курске. Считалось, что, если в него прошептать желание, оно исполнится.

Мастер отметил, что создаёт посуду прежде всего для того, чтобы ею пользовались.

– Когда делаю посуду, стараюсь, чтобы в ней удобно было готовить, – говорит он. – Я и Роману её дарил, чтобы он пользовался. А он в коллекции хранит. Теперь буду дарить по два экземпляра: для хозяйства и для коллекции.

– С древнейших времён керамика сопровождала человека на протяжении всей его жизни, – говорит директор Курского музея археологии Геннадий Стародубцев. – Исследуя поселения разного времени – эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, древнерусские поселения, мы всё время обнаруживаем на поселении много материала, и керамика – это самый массовый материал, который встречается на любом археологическом памятнике. Керамика живёт рядом с человеком тысячелетия. Образцы древнейшей керамики вы многократно могли увидеть в экспозиции нашего музея. Сегодня у нас мостик между древностью и современностью, между старыми и новыми традициями.

Елена ГАМОВА
Фото автора

Читайте также



Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и Политикой обработки персональных данных
Принять